Любовь, секс, эротика: «открытые проблемы»
Современная сексология выделяет в эротической любви два главных аспекта: первый – эмоциональная любовь, основанная на духовном стремлении к союзу с другим человеком, и второй – биологическое влечение, стремление к снятию сексуального напряжения. Эмоциональное влечение проявляется в желании постоянно находиться в близком контакте с любимым человеком. С этим эмоционально-психологическим компонентом любви тесно связаносексуальное влечение(либидо), механизм действия которых зависит от многих условий.
Рождение эротической любви начинается с эмоционального влечения, страсти, которая постепенно, проходя через сознание, превращается в чувство. Параллельно с осознанием любовного чувства нарастает и сексуальное влечение. С точки зрения биологии, главенствующая роль в сексуальной любви принадлежит органам чувств. Мыслительная деятельность, контролирующая их действие, в моменты физических сексуальных ощущений крайне нежелательна, это может привести к отклонениям в половых функциях и даже быть источником неврозов. Однако психические воздействия, независимо от чувственных рецепторов, продолжают участвовать в наших сексуальных переживаниях. Таким образом, пути сексуального поведения весьма запутаны, и нужно быть очень осторожным, чтобы они не завели в тупик жизненных катастроф и разочарований.
Сексуальные отношения – это проблема не только частная, а фундаментальная, общезначимая. Человеческая сексуальность — это феномен культуры, включенный в жизнь общества, и многое здесь зависит от уровня социокультурных установок, просвещения и воспитания в этой сложной интимной сфере жизни.
Сексуальные преобразования в обществе – процесс противоречивый. С одной стороны, устанавливается более терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что это необходимый аспект общественной и личной жизни, одно из проявлений свободы личности. Сексуальность, которая раньше была в подполье, стала нормой официальной культуры. Произошла либерализация сексуальной морали– утверждение принципа свободы, индивидуализации и многообразия форм сексуальности. С другой стороны, этот процесс несет в себе и негативные явления, связанные с тем, что запретительные нормы потеряли свое значение, а другие моральные нормы внутреннего регулирования еще не сложились. В результате расширение половых связей привело к очень неприятным последствиям (волна венерических заболеваний, распространение СПИДа). Однако не следует обвинять во всем либерализацию сексуальной морали.
В вопросе половой морали необходим определенный плюрализм. Здесь неприемлемы законодательные ограничения (на эротическую продукцию, на легализацию «сексуальных меньшинств», на работу СМИ): они лишь порождают синдром «запретного плода» и могут распространяться только на несовершеннолетних. Основной упор должен делаться здесь не на запреты, а на формирование у молодежи морального иммунитета к порнографии и разврату, обеспечивающего разумность и моральность свободы выбора.
Сегодня пересмотрена – и практически, и теоретически – идея противоположности телесного и духовного как низменного и возвышенного, где возвышенное должно подавлять низменное. Обнаружилось большое разнообразие форм сексуальной жизни и эротики, и к ним стали относиться более терпимо. Такое понимание связано с общей переориентацией современной культуры, в которой на первое место выходит индивид и в которой «реабилитированы» его тело и чувственность. Нормальная, здоровая сексуальность — явление не отрицательное, а положительное, источник удовольствия и радости. Необходимо освобождаться от живущих в нас стереотипов и воспитывать в обществе, особенно в подрастающем поколении свободу сексуальных отношений и высокую эротическую культуру.
Таким образом, для полнокровной реализации ценности человеческого общения необходимы, как минимум, две вещи: во-первых, добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию. Но чтобы эти добрые намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнер мог откликнуться на них, необходимо, во-вторых, общее «пространство понимания», основа которого – высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какая особенность человеческого общения подмечена в следующем высказывании К. Ясперса: «Я один не есть самость для себя, но становлюсь таковой во взаимодействии с другой самостью»?
2. «Отдавать себя – единственный способ быть собой». Прокомментируйте это высказывание Э. Фромма.
3. Классифицируя виды дружбы, Аристотель выделяет три: утилитарную, гедонистическую и совершенную. Какой смысл заключен в этих понятиях?
4. О. де Бальзак утверждал: «Дружбу делает неразрывной и прелесть ее удваивает чувство, которого недостает любви: «……….». Впишите недостающее, на Ваш взгляд, слово.
5. Древние говорили: «Друзья воруют время». Современные утверждения еще жестче: «Друзья – это хронофаги». Согласны ли вы с этим?
6. Известно изречение: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Прокомментируйте его.
7. Л. Фейербаху принадлежат следующие слова: «Уединенность есть конечность и ограниченность, общение есть свобода и бесконечность. Человек для себя является человеком в обычном смысле; человек в общении с человеком, единство Я и Ты, есть Бог». Какое содержание, по Вашему мнению, вкладывает Л. Фейербах в понимание общения как свободы и бесконечности? Какова роль общения с его точки зрения?
8. Известному французскому философу Ж.-П. Сартру принадлежат слова: «Ад – это другие». Почему? Согласны ли Вы с ним? Дайте обоснование своей позиции.
9. Предлагаем Вашему вниманию тесты 1–6 и 14–16, которые помогут Вам лучше узнать самого себя и определить свои способности в общении. Ответьте на вопросы этих тестов и обсудите ответы в группе.
10. Существуе ли , на Ваш взгляд, специфика в общении в молодежной среде? В чем она проявляется? Должны ли молодые люди следовать общепринятым нормам межличностного общения? Сформулируйте Ваше понимание и отношение к направлениям современной молодежной субкультуры (хип-хоп, скинхеды и др.).
11. Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные достоинства или издержки видите Вы в этом?
12. Специально для «юзеров» Интернета: Вашему вниманию предлагается ряд конкретных неписаных правил поведения в Интернете – Нэтикет, непреложно действующий, в частности, при ICQ общении. Их сформулировала С. Окатова – активный пользователь Интернета с восьмилетним стажем (см. Раздел II, 4. Этикет) Прочитайте их и обсудите с коллегами по Интернету.