Сфера творческой деятельности хореографа. Это театр оперы и балете, здесь во всей полноте представлена функция балетмейстера, как мастера хореографа
Это театр оперы и балете, здесь во всей полноте представлена функция балетмейстера, как мастера хореографа. Идея, образ балетного спектакля, ее оейственное развитие приобретает художественную плоть в сочинениях балет-ра только в танцевальных образах. На современном этапе деятельности балет-ра распространяется на такие виды деятельности:
- Организация и создание хореограф. Коллективов.
- Постановка хореографических сочинений в детских, подростовых, взрослых, профессиональных и любительских хореографических коллективах
- Воспитание средствами хореографических, эстетических потребностей детей и молодежи
- Педагогическая и научно-творческая работа по вопросам хореографического искусства
- Сбор и владение информацией развития форм и стилей хореографии в стране и за рубежом, разработка теоретических вопросов и заданий, работа с литературными , музыкальными и видео материалами.
24. Танец четырех исполнителей – па де катр
25.Содержание и форма как важнейшие эстетические категории искусства.
Содержание и форма – философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания[1]. В искусстве – в художественном произведении, принадлежит содержанию ведущая роль. Содержание искусства – многообразная действительность в ее эстетическом своеобразии, главным образом человек, человеческие отношения, жизнь общества во всей ее конкретности. Форма – внутренняя организация, конкретная структура художественного произведения, которая создается при помощи специфических изобразительно – выразительных средств для выявления и воплощения содержания. Основные элементы содержания произведения искусства – это тема и идея. Тема раскрывает круг жизненных явлений, который отражается и осмысливается в данном произведении. Художественная форма произведения искусства многогранна. К ее основным элементам относятся: сюжет, композиция, художественный язык, материальные изобразительно-выразительные средства (слово, рифма, звукоинтонация, гармония, цвет, колорит, линия, рисунок, светотень, объем).
26. Законы драматургии в хореографии
Слово «драматургия» происходит от латинского слова «драма», что означает – действие. В основе всякой драматургии лежит сценическое действие – это обстоятельства, в которые попадает герой.
Драматургия в хореографии предполагает под собой четкое представление об особенностях выразительных средств и возможностях хореографического жанра.
Драматургия обязательна для всех танцев как сюжетных, так и в танцах, где нет сюжета, но есть тема, развивающая любое человеческое чувство, характер и другое. Согласно этому танец должен сочетать в себе в гармоническом соотношении все 5 его частей: Экспозиция (ввод в действие); Завязка (начало действия); Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией); Кульминация (высшая точка напряжения); Развязка.
1. Экспозиция. Она знакомит зрителей с действующими лицами, помогает им составить представление о характере героев. В ней намечается характер развития действия;
2. Завязка. Начало действия;
3. Основное действие. Действие разворачивается;
4. Кульминация. Наивысшая точка развития драматургии. Динамика развития сюжета достигает накала.
5. Развязка. Завершение действия. Она может быть либо мгновенной, обрывающей, либо постепенной.
В основе драматургии хореографического произведения должна быть в первую очередь судьба человека, судьба народа. Только тогда произведение может быть интересным для зрителя, волновать его мысли и чувства.
27.Этапы работы над хореографическим произведением.
I. Замысел, (неконкретное представление о номере).
II. Разработка темы, идеи, драматургии произведения излагается в программе (литературное описание будущего номера является его драматургической основой). Не всегда решение отдельных эпизодов намеченных в программе окончательно, многое меняется впоследствии, но в основном, содержание должно оставаться.
III. Работа с музыкой (2, 3 этапы могут поменяться, а могут идти параллельно).
IV. Совмещение драматургии танца с драматургией музыки.
V. Работа над композицией номера (практическая)
VI. Постановочная и репетиционная работа, пишется постановочный план, т.е. график работы над номером.
VII. Запись танца:
2 вида записи:
1. Литературное описание
2. Графическое изображение
28. Сюжет – это ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий. Через эти события художник показывает взаимоотношения и взаимодействия образов. В них (отношениях, действиях) обнаруживаются различные черты характера, поведение, переживания действующих лиц. Сюжет появляется еще в замысле при определении темы и жанра танца.
Развитие сюжета проходит четыре этапа: жизненная основа, являющаяся только возможностью сюжета; сюжетный замысел - шаг вперед по пути реализации жизненной коллизии (определение главного конфликта, событий; характеристика образов, стиля, жанра; отбор приемов построения композиции; выбор музыкального материала, то есть создание композиционного плана, сценария); сочинение композиции танца-поиск пластического языка, построение мизансцен, рисунков, выбор оформления; реализация сюжета в произведении - постановка танца в коллективе, исполнение его - воплощение содержания в форму.
Главный принцип сюжета - все события связанны с основным конфликтом.
Конфликт-это разногласие, столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, лежащих в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. Основное конфликтное зерно - отсутствие или нарушение гармонии личного и общественного; между потребностями и препятствиями их удовлетворению.
События сюжета, конфликты раскрывают действующие лица, выполняя поставленную им задачу.
29. Балетные жанры. Поскольку балет, как правило, имеет сценарную (литературно-сюжетную) основу, на Ж. б. накладывают отпечаток роды и виды, свойственные литературе (см. Драматургия балета). Так, есть балеты эпические ("Пламя Парижа"), лирические ("Шопениана") и драматические ("Лауренсия"). Эти разновидности редко существуют в чистом виде, нередко они перекрещиваются, и возникают балеты лирико-эпические ("Каменный цветок"), лирико-драматические ("Лебединое озеро"), эпико-драматические ("Спартак"). Порой к балету применяются и более частные определения лит. жанров, напр. балет-поэма "Бахчисарайский фонтан", балет-роман "Утраченные иллюзии" Асафьева, балет-сказка "Золушка" и др. Будучи видом театрально-сценич. искусства, балет воспринял и его деление на трагедию ("Отелло", "Ромео и Джульетта"), комедию ("Тщетная предосторожность", "Коппелия") и драму ("Медный всадник"; "Ангара" Эшпая). Хореографич. действие балета развёртывается на основе единства драматургии и музыки (муз. драматургии). Но в этом единстве могут преобладать акценты в ту или другую сторону. Так возникают разновидности балета-пьесы ("Партизанские дни" Асафьева, "Сердце гор") и балета-симфонии, в основу которого, как правило, положено симфонич. произведение ("Величие мироздания" на муз. 4-й симфонии Бетховена, пост. Ф. В. Лопухова, 1923, "Ленинградская симфония" на муз. 7-й симфонии Шостаковича, пост. И. Д. Бельского, 1961, "Хрустальный дворец" на муз. 1-й симфонии Ж. Бизе, пост. Дж. Баланчина, 1947).
К Ж. б. можно отнести также деление балетов на сюжетные и бессюжетные ("Шопениана", пост. М. М. Фокина, 1908, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, пост. Л. М. Лавровского, 1966), танцевальные и пантомимные ("Карьера мота", пост. Н. де Валуа, 1935), а также различие балетов многоактных ("Спящая красавица"), одноактных ("Паганини", пост. Лавровского, 1960) и балетных миниатюр ("Триптих на темы Родена" на муз. Дебюсси, пост. Л. В. Якобсона). Существует также жанр оперы-балета ("Млада" Римского-Корсакова, "Снежная королева" Раухвергера), не получивший, однако, широкого распространения.
30. Пространственные искусства (статическими или предметными, воспринимаются зрением) - живопись, скульптура, архитектура, графика, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство. (Также такие ансамблевые формы, как монументальное искусство, сценофафия, костюм, в которых художественные образы существуют в пространстве, но не развиваются в прямом смысле во времени).
Пространственные(зрелищные)-живопись(Леонардо Да Винчи-«Мона Лиза»,Сандро Ботичелли-«Рождение Венеры»,Павло Пикассо-«Девочка на шаре»,Винсент Виллем Ван Гог-«Абрикосовые деревья», «Сиеста»,Исаак Ильич Левитан-«Золотая осень»,Виктор Михайлович Васнецов-«Ковер-самолет»),скульптура(Франсуа Огюст Роден-«Мыслитель»,Микелянджело-«Давид».скульптура Венеры Милосской(автор не известен),архитектура(Байдарские ворота,Генуэзская крепость, Драматический театр имени Луначарского,Ласточкино гнездо, Массандровский дворец,Пизанская башня,Эйфелева башня)-остановленное мгновение.
31.Основные выразительные средства композиции танца.
Жестикуляция, мимика и пантомима, позы, Танцевальное движение танцевального текста, Рисунок танца.
Жестикуляция
выражение чувств и мыслей посредством жестов, в том числе непроизвольными движениями
Мимика - выразительные движения лицевых мышц, выражение лицом своего состояния, своих эмоций, чувств и отношений.
Пантомима -театральное представление без слов, в котором смысл и содержание происходящего передается при помощи жестов, пластики и мимики.
Музыка и танец. декорация и свет.
Хореографической лексикой являются отдельные движения и позы, из которых складывается танец как художественное целое, различные вариации и связки т. е. как произведение хореографического искусства хореографическая лексика возникает на основе обобщения и претворения выразительных движений человека.Движения неразрывно связаны друг с другом, находятся в постоянном взаимодействии, одно движение перетекает в другое.
Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определённую мысль), должен быть подчинён основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их.Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебёдушки.Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм,и музыка,и свет – словом, все выразительные и изобразительные средства. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.В хороводе "Березка” (исполнитель – Государственный хореографический ансамбль "Березка”) балетмейстер Н.Надеждина, используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как берёзка, русской девушки, её характер, образ русской природы.
32. Па де труа - музыкально-танцевальная форма, повторяющая построение па-де-де, но для трех танцовщиков; также русский парный бальный танец, состоящий из элементов менуэта, мазурки и вальса.
33. Хореографическая миниатюра. Малая форма танцевально-сценического представления. Существует как на эстраде, так и в балетном театре. Может быть сюжетной и бессюжетной. Является основой репертуара танц. ансамблей. Х. м. сформировалась внутри балетного спектакля. В нач. 19 в. в России входила в нац. дивертисменты И. М. Аблеца, И. И. Вальберха, А. П. Глушковского. С сер. 19 в. Х. м. появилась на концертной эстраде ("Мужичок" в исполнении М. С. Суровщиковой-Петипа, балетм. И. М. Петипа; "Матлот" в исполнении О. И. Преображенской и др.), продолжая развиваться и в балетном спектакле ("сказки" в "Спящей красавице", нац. дивертисменты в "Лебедином озере" и в "Раймонде", балетм. Петипа). Х. м. создавал М. М. Фокин ("Вакханалия", "Лебедь" - обе на муз. Сен-Санса и др.).
Нередко Х. м., объединённые единым замыслом, складываются в серии ("Скрябиниана" балетм. К. А. Голейзовского, "Образы Родена" балетм. Л. В. Якобсона, "Картинки с выставки" балетм. Ф. В. Лопухова). На их основе может создаваться целостный спектакль ("Хореографические миниатюры" Якобсона, Театр им. Кирова, 1959). Х. м. - форма, благоприятная для хореографич. эксперимента, поиска новых образов и выразит. средств. В сов. балете попытки впервые воплотить совр. тему на сцене были сделаны в жанре Х. м., в этой области накоплено немало достижений. Популярность приобрели Х. м. балетм. Голейзовского, Якобсона, А. М. Мессерера, А. Н. Ермолаева, В. А. Варковицкого, В. П. Бурмейстера, А. А. Лапаури, Г. Д. Алексидзе, Г. М. Майорова и др.
34. Историко-бытовые танцы
Исторические танцы – танцевальные композиции прошлых эпох, которые исполняются и в настоящее время. Они в полной мере отражают исторические особенности той местности, в которой они возникали. Это связано с культурой породивших их народов.
Этот вид танца представляет собой переработку бальных и бытовых танцев различных времен на основе классического. Он разграничивается на танцы простого народа и аристократического общества.
Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии, и она не ограничивается танцами только прошлых веков.
Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.
Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.
Алеман. Бальный танец - вальс втроем, исполняемый кавалером и двумя дамами. Музыкальный размер 3/4, был популярен в XIX в. на семейных балах. Движения состоят из легких глиссирующих шагов. Особое значение имеет рисунок рук танцующих, меняющийся грациозно и плавно.
Бальный танец (салонный, бытовой) - это танец, который служит для массового развлечения и исполняется парой или большим количеством участников на танцевальных вечерах (балах).
Бранль - (от франц. branler - двигаться, раскачиваться), старинный французский танец, первоначально народный, хороводный, появился в эпоху Возрождения. В различных провинциях складывались характерные типы народного бранля, с названием по имени места его рождения или отличительному признаку (бранль прачек, бретонский бранль и др.) Бранли были простые, двойные, веселые, подражательные.
Галоп - (от франц. galoр), бальный танец в стремительном темпе со скачкообразными движениями, а также музыка к такому танцу.
Кадриль - (от франц. quadrille - четыре), народный массовый и бальный танец XIX в., подвижный, муз. размер 2/4, относится к контрдансам.
Мазурка - (от польск. mazurek - название жителей Мазовии) - стремительный и зажигательный бальный танец.
Менуэт - (от франц. menu - маленький) - старинный народный французский танец.
«Полонез» («polonaise») по-французски означает «польский». Это польский торжественный танец-шествие, произошел от народныхмассовых танцев – прогулок.
35. Виды хореографического рисунка.
Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определённую мысль), должен быть подчинён основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках.Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их.Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебёдушки.Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм,и музыка,и свет – словом, все выразительные и изобразительные средства. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста.В хороводе "Березка” (исполнитель – Государственный хореографический ансамбль "Березка”) балетмейстер Н.Надеждина, используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как берёзка, русской девушки, её характер, образ русской природы.
Линейные - в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды. Например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «До-за-до», «Расческа», «Досточка», «Ручеек» и т.д.
Круговые - данный вид рисунка отличается тем, что его основой служит круг. Например: круг, круг в круге, полукруг, «Восьмерка», «Вьюнок», «Корзиночка» и т.д.
Комбинированные - в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой. Например: «Звездочка», «Снежинка» и т.д.
Без геометрических форм по мнению знаменитого балетмейстера Захарова Р.В. нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали - все это мы используем в танцевальном рисунке.
36. Б
37. Балетмейстер и сферы деятельности
Балетмейстер – мастер танца, постановщик танца. Балетмейстеры работают в оперно-балетных театрах, а также в муз.комедии, на эстраде, в ансамблях классического и народного танца соединяют бальные танцы. Одни балетмейстеры создают характерные произведения, другие репетируют, ведет педагогическую работу.
Балетмейстер постановщик – переносит точность текста произведения; доносит до зрителя мысль произведения. Он ставит уже готовое произведение.
Балетмейстер постановщик должен досконально знать лексику+рисунок+характер+манеру+замысел сочинителя-.Изменения оригинала как в тексте так и в композиции недопустимо. Если исполнители не справляются с работой от неё лучше отказаться.При переносе номера в программу другого коллектива необходимо указывать автора и балетмейстера постановщика
Балетмейстер-репетитор
Как любой художник, балетмейстер должен быть высокообразованным человеком, который не только владеет профессиональными секретами хореографического искусства, но и разбирается в смежных видах искусства - драматургии, музыке, изобразительном искусстве, литературе.
Балетмейстер-репетитор, как правило, присутствует на постановочных репетициях. Если номер или балетный спектакль создается заново, то он присутствует при всей постановочной работе, которую проводит балетмейстер-сочинитель. Если, например, ставится уже поставленный ранее или в другом месте спектакль, то балетмейстер-репетитор, присутствуя на репетициях постановщика, учит хореографический текст, мизансцены, изучает стиль, характер сочинения.
Балетмейстер-сочинитель
Приступая к работе он должен четко определить цели, четко продумать структуру будущего сочинения: как выстроить завязку, как развивать образы, характеры действующих лиц, как вести действие к кульминации ,как решать развязку. Творчество балетмейстера-сочинителя сродни к творчеству коомпозитора или поэта, но у каждого свой язык.
балетмейстер-сочинитель должен владеть искусством сочинения танца, пантомимных эпизодов, мастерством режиссерского построения мизансцены, умением создавать драматургию хореографического произведения, так как иначе он не сможет в художественно-хореографических образах раскрыть идею произведения, не сможет раскрыть свой замысел.