Базовые общефункциональные навыки

Если мы возьмем хилого, нетренированного человека с плохой координацией и со слабыми мускулами и покажем ему несколько «боевых приемчиков», то толку от этого, скорее всего, не будет никакого. Как строится тренировка, например, в дзюдо? Общефизическая подготовка плюс техника. Изучение конкретных приемов борьбы происходит на основе развития базовых общефункциональных физических качеств – силы, выносливости, быстроты, координации движений…

Точно так же дело обстоит и в школьной учебе. Только там набор базовых общефункциональных качеств иной. Не разовьем эти качества – конкретным знаниям и навыкам по предметам школьной программы будет не за что «зацепиться». К сожалению, про это очень часто забывают родители. И, пытаясь подтянуть ребенка по математике или по русскому языку, не учитывают того простого факта, что трудно отремонтировать стену дома, если фундамент положен плохо. Надо сначала подправить фундамент.

Все это относится как к дошкольной подготовке, так и к школьному периоду. Я всегда уделял достаточно много внимания развитию общей интеллектуальной базы, общего фундамента психических качеств, используемых в различных видах конкретной учебной деятельности.

Речь – это, я бы сказал, первый общефункциональный навык. Сюда же относится умение и привычка читать. Школьник должен уверенно понимать тексты – самые разные. И должен уметь формулировать свои мысли – устно и письменно. Навыки речевого взаимодействия пронизывают всю нашу культуру, в том числе и школьное образование.

Как развивать речь? С детьми надо много общаться, много разговаривать. Надо читать им вслух хорошие книги и приучать их читать самостоятельно. Я вот еще сказки для своих детей сочинял – каждый день новые. Есть всякие речевые игры… Путей много. И все это пригодится при изучении практически всех школьных предметов во всех классах.

Образное мышление – это, на мой взгляд, второй важнейший общефункциональный навык. Именно скудость образного мышления, отсутствие привычки «думать образами» очень часто радикально ослабляет возможности ребят в освоении школьных предметов. Эта слабость не лежит на поверхности, не бросается в глаза… Казалось бы, в школе в основном нужна логика, память, внимательность… При чем здесь образное мышление?

А вот хочет ученик решить задачку по физике или по геометрии – а никак. Поскольку не привык представлять себе образы соответствующие. И как понять органическую химию, если человек вообще не может осознать объемную структуру молекулы? Да и учебник по географии будет сложнозапоминаемым набором фактов, если не выработана привычка соотносить все написанное с картами земной поверхности, с картинами природы, с границами государств и их административных единиц… Ну а уж в начальной школе дети вообще мыслят преимущественно образами, логика в чистом виде еще сложна для них.

Как развивать образное мышление? Простое наблюдение чехарды сменяющихся образов в телевизоре или в компьютере – это не то. Надо рисовать, чертить, разглядывать произведения искусства, играть во всякие специальные игры (мозаики, конструкторы, игры-раскраски…), изобретать совершенно новые образы… И конечно, все это с участием взрослых-ведущих.

Привычка сосредоточенно работать – еще один базовый общефункциональный навык. Если он развит слабо – толку в учебе не будет. Причем важно уметь поддерживать состояние сосредоточенной работы достаточно длительно – от 10-15 минут (в начальной школе) до 3-4 часов (в старших классах).

И когда ребенок собирает что-то из конструктора, и когда увлеченно лепит из пластилина, и когда учится владеть пилой и молотком, и когда собранно делает кувырок, и когда решает примеры по математике… – везде надо тренировать сосредоточенность. Надо поддерживать выработку данного навыка. Функции разные, а навык концентрации внимания общий. И как правило, его легче формировать не на изучении материала школьной программы, а на чем-то более интересном для ребенка.

Логическое мышление – это тоже нечто универсальное, тоже один из базовых общефункциональных навыков. Не только для точных наук, но и в гуманитарной сфере. А так же просто по жизни. Человек с неразвитой логикой – это хаос. Как ему совладать со школьной учебой?

Существует масса способов развивать логическое мышление. От разнообразнейших занимательных заданий для дошкольников до таких сложных игр, как шахматы, шашки, преферанс… Ситуации для анализа и обсуждения встречаются на каждом шагу: и при походе в магазин, и при чтении детективного рассказа про Шерлока Холмса, и в условиях затянувшейся полосы неудач в написании контрольных по алгебре… В самой школьной учебе важно делать акцент на понимание, а не только на запоминание – это тоже общий принцип логики.

Ну и пятое, что хочется здесь назвать, – мелкая моторика. Понятно, что это важнее в начальных классах. Но на самом деле, и в средних, и в старших классах мелкая моторика играет свою роль – но уже подспудно, как бы незаметно. И при письме, и при рисовании чертежей и схем к задачам, и на уроках рисования, и на уроках черчения… – везде надо. Да и само по себе, как известно, тренирует мозг.

Способов развития мелкой моторики известно немало. Надо лишь озадачиться. И лучше – задолго до школы.

Наверное, список можно было бы продолжить. Но я здесь остановлюсь. Хотя бы перечисленные пять общефункциональных навыков развить – уже будет вполне хорошо. И это именно ориентиры. Их надо постоянно иметь в виду.

ВИДЕТЬ ОБЪЕМ РАБОТЫ

Это и организационный, и сущностный момент. В семейном обучении он чрезвычайно важен. В школе есть поурочный план – там методисты весь объем учебного материала уже расписали по дням и по месяцам. А дома мы должны все это сами распределить – так, как нам удобнее. Но и чтобы в течение учебного года все успеть выучить и сдать.

Зная объем работы, мы можем представить себе примерный план. Важно все трезво оценить: и сроки, и наши возможности, и возможности нашего ребенка, и выбранный уровень освоения программы, и какие-то обстоятельства по жизни… Да еще желательно предусмотреть некоторый запас времени и сил на «форс-мажор».

Все 19 лет нашего семейного обучения я в сентябре, начиная учебу с детьми, оценивал предстоящие труды – на весь учебный год. И далее постоянно держал в голове примерные объемы и ориентировочные сроки – по каждому предмету с каждым из моих детей. Соблюдение данного правила давало мне адекватную оценку текущей ситуации и помогало планировать дальнейшие действия.

Освоение годичного курса по каждому предмету тоже обычно происходит в несколько этапов. И на каждом этапе я оценивал объем нашей работы. Да еще ведь надо учесть нагрузки по сдаче зачетов и экзаменов.

Но и более глобальное планирование имеет смысл. Например, вся начальная школа – это некий определенный набор знаний и навыков, это взаимосвязанная такая система. Обучая своих детей дома, совершенно не обязательно строго придерживаться традиционного для школы деления материала по классам. Многие темы удобнее компоновать по-другому. Скажем, числа лучше учить сразу до 100, а не как в 1 классе по стандартной программе (первое полугодие – счет от 1 до 10, а второе полугодие – до 20).

Как все это делать практически? Я просто проглядывал учебник – вот и виден сразу весь объем работы. Плюс что-то добавляется после собеседования с учителем по данному предмету – какие-то специфические требования, какие-то акценты в изучении материала, какие-то конкретные задания… Плюс можно почитать программу (в начальной школе мне это очень помогало).

Как оценить темпы, с которыми ребенок будет усваивать учебные темы? Я делал это на основе прошлого опыта, на основе знания своих детей, знания их сильных и слабых сторон, их характеров… Конечно, часто жизнь вносила существенные коррективы в наши планы. Но все равно исходное примерное планирование помогало очень сильно.

Разумеется, я и своих детей приучал планировать учебные труды. Сначала мы вместе обсуждали, что и когда будем учить и сдавать. А потом они уже самостоятельно рулили, а я лишь приглядывал за процессом и давал советы при необходимости.

Подчеркиваю: я не расписывал жестких планов. Это неудобно, это излишне. По ходу дела всегда выясняется много неожиданного. Например, одни темы ребенок усваивает легко и быстро, а в других вдруг – раз! – и «затык»! И планы, естественно, приходится менять… А то еще может выясниться, что материал, который хорошо сдали в прошлом учебном году, уже почти полностью забыт. Если это, скажем, история, то проблем особых нет. А если это математика, то приходится все заново разбирать – иначе новые темы понять не получится. Словом, гибкий примерный план – вот что является оптимальным.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК

На мой взгляд, чем меньше нагрузок по школьной учебе – тем лучше. Эффективность обучения определяется не максимальными объемами знаний, а минимальным количеством времени на освоение того, что решили изучить. Мне близок именно такой подход.

Понятно, что все хорошо в меру. Какой-то объем нагрузок – это прекрасно, это фактор развития. Но перегрузки – это плохо. А современная массовая школа построена, к сожалению, с опорой именно на перегрузки. Значит, задача родителей – смягчать данную ситуацию по мере возможностей.

Давайте скажем честно: в среднем человек может продуктивно работать головой по 4 часа в день (имеется в виду интенсивная интеллектуальная работа или учеба). И то надо делать выходные. А те 6 часов в день уроков в школе плюс несколько часов в день на домашние задания – это нонсенс. Да еще выходной всего один в неделю!

Я считаю, что в начальной школе надо ориентироваться на 1-2 часа полноценных учебных занятий в день. А в средних классах – на 2-3 часа в день. Разумеется, это должны быть интенсивные уроки, а не вялый, тягомотный процесс, который так часто имеет место в школе.

Некоторые виды учебной активности не так нагрузочны. Например, сделать чертеж по черчению или прочитать очередную книгу по литературе. А иногда, наоборот, для ребенка какой-то предмет труден – и он устает очень быстро.

Если одновременно ориентироваться и на снижение нагрузок, и на повышение качества каждого урока, то получается хорошо. А если научиться чувствовать ритмы умственной работоспособности ребенка, то получается еще лучше. И нельзя забывать про выходные и каникулы.

А что делать, если школьная программа слишком объемна для нас в каком-то классе, по каким-то предметам? Я поступал просто: безжалостно снижал учебные нагрузки. Дома с этим нет проблем. Пусть будут хуже оценки. Но факт и парадокс: таким путем мы улучшаем учебу. Неперегруженный мозг работает лучше.

Комбинирование нагрузок разного типа – это тоже фактор, помогающий выжить в условиях основанной на избыточных нагрузках школьной программы. Например, сначала мы изучаем параллельно математику и природоведение, а потом, когда их сдадим за весь учебный год, мы приступаем к изучению русского языка и истории. В средних и старших классах я всегда старался так строить процесс, чтобы мои дети занимались параллельно всего двумя-тремя предметами (один из области точных наук, один из гуманитарной сферы, и еще что-нибудь попроще, дополнительное, типа ОБЖ). То есть чтобы нагрузки по изучаемым одновременно предметам были разного типа и в какой-то степени балансировали друг друга.

Словом, родителю при семейном обучении имеет смысл серьезно задумываться о том, как распределять учебные нагрузки, каков их оптимальный ритм, какие нагрузки стоит отбросить… Силы надо беречь. И расходовать их надо стараться максимально целесообразно.

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ

Это то, что традиционно ускользает почти во всех методиках, принятых в массовой школе. Да и многие создатели альтернативных методик преподавания существенно недооценивают соотношение вербального и невербального в человеческом восприятии. А ведь это фундаментальные основы психофизиологии и психологии!

В чем суть? Невербальное восприятие – это 90-95% нашего мироощущения. Именно так человек получает основное количество информации из среды. А вербальный канал – это всего лишь 5-10% восприятия. Через него просто не пропихнуть такого объема информации, которого требует современное образование. А ведь у детишек в начальной школе «невербальное» – это вообще 95-98% восприятия!

Довольно часто мы можем видеть: разные учителя работают по одной и той же методике, по одной и той же программе, а результаты их работы отличаются колоссально. Тогда говорят: «харизма», «талант», «душу вкладывает»… А в чем конкретно проявляется эта самая «харизма преподавателя»? В жестах и в мимике, в умении красиво стоять и двигаться, в умении строить урок в гармоничном ритме, во владении приемами ораторского искусства… Плюс, конечно, очень важно умение чувствовать учеников, умение отслеживать динамику их психологического состояния, умение четко видеть степень понимания ими учебного материала… Важна и особая личная энергия учителя, его душевное состояние… Все это и есть невербальные аспекты преподавания.

Я совсем не против продуманной и четкой логической последовательности в изложении учебной информации. Я только за! Но факт состоит в том, что одного этого мало. Чисто вербальный подход к преподаванию откровенно слаб, если говорить об абсолютном большинстве детей и подростков. Это взрослым так удобнее объяснять – через сухие интеллектуальные формулировки. Да, они точны, к ним не придерешься. Но насколько ученики способны их воспринимать?

Конечно, некоторая правда есть в том, чтобы потихоньку приучать ребят к точным формулировкам, к языку науки… Без этого человек не сможет потом адекватно влиться во взрослые виды деятельности. Но обязательно нужна еще и мощная невербальная подача! Другими словами, важно не только что говорить и в какой последовательности, с какой логикой, но и как говорить. И свободный отход от сухих и строгих формулировок весьма уместен, особенно в младших классах.

Обучая своих детей дома, мы можем учитывать и невербальную сторону преподавания. Как? Ну, вот я только что перечислил: ритм, тонус, мимика, шуточки, драматизм в речи, жестикуляция… И конечно же, рисунки! Всем этим вполне можно постепенно овладевать – и эффективность вас как педагога будет возрастать.

Зацикленность на чисто логических объяснениях просто-напросто блокирует те 90-95% восприятия нашего ученика, которые могут быть подключены в урок! Не бойтесь быть эмоциональным, смешным, веселым, разным в разные дни… Не бойтесь использовать весь этот «детский диапазон» – и тогда ваш контакт с детьми будет гораздо лучше.

Родитель-педагог здесь значительно свободнее, чем учитель в школе. Как хочу – так и преподаю.

Мы можем, например, решать задачки не в тетрадке, а на отдельных больших листах, писать все крупно там и не шибко аккуратно… А потом, решив все, возьмем этот лист – и скомкаем его! Да еще можно кинуть его куда-то в сторону! И пусть так эти бумажные шарики и валяются по комнате до конца нашего урока. Или можно лист с решение разорвать на мелкие кусочки и их тоже разбросать вокруг! Это эмоции, это весело! И это дает прекрасное переключение внимания, небольшой отдых, создает неформальную, даже в чем-то волшебную атмосферу на уроке…

Или, скажем, использование сказок-задачек при изучении математики. Это сильный ход. Сказка содержит волшебство, приключение, переход вообще в другую реальность… Та же самая логическая цепочка рассуждений и вычислений, но находящаяся «внутри» сказки, будет воспринята ребенком значительно сильнее, чем абстрактное и нудное изложение во «взрослом стиле». Разумеется, данный метод надо освоить – чтобы сбалансировано сочетать и линию учебы, и линию интересного сюжета.

А может, мне надо сделать хорошую зарядку перед уроком? Может, иначе я буду вялым, неэнергичным, скучным? Энергия ведущего урок преподавателя должна увлекать учеников, вести их за собой.

Мой опыт говорит о том, что более крупное, более четкое и более красивое написание примеров, уравнений и формул дает фундаментальные подвижки в понимание данного материала, в умении решать задания подобного типа. А если еще и симпатичного, забавного человечка или, скажем, ежика подрисовать в углу листка – то вообще будет отлично!

То, что я здесь обозначил как «невербальное» – огромная сфера. И именно в ней находятся, на мой взгляд, основные резервы развития педагогики. Потому что совершенствование вербальных, логических аспектов подачи учебной информации уже практически достигло своего естественного предела, здесь уже и так напридумывано столько, что дальше уже просто некуда. Хотя до массовой школы многое из этого все равно не дошло…

Итак, уважаемые родители и педагоги, я призываю вас максимально серьезно относиться к активному подключению всего арсенала невербальных средств в обучении. Возможности для этого открываются на каждом шагу.

Правильно ли я подобрал тон разговора с ребенком, с подростком? Не слишком ли я возбужденно и быстро говорю? Или, наоборот, я говорю слишком медленно и тем самым торможу естественную динамику мышления своего ученика? Интересны ли примеры, которые я привожу, объясняя материал? Улыбаюсь ли я или же хмур как туча?...

Я максимально широко использовал в своей 19-летней практике домашнего преподавания различные невербальные подходы. Насчет логики я вообще не беспокоился. Ну, например, берем учебник – там всю логику подачи знаний из этой области до нас уже давно придумали. Или вот еще разными талантливыми педагогами придуманы дополнительные, альтернативные схемы и методики. Просто используем то, что нам нравится, что реально дает эффективность. Главная моя задача – «накрутить» вокруг исходной логическо-методической последовательности что-то такое интересное, магическое, веселое и динамичное. Преподавание – это вообще во многом цирк!

И даже в более старших классах, когда ребята делаются уже достаточно взрослыми и уже привыкли ко взрослым сухим формам интеллектуальной деятельности, учет невербальных аспектов остается весьма важным. Одно настроение урока чего стоит! Да и формат общения с подростком в переходном возрасте требует не только логики, но и непринужденности, естественности, спонтанности…

Возможно, здесь все это так красиво прозвучало… Я не могу сказать про себя, что так уж мастерски овладел всем перечисленным в данной главе. Ну, что-то освоил, к чему-то лишь прикоснулся, до чего-то руки не дошли… Но понимание огромной важности невербального аспекта в построении школьного обучения у меня возникло четкое. Это именно путь дальнейшей эволюции педагогики.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Известный факт (статистика): успех в жизни на 85% зависит от умения строить отношения с людьми и лишь на 15% зависит от конкретных профессиональных знаний и навыков. Ясное дело, статистику можно по-разному наводить, но сама идея вполне очевидна. И спорить с ней трудно – достаточно поглядеть на мир вокруг.

Но есть и иллюзия: будто бы качественные навыки общения формируются сами собой, просто от постоянного пребывания ребенка или подростка в коллективе сверстников. Это странная и довольно спорная, ничем не доказанная идея. Это просто почему-то такой стереотип мышления. Да, конечно, некоторые навыки общения ребенок или подросток получает в детском саду, в школе. Но насколько эти навыки являются фундаментальными и существенными? И насколько такой путь подходит для всех?

Вот если мы дадим ребенку столярные инструменты – и пусть он сам, играя с ними и что-то делая, научится ими хорошо владеть… Что будет? Или дадим ребенку пианино – и пусть он сам научится на нем хорошо играть, тыкая пальцами по клавишам… Ага? Чего не хватает? Правильно, не хватает старшего опытного наставника.

Разумеется, все мы так или иначе научаемся общаться, научаемся строить с людьми профессиональные отношения, научаемся в какой-то степени понимать окружающих… Кто-то естественным образом в этом более успешен, кто-то даже талантлив. А у кого-то не очень получается… Можно ходить на всякие специальные тренинги или в драматический кружок, можно читать книги по психологии успешного общения, можно советоваться с хорошими психотерапевтами, можно работать над собой…

Лично для меня общение – это, прежде всего любовь и уважение к людям, стремление их понимать в каждой текущей ситуации. Плюс моя постоянная личная внутренняя работа.

Совершенно очевидно, что детей и подростков нужно учить общаться. Это очень-очень важно. И не только для последующего успеха в социуме, но и просто для нормального душевного состояния, для создания гармоничной семьи, для построения всех ежедневных обычных контактов с людьми. Но мне основой видится не столько простое погружение растущего человека в коллектив сверстников или в некий разновозрастный коллектив, сколько направляющее и обучающее воздействие со стороны компетентных взрослых.

Чтобы учить детей и подростков гармоничным навыкам общения, взрослому человеку надо быть в контакте с ребятами, надо быть плотно погруженным в реалии их текущих дел, быть в курсе их интересов… Тогда возникают самые разные возможности постепенного обучения общению на более фундаментальном уровне, с пониманием законов психологии и высоких нравственных норм. Но такая ситуация – это всегда еще и вызов для самого воспитателя. Кто из нас, взрослых, так уж здорово умеет строить гармоничные отношения с самым широким кругом людей? Это качество, которое тренируется всю жизнь…

Я много обсуждал со своими детьми их текущие ситуации в отношениях со сверстниками, с ребятами во дворе, с родственниками, со школьными учителями, которым мы сдавали зачеты… Разумеется, я не навязывал своих взглядов, а старался вести такие разговоры деликатно. И только если мои дети хотели обсуждать данный конкретный вопрос. Я старался прояснить возникавшие ситуации, показать в них действие общих законов психологии – настолько, насколько сам мог во всем разобраться.

Очень хорошо, когда взрослые и дети, подростки что-то делают вместе. А если это не просто работа или игра, а некое более серьезное совместное приключение – то совсем здорово. Преодоление трудностей коллективом поддерживающих друг друга людей учит общаться на гораздо более высоком уровне, чем простые разговоры о новостях или об общих интересах, простое обычное выстраивание отношений лидерства в классе или стандартная выработка поведения по отстаиванию своих личных интересов.

Скажем, мы много лет участвовали в туристической работе с подростками, ведущейся в сотрудничестве с МЧС. Вот это было дело! Когда ребята после длительного перехода на байдарках вынуждены под дождем ставить лагерь, рубить дрова, готовить ужин… – это четко ставит все на свои места. Подростки в таких условиях буквально в считанные дни становятся взрослее и ответственнее, начинают понимать значение взаимной поддержки, перестраивают модели поведения…

Также растущему человеку много дает разнообразное и желательно неформальное взаимодействие с людьми различных типов, различных интересов, с различным жизненным опытом… Я целенаправленно поддерживал все такие ситуации, которые были нам доступны по жизни. Вот, к примеру, пришел ко мне в гости старый приятель – а я разговор стараюсь повести так, чтобы и моим детям было интересно. Я совершенно конкретно гнул эту линию – и в общении с родственниками, и со всякими гостями, и когда мы болтали с соседями…

Скажем, можно придти в гости к знакомой тетеньке и вместе с ней наварить много-много варенья – параллельно ведя разговоры обо всем на свете. Или, гуляя по набережной Невы, попросить разрешения зайти на пришвартованный корабль и на нем поговорить с матросом. Или попросить опытного геолога и путешественника рассказать о том, как тот едва не погиб от селя в горах, и о том, как тот жил в тайге во время экспедиции… Каждый взрослый может очень много поведать такого, что для детей, для подростков представляет живой интерес, что для них чрезвычайно актуально и полезно. И в таких разговорах люди открываются глубже, мы видим их внутренний мир, мы видим их глазами сложные жизненные ситуации…

Ясное дело, в условиях семейного обучения необходимо предоставлять детям возможности побыть и в коллективе сверстников без особого контроля со стороны взрослых. Футбол во дворе, кружки и спортивные секции, игры с соседскими ребятами на даче…

Важно осознавать, что у разных людей бывает очень различная естественная норма общения. Отличия могут быть в сотни раз! И все это варианты нормы. Не все рождаются гениями общения, миру нужны и тихие кабинетные исследователи, и спокойные художники, и водители троллейбусов…

Отдельным пунктом стоят при семейном обучении навыки общения с учителями в школе. Мы можем многое подсказать ребенку – чтобы он понял, как правильно построить диалог на зачете или экзамене, как грамотно поставить вопросы по заданному реферату или сочинению, как вежливо договориться с педагогом о времени встречи… Это все мелочи, но из них складывается процесс. И это прекрасные поводы на практике поизучать законы конструктивного взаимодействия с людьми.

Итак, развитие навыков общения – это отдельный предмет в нашей домашней школе. И один из самых важных!

УРОВЕНЬ АМБИЦИЙ

Мой принцип такой: никаких амбиций.

Что я имею в виду? Я не был нацелен на высокую академическую успеваемость. Мы вообще не имели никаких претензий к оценкам, которые учителя в школе ставили моим детям. Я не планировал вырастить суперменов, вундеркиндов и вообще тех, «кем можно гордиться».

Разумеется, я радовался успехам своих детей в школьной учебе. Но все это не было особой целью, все это получалось так. А если случались неудачные сдачи зачетов и экзаменов – то я не переживал.

Желание получить хорошую оценку – это нормально. А страх плохой оценки – это плохо. Получение недостаточно высокой оценки – это ничего страшного, абсолютно ничего страшного.

Я не хочу сказать, что мы не старались получать хорошие оценки. Старались, конечно. Получить «пять баллов» – это красивый и достойный результат проделанной дома работы. Сдача зачетов и экзаменов – это вообще часть учебы. Нужно не только знать материал, но и уметь предъявить свои знания.

Но если нам предлагали пересдать что-то или выполнить дома какие-то дополнительные задания (чтобы повысить оценку по данному предмету с «четверки» на «пятерку»), то мы всегда отказывались. Зачем пересдавать? Ведь это лишняя трата времени и сил. Мы ведь уже выучили в той степени, в которой считали нужным.

Такая концепция отсутствия амбиций удобна и эффективна. Когда мы приходили договариваться к учителям об аттестации, я говорил: «У нас нет никаких претензий к оценкам». Результат? Учитель сразу расслабляется и успокаивается. Мы ни на что особо не претендуем – такова позиция. И потому у учителя не возникает желания доказывать нам несовершенство наших знаний. Спорить не о чем.

За 19 лет семейного обучения у нас не было ни одного конфликта в школе – ни с учителями, ни с администрацией. Удобно? А что мы бы выиграли, если бы действовали с амбициями?

Наши рекомендации