Коллективный просмотр и обсуждение кинофильмов

ВЕЧЕР ОТДЫХА

Особенностью этого вечера является свободный выбор его содержания, характера проведения, небольшая организационная работа по подготовке. Вечера отдыха проводятся с целью сплочения коллектива, установления неформальных взаимоотношения, между ними придания свободному времени молодежи; большей содержательности.

Вечера отдыха не связаны жестко с какой-то тематикой. Именно это требует от организаторов проявления творческого подхода к их проведению. Вечер не должен сводиться только к танцам, хотя они и являются основным его элементом.

Вечера отдыха не требует большого количества организаторов, достаточно 3-5человек. Один из организаторов берет на себя функцию ведущего вечера - самую сложную и ответственную; второй подбирает музыку и отвечает за качество её звучания на вечере; третий - готовит занимательные конкурсы для заполнения пауз и т.д.

Во время подготовки вечера организаторы решают коллективно также вопросы об информировании членов коллектива о вечере посредством красиво и необычно оформленного объявления, об оформлении и подготовке помещения к вечеру, приобретении разнообразных призов участникам - победителям конкурсов.

Учитывая, что содержание и характер вечера зависит от творчества, инициатива, выдумки его организаторов, предлагаем один из вариантов проведения.

1. Ведущий открывает вечер, здороваясь с присутствующими, и говорит, что этот вечер должен подарить им хорошее настроение и что он включает несколько страничек. Первая страничка изрывается "Хобби". (Двое участников вносят плакат - эмблему первой странички вечера л прикрепляют ее на стенде - сцене).

Ведущий говорит о разных увлечениях (хобби) людей, о том, что распространено такое хобби как коллекционирование и предлагает присутствующим на несколько минут стать коллекционерами. Приз получит тот, кто за время, пока звучит музыка, сможет составить наиболее оригинальную коллекцию и затем интересно ее прокомментировать.

Выступают коллекционеры. Победители получают призы.

Звучит музыка, молодежь танцует.

2. Ведущий называет вторую страничку вечера "Удивительное чувство - любовь" и предлагает принять участие в трех конкурсах. (Эмблема конкурса прикрепляется к стенду).

а) Ведущий подчеркивает, что лучше всех говорят о любви поэты и приглашают желающих принять участие в конкурсе чтецов стихов о любви. Лучшие исполнители награждаются. И вновь звучит музыка.

Через некоторое время проводится второй конкурс этой странички вечера.

б) Ведущий предлагает юноша показать жестами, что он очень любит девушку, которая в это время находится в вагоне отъезжающего поезда. Конкурс окончен. Называются новые победители. Минуты смеха, юмора сменяет музыка.

в) Вновь ведущий предлагает присутствующим новый конкурс: написать признание в любви. Пока добровольцы участвующие в этом конкурсе, пишут "свои признания", остальные присутствующие танцуют.

3.Следующая страничка вечера "Красота и мода". (На сцену выносится плакат-эмблема этой странички а закрепляется на стенде).

а) Ведущий говорит о том, что все присутствующие на вечере * очень красивы, но нужно выбрать самую красивую и очаровательную участницу вечера. Он поручает это сделать нескольким, которых при этом называет. Пока все танцуют, члены импровизированного жюри с лупой и фонариком отыскивают претендентку. После танца посреди зала расстилается ковровая дорожка. Председатель «жюри» ведет по ней девушку, избранную членами королевой красоты, надевает эй на голову корону и вручает приз. Победительница танцует с ведущим показательный танец.

б) Затем ведущий предлагает нескольким юношам сделать маки-ликам. Все участники вечера следят зa тем как юноши делают. Победитель получает приз.

в) Предлагается конкурс "Авангардная мода". Его участники должны показать необычные костюмы. Пока придумываются "модельерами" необычные костюмы, все танцуют. После танца - демонстрации питерских моделей необычных костюмов.

4. Последняя страничка вечера "Музыка и танцы". Звучит музыка вальса, танго, румбы и т.д. Призы получают самые лучшие танцора, самый галантный кавалер и самый веселый участник вечера.

ДИСКОТЕКА

Программы дискотек могут быть разнообразными - от чисто развлекательных, где диск-жокей лишь управляет темпом, эмоциональным тонусом аудитории, до просветительно-образовательных, где ведущий выступает порою в роли лектора а оратора.

Как правило, дискотека состоит из двух частей : первая часть ее посвящается определенной теме, воплощаемой средствами различных искусств: музыки, живописи, сочетаемыми со стихами, о, пантомимой, с певцами-исполнителями и т.д. Вторая часть - развлекательная. Обычно такую дискотеку ведут два человека.

На дискотеке могут быть организованы музыкальные викторины, распродажа литературы о музыке, кино. В занимательной и веселой форме может вестись обсуждение положения в педучилище, школе, дошкольном учреждении. На дискотеке могут демонстрироваться фрагменты кинофильмов, слайда, организовываться встречи с педагогами, учёными, писателями, поэтами, композиторами, артистами, архитекторами и т.д. Готовясь к дискотеке, учащиеся могут оформить выставки книг, журналов, газет, художественных альбомов.

Тематике дискотек разнообразна: "Молодежь планеты поет о мире, дружбе и солидарности", "Песни протеста", "Русские песни" А.Градского, "О древне-русской музыке и живописи" и т.д.

В дискотеке организуется показ и обсуждение тематически программ, прослушивание музыкальных записей, встречи с ведущими мастерами искусства, профессиональными, самодеятельными коллективами л отдельными исполнителями, разучивание танцев; обзоры дисков фирмы "Мелодия" и т.д.

Успех дискотеки во многом зависит от ведущего ее программу (его часто называют "диск-жокей"). Им должен быть человек увлеченный, имеющий большой запас знаний в области литературы, искусства, режиссуры, эстетики. Это - активный собеседник, обладающий талантом непосредственного общения, находчивый, остроумный, тактичный, высокого уровня культуры человек.

Находясь за пультом перед микрофоном, диск-жокей - не просто радиофицированный массовик-затейник, развлекающий публику. Он и конферансье. разыгрывавший интермедии между музыкальными номерами.

Он - комментатор и организатор всего этого музыкально-зрелищного действия. Причем, его режиссура рассчитана на обратную связь с публикой. По ходу развитая сквозной темы дискотеки он может брать интервью, приглашать всех подпеть, выключать музыку, чтобы запустить кинофильм, пригласить на площадку чтеца, разыграть мини-КВН, вручить приз победителю и т.д. Конечно, диск- жокей работает не один. Ему помогают свето- и звукооператоры.

Возросший уровень запросов современной молодежи требует, естественно, необходимой культуры не только от ведущего дискотеки, но и от его помощников, причем не просто эрудиции, но и хороших манер поведения, внешнего вида, так как им незамедлительно начинают подрожать остальные участники дискотеки.

ДИСПУТ

Диспут является одной из самых распространенных форм вспомогательной работы с молодежью.

Диспут - это спор, вызванный желанием присутствующих на нём глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Преимущество диспутов перед другими формами состоит в том, что позволяет обеспечить активную позицию каждому его участник. Последнее обуславливает огромное воспитательное влияние на становление личности учащегося.

Диспуты воспитывают самостоятельность суждений, мнений учащихся, приучают их зорче вглядываться в жизнь, обогащают духа но, расширяют кругозор, учат глубоко и всесторонне анализировать и оценивать политические и моральные проблемы, мотивы, поведение сверстников, старших товарищей, окружающих, позволяют проявлять свою гражданскую позиция. Диспуты формируют не тол» моральные, но и волевые качества учащихся, так как во время учащиеся не только учатся отстаивать убедительно и доказать свои позиции, но и овладевают умением слушать оппонента. Это воспитывает выдержку, дисциплинированность, чувство такта, терпимость по отношению к мнениям товарищей.

В коллективах, где раньше диспуты не проводились, целесообразно заинтересовать учащихся этой формой работы, познакомить их с организацией к методикой проведения диспута, а затем предложить учащимся ответить в письменной форме на такие, например, вопросы: "Какие проблемы тебя особенно волнуют?", "О чем бы та хотел поспорить с товарищами, поговорить откровенно в своем коллективе?", "Какие книги или журнальные статьи хотел бы обсудить?" и др. Анализ ответов даст возможность определить интересы учащихся и те проблемы, которые их волнуют и которые необходимо сделать темами диспутов.

В некоторых случаях тема диспута может быть подсказана сложившейся в группе ситуацией: отсутствие дружбы, факты нарушения дисциплины, нездоровые увлечения, их музыкальные вкусы и т.п.

Предметом диспута могут быть также литературные произведения, поднимающие актуальные нравственные проблемы, волнующие молодежь; кинофильмы и спектакли, решающие острые вопросы современности.

После определения темы диспута нужно учащимся помочь сформулировать вопросы, либо отобрать из рекомендованных те, которые их особенно волнуют. Не нужно стремиться к большому количеству вопросов. Лучше всего сосредоточить внимание на 3-4 из них. Важно и другое: вопросы не должны предполагать однозначных ответов.

ПРОВЕДЕНИЕ ДИСПУТА

Диспут может начинаться по-разному; и со вступительного слова ведущего, и с сообщения анкетных материалов, и с непринужденных выступлений учащихся, и с анализа литературных и жизненных фактов.

Направленность диспута, его эффективность в значительной степени определяются умением ведущего во вступительном слове ясно и четко "подать" тему диспута, остро, убедительно и дискуссионно поставить вопросы перед аудиторией, сразу же всколыхнуть ее, заставить думать, спорить, обсуждать. Недопустимо бесстрастное вступительное слово ведущего : "Вопросы по теме диспута вы знаете. Кто будет выступать?" Такое начало не вызывает желания спорить.

Структура вступительного слова не может быть единой. Оно прежде всего определяется содержанием и воспитательными задачами диспута, уровнем владения учащимися искусствам спора наличием заготовленного для диспута материала, эрудицией и опитом ведущего.

Иногда диспут начинается с указания, что в художественных произведениях или известных публицистических, критических статьях проблема спора решается по-разному. Ведущий просит учащихся высказать свою точку зрения по этой проблеме.

Можно начать диспут с хорошо известного всем изречения и заострить с его помощью внимание собравшихся на узловых вопросах диспута.

Оправдало себя и такое начало диспута, когда ведуний сообщает, что проведенные анкеты или интервью по теме диспута выявили самые разнообразные, торой прямо противоположные взгляда учащихся.

Руководить диспутом нелегко. Сам по себе спор не разгорится. Его нельзя пускать на самотек, нельзя сковывать схемой. Мастерство ведущего диспут проявляется не только в широкой эрудиции, но в умении "подогреть" или "охладить" участников спора. Ведущему следует выявить разнообразные мнения по теме диспута,' уметь логически развить и аргументировать любое мнение, даже ошибочное, предусмотреть самые неожиданные вариации выступлений. Важно не просто поспорить, а подвести в итоге к осознанному принятию единого правильного мнения по тому или иному вопросу.

Роль ведущего в ходе диспута не должна сводиться только к тому, чтобы предоставлять слово выступающим. Он может комментировать очередное выступление, подчеркивая его основную мысль, сталкивать новую точку зрения с высказанной ранее, обращаться к присутствующим с предложением выразить свое отношение к определенному высказыванию, жестом иди мимикой реагировать на спорные утверждения, или, напротив, выражать солидарность с утверждениями, соответствующими его взглядам. Все это ведущий делает с соблюдением определенной меры и такта, поддерживая и стимулируя начатый разговор, направляя его в нужное русло.

Не следует запрещать на диспуте реплики, полемические выпады, вопросы с места. Это помогает оживить диспут, повышает эмоциональный накал, интерес аудитории. Ведущий должен умело реагировать на эти реплики и вопросы, переадресовывая их выступающему или приглашая желающих подробнее развить высказанную мысль, а также ответить на вопрос.

Не следует опасаться высказывания ошибочных мнений по тому или иному вопросу. Напротив, диспут проводится для того, чтобы

выявить эти ошибочные мнения, подвергнуть их критике со стороны товарищей, противопоставить им правильные. Комментируя такое выступление, ведущий должен привлечь внимание аудитории к нему, возбудить у присутствующих желание противопоставить высказанной ошибочной точке зрения правильную. Во время диспут должна быть создана атмосфера взаимного доброжелательства.

В целях поддержания активности можно иногда допустить обсуждение вопросов и не в той последовательности, в какой они записаны в объявлении

Как бы громко и глубоко не обсуждались вопрос, необходимо заключительное слово ведущего. Причем заключительное слово не всегда кладет конец дискутированию. Напротив, иногда в спорах возникают новые, волнующие проблемы, которые могу потом очередного диспута.

Заключительное олово нельзя строить по строго установленной схеме. Однако весьма желательно, чтобы заключение:

а) било кратким, ярким и убедительным;

б) указывало на правильное решение поставленной проблемы;

в) опиралось на более удачные и интересные выступления участников диспута;

г) формировало критическое, нетерпимое отношение к равнодушию, эгоизму неорганизованности и лени в среде учащихся;

д) ставило новые проблемы перед учащимися, вызывало у них интерес к знаниям, культуре, желанию совершенствовать свой нравственный облик.

Заканчивая диспут, ведущий благодарит учащими и гостей принявших активное участие в дескутировании, всех присутствующих и приглашает их на новую встречу.

ЖИВАЯ ГАЗЕТА

Живая газета" - это своеобразная форме воспитательной работы, в которой злободневное, остров и подчас критическое со держание преподносится учащимся в виде сценок и миниатюр с использованием частушек, стихов, высмеивающих недостатки от дельных учащихся и неполадки в жизни коллектива.

Цель "живой газеты" - борьба со всем тем, что мешает учебе и общественной жизни учащихся, "живая газета" в увлекательной, необычной форме позволяет метко и своевременно осмеивать лень, прогулы, неряшливость, грубость, нерадивость и т.д. отдельных членов коллектива.

Большим успехом пользуется у учащихся веселые сценка, в которых высмеиваются недисциплинированность, подсказки, плохая подготовка к урокам. Одна из таких сценок может называться "Шелест страниц". Ее очень легко поставить в любом коллективе, так как декорацией служат парты, стол преподавателя и классная доска. Участники "живой газета" сидят за партами. Один из учащихся изображает преподавателя. Когда "преподаватель задает вопрос и делает необходимую паузу перед тем, как вызвать учащегося, вся "группа" начинает лихорадочно перелистывать страницы учебника. В полнейшей тишине слышен только шелест страниц. Когда называется чья-то фамилия, все участники "Живой газеты" облегченно вздыхают. Вызванный учащийся пытается ответить по подсказкам товарищей, скашивает глаза на услужливо раскрытую перед ним книгу, но ответить все-таки не может и получает заслуженную отметку.

Содержание "живой газеты" всецело зависит от изобретательности и выдумки ее составителей и участников. Это и веселые сценки, и шуточные песни, и веселые частушки, и сообщения "От группового классного информбюро", "живая газета" может включать также вопросы и ответы, подарки и пожелания, сказки, сценки без слов.

"Живая газета" по форме проведения близка устному журналу. В ней также все содержание оформляется в виде страничек. Названия страниц должны быть краткими, по возможности вызывать усмешку и интерес к их содержанию. Так, в выпуск "Хивой газеты" под названием "Шелест страниц" учащиеся могут включить такие страницы: "Когда чтение помеха учебе?", "Эта злодейка-подсказка", "Сказка с плохим концом" и т.д.

Методика подготовки и проведения "Живой газеты" соответствует методике устного журнала.

ЗАОЧНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Заочные путешествия проводятся с целью более глубокого ознакомления молодежи с экономикой, наукой, культурой как своей, так и других стран. Основная задача "путешествия" - расширить кругозop воспитанников. обогатить багаж их знаний, стимулировать, познавательную активность.

Для организации заочного путешествия создается штаб (совет дела, комиссия), который разрабатывает маршрут "путешествия", "привалы", подбирает и рекомендует литературу для прочтения. В состав штаба входят не только представители коллектива воспитанников, но и педагоги, классный руководитель, воспитатель.

Маршрут может проходить по разным городам своей страны, других стран, а также объектам того или другого города.

После разработки маршрута составляется план подготовки к «путешествию», в котором определяются задания как творческим группам коллектива, так и отдельным учащимся, намечаются сроки их выполнения.

В ходе подготовки к "путешествию" учащиеся читают рекомендованную им литературу, знакомятся с периодической печатью, встречаются со специалистами, посещают памятные места, предприятия, учреждения, культурные центры, готовят сообщения по определённым вопросам, наглядней материал к ним (иллюстрации, фотографии, альбомы, стенды, диафильмы, кинофильмы и т.д.). Учителя, воспитатели помогают учащимся подобрать необходимую литературу, инструктируют их как работать с ней, как подготовить сообщение, какой наглядный материал лучше использовать.

В зависимости от условий можно использовать разнообразные формы работы на "привалах", систематизации и обобщения собранных материалов.

"Путешествие" может быть проведено в форме устного журнала, беседы за "круглым столом", пресс-конференции, тематического вечера. Само "путешествие" может проводиться следующим образом:

1. Вступительное слово ведущего, который сообщает цель "путешествия", его маршрут.

2. Небольшие сообщения учащихся по определении* ям заранее темам, сопровождаемые показом диафильма, открыток через эпидиаскоп, просмотр фотоальбома и т.д.

3. Обмен воспитанников мыслями по поводу совершенного "путешествия", выступления других учащихся, которые дополняют рассказы новыми сведениями, что придает "путешествию" интересную форму.

4. Подведение итогов "путешествия", одобрение интересных и ценных сообщений отдельных учащиеся, уточнение некоторых фактов, события и совместное с воспитанниками определение нового маршрута заочного путешествия на ближайшее будущее.

КЛУБ ВЕСЕЛЫХ И НАХОДЧЕВЫХ (КВН)

Большой популярностью среди учащихся пользуется КВН. Эта форма работы носит познавательный характер. КВН как яркая театрализованная игра привлекает много участников и может быть использована для изучения интересов, склонностей воспитанников их способностей и разносторонних талантов. Согласно условиям, этой игры ее участника должны проявить фантазию, смекалку, находчивость, юмор, оригинальность мышления и при этом быть ограниченными во времени. Здесь проявляется общая эрудиция, бистр• та реакции, умение общаться и принимать коллективное решении Это одна из универсальных форм, которая в соответствии с направленностью содержания может формировать личность, используя свободное время учащихся и их добровольное участие в игре.

Методика подготовки и проведения КВН.

Выбирается представительное жюри (из числа учащихся и преподавателей), согласуются виды конкурсов и сами задания, ведется конкурсный отбор членов команды и капитанов команд, приглашаются болельщики.

Сценарий КВН разрабатывается инициативной группой учащихся с помощью учителей, воспитателей, которые создают обстановку коллективного творчества, сотрудничества.

На первом заседании инициативной группы определяется тематика КВН. виды конкурсов, оговариваются вопросы, их содержание. В качестве домашнего задания предусматривается знакомство с литературой, информативными источниками, решается вопрос оформления, что придает красочность, яркость, образность выступлению команда. На следующем заседании идет разработка конкурсов, уточняется их направленность и содержание, намечаются ведущие и жюри.

Самостоятельная работа дома сводится к подготовке приветствия команде-сопернице, домашнего задания, подбору конкурсов для болельщиков, музыкальных пауз.

На последнем заседании оговариваются участники команд просматривается весь сценарий и оговариваются условия оценивания конкурсов членами жюри. Решается вопрос об оформлении содержания объявления.

Разработка сценария КВН - это большая творческая и познавательная деятельность учащихся. Форма подачи материала в конкурсах разнообразна. Здесь могут быть вопросы, задания, сюжеты, игры. инсценировки, ситуации, ответы на которые требуют знаний и большего мастерства воспитанников.

Участие болельщиков усиливает дух соревнования соперников. Здесь возможно предусмотреть задания с домашними заготовками (подготовка вопросов соперникам, проведение игры и т.д.).

Дух соревнования поддерживают и члены жюри. Оценивая выступления участников, они подбадривают команды, вселяют уверенность в победу отстающим, демонстрируя преимущества в отдельных конкурсах и оригинальность их ответов. Арбитры стимулируют готовность участников к острой борьбе, отдавая предпочтение находчивости, изобретательности, нестандартности мышления, юмору, способности завоевать авторитет публики.

Большую роль во время проведения КВН играет музыка. Поэтому хорошо, если всем знакомив мелодии клуба веселых и находчивы «Мы начинаем КВН...», а также конкурса капитанов сопровождают игру.

Особое внимание следует обратить на подбор ведущих. От них во многом зависит уровень проведения КВН. Ведущими могут быть юноши девушки, которые хорошо владеют словом, способны не растеряться в непредвиденной ситуации, любят шутки и сами умеют шутить. Ведущими или одним из них может быть также учитель, который владеет указанными выше качествами.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР И ОБСУЖДЕНИЕ КИНОФИЛЬМОВ

Интерес школьников к кино очень велик. Что привлекает их в кинофильмах ? Это, естественно, зависит от возраста . Однако общая тенденция динамики возрастных интересов такова: от сказочных сюжетов в младшем школьно возрасте героико-романтическим и приключенческим - в подростковом, острым моральным проблемам юношеском возрасте. К сожалению, у большинства воспитанников всех возрастных групп преобладает "зрелищный" подход к просмотру фильмов – взгляд на фильм кА средство развлечения. Отсюда - поверхность его восприятия, погоня за остротой сюжета, неадекватность оценки.

Потенциально все фильмы, предназначенные для детей и юношества, содержат "воспитательный заряд". Однако беседа с воспитанниками разных возрастных групп позволяет сделать заключения о том, что они не все верно воспринимают; существенные моменты остаются либо не понятыми, либо неверно истолкованными. Особенно это касается фильмов, в которых раскрываются психологические моменты поведения героев. Вот почему просмотр кинофильмов нельзя пускать на самотек, им надо управлять. В задачу педагога входят, во-первых, проведение тематического подбора фильмов для коллективного просмотра, во-вторых, обучение умению смотреть и понимать произведения киноискусства, анализировать их идейной содержание, оценивать художественные достоинства.

Просмотру фильма предшествует целенаправленная работа.

Классным руководителем, воспитателем обычно проводится предварительная беседа о фильме и его создателях.

Учащимся даются конкретные советы о том, на что следует обратить внимание при просмотре кинокартины. Целесообразно объяснить при этом незнакомые термины киноискусства, например, такие как сюжет, титры, сценарий, режиссер и др. В беседе необходимо сориентировать воспитанников на предстоящее обсуждение, дать им конкретные задания к будущей кино-конференции : какие события изображаются в фильме: какими средствами киноискусства актеры раскрывают образы Главных героев; как используются пейзажные съемки; как музыка передает и эмоционально усиливает отдельное эпизода фильма и т.д.

Задания-вопросы помогают учащимся подобрать материал для выступлений, нацеливают их на написание тематических отзывов. При распределении задавая необходимо учитывать склонности и интересы ребят, уровень их развития.

Целенаправленному просмотру кинофильма и его последующему обсуждению содействует также разработка общего плана обсуждения и заблаговременное ознакомление с ним учащихся. Например, можно предложить учащимся следующий план:

1. Кто автор сценария фильма? Что вы знаете о его творческой биографии?

2. Кто режиссер-постановщик фильма? Какова его творческая биография?

3. идейно-тематическое содержание фильма. Проблемы, их актуальность и решение в фильме.

4. Образы главных героев и искусство игры актеров.

5. Художественно-эстетические достоинства фильма.

6. Жанр кинокартины. В чем проявляется его особенности в этом фильме?

7. Общее впечатление о фильме.

Различайся два варианта обсуждении экспромт и специально подготовленное обсуждение.

В тех случаях, когда воспитанники знают основные критерии оценок художественного фильма, обсуждение может пройти сразу после просмотра в форме свободной беседа, направляемой педагогом, воспитателем.

Чаще практикуется второй вариант - специально подготовленное обсуждение. Как же его готовить?

Возможно использование разных приемов, которые активизируют учащихся и нацеливают их на восприятие фильма.

До просмотра фильма оргкомитет распределяет поручения: один членов коллектива должен анализировать роботу режиссера (лучше начинать с обсуждения экранизации, где работа режиссера наиболее "ощутима"), другой - оператора, третий - сценариста. Несколько учащихся получают задание оценить оформление фильма явственное и музыкальнее. Два-три воспитанника (по желанию) просматривают периодическую печать с целью выявления отзывов и рецензий на кинофильм.

Иногда целесообразно предложить учащимся дать краткий письменный отзыв о просмотренном фильме.

Оформление помещения перед обсуждением должно способствовать созданию в коллективе атмосфера заинтересованности. С этой целью, например, вывешиваются бюллетени отзывов о фильме, шутливые лозунги (это уместно при обсуждении кинокомедии), красочно выполненная афиша.

Обсуждение кинофильма - сложней форма воспитательной работы. Воспитанники по-разному реагируют на то, что видели в фильме, часто высказывают неожиданные суждения, задают вопроси. Поэтому лучше всего вести обсуждений самому классному руководителю, педагогу, воспитателю, После краткого вступления, содержание которого зависит от идеи фильма и его художественных достоинств, он сразу переходит к его обсуждению.

Возможны варианты вопросов:

- Понравился ли кинофильм? (Если понравился - мотивируйте, почему считаете фильм хороший).

- Это фильм-экранизация. Кто читал повесть? Как вы считаете, что интереснее - фильм или повесть? Почему?

- Что вы можете сказать о работе сценаристы в режиссера? Что нового они внесли в фильм? От чего отказались?

- Какова идея фильма?

- Какие главные проблемы решаются в фильме? Назовите их.

- Согласны ли вы с таким сценарием? Может быть, в чем-то сценарист неправ?

- Почему фильм так называется? Удачно ли это название?

- Кто из героев фильма показался вам самым привлекательным? Чем именно?

- Какие сметные линии вы считаете самыми сильными? Что этим хотели сказать сценарист и режиссер?

- Дайте краткую 1арактврвстйку положительных и отрицательных черт (главных и 2-3 - второстепенных героев). В чем вы им сочувствуете? За что осуждаете?

- Рабату каких актеров считаете наиболее удачной и почему?

- Какие нравственные проблемы решаются в фильме и как?

- Чем вы объясните поступки героев?

- Что вы считаете наиболее удачным в работе оператора и художника?

- Какие сцены производят наиболее сильное впечатление?

- Как показаны картины природы?

- Удачно ли музыкальное сопровождение фильма? Соответствует ли оно настроению героев, действиям, происходящим на экране?

- Какие вы заметили недостатки фильма?

- Можно ли считать 8тот фильм событием в киноискусстве?

В ходе обсуждения фильма желательно, чтобы каждый присутствующий учащийся высказал свое мнение, обосновав его материалами фильма. Полезно поднять спорные вопросы и обсудить их вместо с учащимися, для того чтобы понимание ими достоинств и недостатков фильма стало еще более глубоким. Желательно, если это возможно, связать увиденные на экране события с материалом учебного курса истории, литературы и других предметов. Если фильм представляет экранизацию какого-либо литературного произведения, то можно посоветовать учащимся предварительно прочитать его. Если это учащиеся младших классов, то педагогу следует доступно рассказать о произведении и его авторе, прочесть подходящие отрывки из книги или пьесы, заботясь о сохранении у школьников интереса к фильму.

Учителю следует повести обсуждение так, чтобы ответы учащихся подкреплялись ссылками на конкретные эпизоды фильма, выводами из увиденного.

Заключает обсуждение классный руководитель, учитель, воспитатель. Он высказывает свое отношение к отдельным моментам фильмa и делает логические акценты на его художественных достоинствах и воспитательном значении.

На обсуждение фильме можно пригласить (если это возможно) кого-нибудь из создателей фильм, актеров. Более результативным и активным будет обсуждение фильма, если в нем участвуют на равных воспитанники и педагоги, воспитатели, родители.

КОНКУРС

Конкурс - это соревнование на лучшее выполнение задания. В нем могут участвовать как отдельные учащиеся, так и целые коллективы. Конкурс может входить составной частью в массовые мероприятия, а также быть отдельным самостоятельным мероприятием.

Конкурсы обеспечивают условия, в которых каждый участник может проверить свои знания, умения, способности. В коллективной борьбе за победу формируются моральные убеждения учащихся, их взгляды, закрепляются положительные установки на овладение теоретическими и практическими умениями, вырабатывается потребность в самовоспитании.

Эффективность этой формы зависит в значительной мере от продуманных программ, их продолжительности и направленности, тесной связи с другими формами воспитательной работы. В программу конкурсов должно входить не только сообщение определенной информации, но, главным образом, отработка наиболее важных интеллектуальных и практических умений.

Программу, творческие задания, перечень оборудования и материалов, необходимых для проведения конкурса, разрабатывает оргкомитет.

Для оценки выполнения участниками конкурса каждого элемента теоретического и практического задания создается жюри. При оценке учитывается время, затраченное на выполнение задания, качество его выполнения, умение рационально. организовать свои деятельность. выбрать оптимальные средства и методы решения стоящих задач. Для этого разрабатывается система оценок по каждому элементу конкурса. Перед началом конкурса председатель жюри знакомит его участников с условиями, проводится жеребьевка. В конце конкурса подводятся итоги.

Конкурсы могут проводиться письменно или устно, могут быть исполнительскими и творческими. Существуют различные виды конкурсов.

Наши рекомендации