Аспекты воспитания в школьном возрасте и до 15 лет
• Культура речи – давать ребенку возможность участвовать в интересных разговорах взрослых. Задавать себе следующие вопросы: когда мы в последний раз разговаривали? Когда у меня было время, желание? Высказал ли я одобрение и признание – достаточно ли я хвалю или я скорее высказываюсь по поводу того, что мне не нравится?
• В современных системах управления много говорят о культуре обращения с ошибками. Тот, кто умеет учиться на собственных ошибках, постоянно развивается — это же справедливо и в отношении группы людей, работающих как одна команда. Как я реагирую на ошибки и плохое поведение в школе? Как я помогаю ребенку охотно учиться на своих ошибках, а не считать их (только) чем-то плохим?
• Четкая линия поведения в принципиальных вопросах на протяжении дня с учетом желаний детей. Выработка совместных соглашений и четких договоренностей о том, как они будут соблюдаться.
• Занятия искусством, в особенности – освоение музыкальных инструментов.
• Контролируемое потребление средств массовой информации: как можно меньше. Совместное обсуждение увиденного.
До 22 лет
С 13, 14, 15 лет и до 19, 20, 21 года возникает вопрос, каким образом с помощью педагогических средств можно поддержать те физиологические процессы развития, которые в этом возрасте стоят на первом месте: созревание и окончание роста костной системы и гормональная перестройка, созревание интермедиарного обмена веществ после пубертата. Вначале может показаться, что обмен веществ и скелет – нуждаются прежде всего в физической активности; это, конечно, так, но этого не достаточно. Есть другая способность, которая постоянно словно бы подогревает человека изнутри, побуждает его к деятельности, и прежде всего создает в нем вертикаль, прямоту, внутренний стержень и наполненность: это целеполагание, интересы, взгляды и мотивация, которые разжигают в человеке внутренний огонь, воодушевляют и одухотворяют его.
По осанке, походке, жестам и движениям подростков непосредственно видно, есть ли у них мысли, которые их внутренне подогревают, мотивируют, дают им ощущение внутреннего стержня, или же они живут в мыслительной пустоте и вследствие этого чувствуют безрадостность и безразличие. Мудрость языка выражает это явным образом, поскольку слово прямота имеет двойное значение: с одной стороны есть выражение говорить прямо, т.е. честно, правдиво, искренне, с другой стороны прямо означает вертикально, ровно.
В средней школе в отношении воспитания принцип подражания и примера и принцип согласованности и красоты – отступают на второй план. Теперь главными становятся совесть, правдивость и свобода. Необходимо задаваться вопросом, затрагивающим абсолютно все предметы: как я должен преподавать, чтобы подросток сам пришел к осмысленным выводам в данном предмете? Как достигнуть того, чтобы подросток не пересказывал то, что продумал учитель, как дать ему ключи, как создать условия для того, чтобы он сам смог найти ответ на определенный вопрос.
Аспекты воспитания в подростковом возрасте:
• Выработка культуры задавания вопросов, побуждение подростка к самостоятельному мышлению.
• Умение быть другом и спутником, интересоваться тем, что интересует подростка.
• Уважение к растущей потребности в свободе и самостоятельности подростка, отказ от родительских ожиданий.
• Проведение «семейного совета». Выработка совместных соглашений, анализ их не/успешности и обсуждение будущих перспектив.
• Научиться радоваться и научиться понимать то «абсолютно другое», что интересует подростка.
• Умение доверять и сообщать подростку: «Я за тебя, чтобы ни произошло, и мне очень интересно, как будет развиваться твоя жизнь».
Понимание преподавания как процесса нахождения себя, а воспитания во всех его фазах как процесса самовоспитания – вот основная идея воспитания, основанного на физиологии развития. Речь идет о том, чтобы сначала самостоятельно подражать, а потом самостоятельно переживать красоту и согласованность, видя различные аспекты и возможности рассмотрения, самостоятельно понимать, получать ответы на поставленные вопросы. Ведь поскольку ребенок развивается сам, он должен постоянно переживать следующее ощущение: я сам это наблюдал, сам видел, сам научился этому. Уже маленький ребенок говоря «я сам» и делая что-то самостоятельно, испытывает гораздо большую радость, чем поручая это тому, кто может сделать это «лучше». Воспитание, построенное на базе физиологии развития, побуждает подростка к собственной деятельности, и понимает свою задачу так, как ее выразил Рудольф Штайнер в своем базельском курсе для учителей[4]:
Любое воспитание является самовоспитанием, и мы, учителя и воспитатели, являемся лишь окружением ребенка, который воспитывает себя сам. Мы должны представлять собой благоприятное окружение, чтобы ребенок благодаря нам воспитывал себя так, как он должен себя воспитать в соответствии со своей внутренней судьбой.
Тот, кто относится к себе таким образом, будет внутренне настолько активным, что не станет скучать и не станет зависимым от наркотиков, людей, мультимедиа. Он сможет осмысленно использовать технику, не становясь при этом безвольным и пассивно–недовольным. У него появляется шанс самостоятельно определять свое дальнейшее развитие.