Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения пер­вой и второй сигнальных систем

Всвязи с наличием у человека второй сигнальной системы и мыслительной твор­ческой деятельности И. П. Павлов предложил выделять следующие типы ВНД на основе двух сигнальных систем: мыслительный, художественный и смешанный.

Для людей художественного типа характерно .преобладание конкретного чувственно-образного мышления, основанного на деятельности более развитой первой сигнальной системы действительности. Эти люди более склонны к син­тезу. Представителями людей с ярко выраженным художественным типом ВНД И. П. Павлов считал Л. Н. Толстого, И. Е. Репина и др.

У людей мыслительного типа преобладает вторая сигнальная система. Такие
люди более склонны к аналитическому, абстрактному, отвлеченному мышлению.
К этому типу ВНД И. П. Павлов относил немецкого философа Гегеля, английского
ученого Ч. Дарвина и др. "v ' ■'

У людей со смешанным типом в равной степени развиты первая и вторая сиг­нальные системы. Люди этого типа склонны как к абстрактному, так и к чувствен­но-образному мышлению. К этой категории из числа выдающихся деятелей науки и искусства И. П. Павлов относил Леонардо да Винчи — гениального художника и математика, анатома и физиолога, немецкого поэта и философа Гете, создателя периодической системы элементов Д. И. Менделеева и др.

. Таким образом, у взрослых людей в зависимости от соотношения в деятель­ности первой и второй сигнальных систем выделяют три типа ВНД.

Специальные исследования, проведенные в лаборатории А. Г. Иванова-Смо­ленского, показали, что аналогичные типы ВНД есть и у детей. Классификация ВНД детей, построенная с учетом функционирования сигнальных систем, содер­жит четыре типа: А, Б, В, Г. В основе классификации лежит способность нервных роцессов у детей к взаимопереходам от одной сигнальной системы к другой.

На рис. 9.7. представлено соотношение типов взаимодействия сигнальных сис-ем взрослого (по И. П. Павлову) и ребенка (по А. Г. Иванову-Смоленскому).

Типы А и Б характеризуются одинаковой степенью развития первой и второй сигнальных систем. В дальнейшем эти типы станут основой для развития сме­шанного типа ВНД взрослого. Однако в детском периоде типы А и Б отличаются друг от друга тем, что у детей типа А переход нервных процессов из одной сиг­нальной системы в другую легко осуществляется, тогда как у детей группы В он затруднен (см. рис. 9.7).

Ребенок типа А от предметного, конкретного мышления без труда переходит к абстрактному и наоборот. Любуясь показанной ему яркой картиной, он быстро переключается на устное изложение того, что на ней изображено. Рассматривая эту же картину, ребенок с ВНД типа Б не сразу перейдет от созерцания к изложе­нию ее содержания.





Средний

Глава 10


Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения пер­вой и второй сигнальных систем - student2.ru

С

Художественный Т Т Мыслительный

Взрослые

Дети

У -С

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ



Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения пер­вой и второй сигнальных систем - student2.ru Типологические особенности ВНД детей в зависимости от соотношения пер­вой и второй сигнальных систем - student2.ru у -с

Pwc. 9.7. Соотношение типов взаимодействия сигнальных систем, взрослого (по Павлову^ребенка (по Иванову-Смоленскому):

п-

первая сигнальная система; Ш — вторая; -> — переход процесса из одной сигнальной системы в другую; л— легкий переход процессов; - — затрудненный переход процессов

Тип В отличается затрудненным переходом из первой во вторую сигнальную систему. Детям этого типа, имеющим в руках красивые кубики, палочки и т. д., трудно перейти к математическим манипуляциям с ними, поскольку у них преоб­ладает чувственно-образное мышление над абстрактным. На основе типа В, как правило, развивается взрослый художественный тип.

Тип Г характеризуется затрудненным переходом из второй сигнальной систе­мы (развитой сильнее) в первую. Такой ребенок, успешно справляясь с переска­зом сюжета показанной ему картины, будет испытывать значительные затрудне­ния при обратной задаче: необходимости представить, изобразить то, что было передано ему в словесной форме. Дети этого типа имеют развитое абстрактное мышление, они являются прототипом взрослого мыслительного типа.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие конституции, виды конституций.

2. Факторы, определяющие формирование конституциональных признаков.

3. Особенности функциональных конституциональных типов. 4.' Психотипы и их значение в жизни человека.

5. Типы ВИД.

ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ

Наши рекомендации