Лекция 1. Проблема группы в психологии
План лекции:
1. Понятие «группа» в социальной психологии.
2. Классификация групп.
3. Основные характеристики группы.
Основные понятия: группа, большая группа, малая группа, группа-конгломерат, номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, коллектив, референтная группа, стратометрическая концепция.
1.Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, формируется в пересечении этих групп, находится под их влиянием, занимает в них определенное место, оказывается включенным в систему общественных норм, взглядов, представлений.
Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Г.М. Андреева, Л.П. Буева, А.В. Петровский, А.И. Донцов и др. считают главным системообразующим и интегрирующим основанием группы социально обусловленную предметную деятельность, т.е. организованную систему активности взаимодействующих индивидов, направленную на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры, т.е. совокупности ценностей, характеризующих способ существования общества в данный исторический период. Содержание и формы групповой жизнедеятельности продиктованы общественными потребностями и возможностями. Общество определяет материальные и организационные предпосылки образования группы, задает цели, средства и условия групповой активности, а иногда и состав реализующих ее индивидов.
Общая предметная деятельность группы порождает общность психологических характеристик группы, к которым относятся такие групповые образования как: групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение, групповые цели. Именно по этим характеристикам одна группа отличается от другой. Для индивида входящего в группу осознание принадлежности к ней осуществляется через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психологической общности с членами данной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой.
Главной психологической характеристикой группы является наличие «мы-чувства», являющегося своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе.
Выделены следующие функции группы (Н. Смелзер):
§ социализация– процесс включения личности в определенную социальную среду и усвоение ее норм и ценностей;
§ инструментальная функция – организация совместной деятельности людей, которая обеспечивает человеку материальные средства к жизни и предоставляет возможности самореализации;
§ экспрессивная функция – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии;
§ поддерживающая функция– стремление людей к объединению в трудных для них ситуациях.
2. Все многообразие человеческих групп подразделяют на первичные (контактные группы в которых люди объединены эмоциональной близостью) и вторичные (характеризуются безличным взаимодействием членов которое обусловлено официальными организационными отношениями).
По характеру структуры группы подразделяются на формальные (внешняя регламентация структуры группы) и неформальные (структура группы определяется внутренними факторами – личным стремлением индивидов к тем или иным контактам).
По своей численности группы делятся на большие и малые. Большие группы насчитывают от нескольких десятков до нескольких миллионов человек. К ним относятся этнические общности, профессиональные партии, крупные по численности организации. Малая группа — это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.
Г.М. Андреева предлагает разделять все группы на условные и реальные. Реальные группы, в свою очередь, подразделяются на лабораторные и естественные.
Группы могут различаться и по продолжительности существования. Л.И. Уманский предлагает различать группы по уровню развития, начиная от низшего уровня группы конгломерата и до высшего - коллектив. Группа-конгломерат – это группа ранее незнакомых людей, случайно оказавшихся (или собранных специально) в одном месте и в одно время. Номинальная группа - характеризуется официальным присвоением ей какого-либо общего имени, названия, приписыванием ей извне определенных целей, видов и условий деятельности. Группа-ассоциация – характеризуется тем, что начинается единая жизнедеятельность группы, закладываются основы коллективообразования, начинает формироваться ее структура. Группа-кооперация– отличается эффективной организационной структурой, высоким уровнем внутригруппового сотрудничества; взаимоотношения в этой группе носят деловой характер и подчинены достижению ее социальных целей. Группа-автономия - характеризуется высоким единством ее членов в сфере деловых и в сфере эмоциональных отношений; на этом уровне развития группы ее члены начинают себя идентифицировать себя с группой. Коллектив – рассматривается с дух точек зрения: как малая группа с высоким уровнем развития, цели которой подчинены целям общества и как большая организованная группа, цели которой служат обществу.
Отличительными признаками коллектива являются (Л.И. Уманский): направленность группы, ее организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная, волевая коммуникативность.
Г. Хаймен выделяет группы членства (группы к которым человек принадлежит в действительности) и референтные группы (которая используется как основа для сравнения). Референтная – это любая реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В референтной группе индивид находит для себя образцы для подражания. Ее цели и ценности, нормы и формы поведения, мысли и чувства, суждения и мнения становятся для него значимыми образцами для следования.
3. Основные характеристики группы зависят от типа группы. К ним относятся: а) композиция – состав группы, зависящий от типа деятельности с которым данная группа связана; б) групповые процессы – процессы, организующие деятельность группы; в) групповые нормы – определенные правила, выработанные группой, принятые ею и которым должно подчиняться поведение членов группы; г) групповые ценности – принятие или отвержение социально значимых явлений, на основе которых вырабатываются групповые нормы; система санкций – механизмы, посредством которых обеспечивает соблюдение норм; групповая структура – определенная совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Выделяют структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью, и структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями, функциональную структуру, то есть распределение между ее членами функций, необходимых для достижения цели совместной деятельности. В малых группах выделяют социометрическую, коммуникативную и ролевую структуру группы, а также структуру власти и влияния.
Социометрическая структура малой труппы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрического теста, предложенного Д. Морено. В основе социометрической структуры группы лежат эмоциональные отношения симпатии и антипатии, феномены межличностной привлекательности и популярности.
Коммуникативная структура малой группы — это совокупность связей между ее членами, характеризуемых процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе. Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются: положение, которое занимают члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации), частота и устойчивость коммуникативных связей в группе, тип коммуникативных связей между членами группы (централизованные или децентрализованные «коммуникативные сети»).
Ролевая структура малой группы — это совокупность связей и отношений между индивидами, характеризуемых распределением между ними групповых ролей, т.е. типичных способов поведения, предписываемых, ожидаемых и реализуемых участниками группового процесса. Анализ ролевой структуры малой группы позволяет определить, какие именно ролевые функции и в какой степени реализуются участниками группового взаимодействия.
Структура социальной власти и влияния в малой группе — это совокупность связей между индивидами, характеризуемая направленностью и интенсивностью их взаимного влияния. В зависимости от способа осуществления влияния выделяют различные типы социальной власти: вознаграждения, принуждения, легитимной, экспертной и референтной. Основными характеристиками структуры социальной власти и влияния являются системы связей, лежащих в основе руководства группой как официального и неофициального влияния.
А.В. Петровский в совместной с М.Г. Ярошевским в стратометрической концепции] предлагает многоуровневую структуру высокоразвитой группы.
Центральное ее звено – страта «А» образует сама групповая деятельность, ее предметно-деятельностная характеристика, даваемая по трем критериям: 1) оценка выполнения основной общественной функции — участия в общественном разделении труда; 2) оценка соответствия группы социальным нормам; 3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможность развития. Эти оценки позволяют определить социально-психологические параметры групп разного уровня развития.
Следующий «слой» представлен стратой «Б» психологический по своей сущности, которая фиксирует отношение каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, мотивацию деятельности, ее смысл для каждого участника.
В страте «В» локализуются характеристики межличностных отношений, опосредствованных содержанием совместной деятельности (ее целями, задачами, ходом выполнения), а также принятыми в группе принципами, идеями, ценностными ориентациями.
Последний поверхностный слой представлен эмоциональными отношениями.
С помощью этой структуры и критерия соответствия или препятствия общественно-историческому прогрессу, А.В. Петровский предлагает строить типологию групп.