Современный отечественный опыт проектирования выставочно-музейных центров на исторических промышленных территориях
Несмотря на то, что за границей уже в полной мере используют бывшие промышленные зоны под современную застройку, в России же, однако, опыта проектирования в данной области не так и много. Хотя, отечественные проектировщики, архитекторы и инвесторы стараются не отступать от своих зарубежных коллег.
Первый серьезный объект, реорганизованный под выставочно-музейный центр находится в Санкт-Петербурге. Это — Музейный комплекс «Вселенная воды» («Музей воды»), а ранее водонапорная башня на Шпалерной ул. То, что мы его имеем сегодня в городе — это большая заслуга не только архитектора, но и заказчика. «После того, как создан был «Музей Воды», больше ни одного подобного предложения не поступало. Поступали предложения: во что бы переобуть-переодеть эти здания, но вот функции общественной, о которой все мечтают, не было».[12] Важно то, что это было комплексное освоение территории, и что она была открыта для города, т. е. была сделана «не для себя». «Сделали фактически памятник не одного здания, а нескольких групп зданий, в которых расположены также и обучающие центры. Была сделана огромная работа по выводу предприятий, которые на тот момент были, т. е. очень комплексно подошли. И идея, которая нами была предложена в качестве некого креатива, тем самым спасти башню, в которой на тот момент была совершена чудовищная ошибка — начали выламывать перекрытия внутри башни для того чтобы организовать внутреннею лестницу. Для того, чтобы использовать функцию общественную, нужны две лестницы, где одна из них должна быть эвакуационной. На сегодняшний день это получился достаточно большой музейный комплекс, одновременно обучающий. Интересные композиции, которые постоянно обновляются в музее».[13]
Экспозиции размещены в Водонапорной башне и помещении бывшего резервуара Главной водопроводной станции. Экспозиция включает материалы по истории водоснабжения с древнейших времен до наших дней. Особый раздел посвящен акционерному обществу «Санкт-Петербургские водопроводы» — первому городскому предприятию централизованного водоснабжения. Привлекают внимание мультимедийная экспозиция «Мир воды» и крупномасштабная карта Невы с современным оборудованием для показа гидрогеологического режима и экологической ситуации в городе. В музее также воссозданы фрагменты кабинета управляющего Петербургскими водопроводами и уголок работника «Водоканала» в годы блокады Ленинграда.
С точки зрения пешеходно-транспортной доступности, музей расположен неплохо (минут 15 пешком от метро), также можно добраться на автобусе. В ходе реконструкции специалистами компании была произведена расчистка и консервация стен, усиление перекрытий, построена уникальная пристройка высотой 54 м, смонтирован панорамный лифт.
Нельзя не упомянуть ставший очень популярным культурный центр Лофт Проект ЭТАЖИ, являющийся пионером лофт-дизайна (лофт — тип жилища, переоборудованное под жилье (и не только) помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения). Слово loft означает «чердак», в США так называют еще и верхний этаж торгового помещения или склада, но сам стиль может присутствовать практически в любом помещении. Это одно из крупнейших выставочных пространств Санкт-Петербурга, которое с 2007 г. занимает площадь бывшего хлебозавода на Лиговском проспекте, дом 74. К сожалению, это не памятник промышленной архитектуры, но привести в пример стоит, потому что это неплохой пример реализации культурного центра. На сегодняшний день на территории в 3 тыс. кв. м находятся две галереи современного искусства, четыре выставочных пространства, магазин книг по дизайну, искусству и архитектуре, библиотека, кофейня, открытая крыша, а также хостел. Помимо выставочной и образовательной деятельности, Лофт Проект ЭТАЖИ активно реализует социально значимые благотворительные проекты, привлекая к участию в них лучшие художественные ресурсы города. Во многом сохраненный промышленный интерьер, характерный для лофтовой архитектуры Нью-Йорка, Берлина, Амстердама, в котором современная дизайнерская и антикварная мебель создают неповторимую атмосферу, — проект архитектурного бюро братьев Егора и Савелия Архипенко. Аналогично Лофт Проекту ЭТАЖИ, в Санкт-Петербурге организовано креативное пространство ТКАЧИ по адресу наб. Обводного канала, 60. Ткачи — это не только выставки, вечеринки, дизайнерские магазины, но и пространство для реализации и совершенствования разнообразных проектов в сфере образования и бизнеса.
Также, в качестве еще одного примера, хочется рассмотреть Музей искусств на Украине, в Киеве от украинской архитектурной фирмы FORMA. Данный пример попадает в раздел отечественных примеров исключительно с точки зрения схожести менталитета русского народа и украинского (славяне). FORMA — это современная мастерская, занимающаяся архитектурой и городским планированием. Музей искусств — это их конкурсный проект. Основная идея проекта заключалась в его удачном прочтении в ткани старого промышленного района. Данный музей предполагается устроить на территории бывшего пивоваренного завода. Дымовая труба, а также фасады завода сохраняются, что позволяет расширить знания по истории промышленности и сохранить памятник архитектуры того времени. Это достигается за счет реконструкции первоначального объема пивоваренного завода и вовлечения его в повседневную жизнь музея. Дымовая труба реконструируется и укрепляется, чтобы служить в дальнейшем ориентиром. Подвал (его центральная часть) вмещает ресторан, а в надземных уровнях располагаются кафе, а также смешанная функция библиотеки и офисных помещений. Фасад бывшего пивоваренного завода с улицы реконструируется в соответствии с оригинальными рисунками. Фасады старого здания со двора разные. Они не имитируют оригинальную пластику фасада, но в тоже время выдержаны в схожей стилистике. В проекте используется упрощенная плитка и монолитный железобетон. Новые здания примыкают к старому, но по высоте не превышают его (23 м — самая высокая точка старого здания). Новое не подавляет старого — они, напротив, переплетаются друг с другом. Идея наглядно иллюстрируется змееподобной пешеходной трубой на заднем дворе, которая связывается со старой башней. Поднимаясь по лестнице в выставочные залы, посетитель «проскальзывает» из старого здания в новое, и наоборот. Архитектура музея не сделана, чтобы производить впечатление, но она должна создавать платформу для ярких событий. Экстерьер здания формируется исключительно по функциональной схеме: прямоугольная форма комплекса позволяет организовать уютный двор для отдыха (такие дворы являются отличительной чертой застройки Киева). Инфраструктура музея обеспечивает ряд трансформаций во внутреннем пространстве, что позволяет менять интерьер музея и быстро приспосабливать помещения для предстоящих выставок. Зал конференций имеет подвижную стену, которая позволяет использовать пространство лобби и амфитеатра в случае проведения масштабных мероприятий. Также это позволяет разнообразить маршруты осмотра экспозиций. Аудитория оснащена различного рода механизмами, позволяющими трансформировать пространство в зависимости от нужд того или иного мероприятия. Также отличительной чертой данного музея является тот факт, что посетитель может попасть на любую выставку из пешеходной трубы, не затрагивая не интересующие его экспозиции. Ресторан и кафе доступны, как для посетителей музея, так и для посетителей с улицы (не затрагивают основные залы). Для переключения внимания с одной выставки на другую, в музее предусмотрены т. н. «зоны переключения», в которых могут отдохнуть глаза, будь то прекрасный вид из окна или интересная деталь.
Очень хороший пример реорганизации промышленной территории — это территория бывшего пивоваренного завода (впоследствии — винного комбината) «Московская Бавария», а ныне центр современного искусства «ВИНЗАВОД» в Москве. Первым владельцем обширной усадьбы, располагавшейся по современным Мрузовскому и 4-му Сыромятническому переулкам, был капитан лейб-гвардии Преображенского полка Мельгунов, продавший ее родной сестре, княгине Екатерине Волконской. В 1805 г. барскую усадьбу купил купец Монин, через четыре года — Никифор Прокофьев, в 1810–м открывший на ее территории медо-пивоваренную фабрику. В начале 1821 г. усадьба перешла к ревельскому купцу второй гильдии Фридриху Даниельсону, который пристроил к жилому зданию флигель с двухэтажным пивоваренным заводом и солодовней. В сороковых годах фабрика, новыми владельцами которой стали купцы первой гильдии Вильям Ватсон и Петр Дрейер, была второй по величине в Москве после «Трехгорной»: в ней производилось пива на 57 тыс. рублей в год. В 1855–м огромная усадьба и фабрика стали принадлежать известному «откупщицкому царю» Василию Александровичу Кокореву. В середине XIX в. западная часть усадьбы была отрезана линией Московско-Курской железной дороги. Здание солодовни оказалось на углу вновь проложенного переулка и получило неожиданно важное градостроительное значение. Пивоваренный завод занял своими постройками весь север владения. В 70-80-х гг. XIX столетия завод перешел во владение акционерного общества «Московская Бавария» («Русское товарищество пиво- и медоварения в Москве») братьев Ивана и Кирилла Тарусиных, владельцев всей Плющихи. В 1909 г. часть усадьбы приобрели душеприказчики почетного гражданина Х. С. Леденцова, завещавшего свое состояние на образовательные цели, и главный дом был переоборудован для помещения там городского четырехклассного училища. К тому времени старинная усадьба значительно сократила свою площадь: часть ее отрезала линия железной дороги, а часть, выходившая к Яузе, была продана в другие руки. Заведующим домами был И. П. Голоулин, и еще много лет этот дом среди окрестного населения назывался Голоулинским, и даже весь район до набережной Яузы — Голоулинкой.
В советское время Сыромятники — большая промзона и привокзальный, трущобный район. Ныне «ВИНЗАВОД» — первый и самый большой центр современного искусства в нашей стране. «ВИНЗАВОД» соединяет все направления современной культуры: выставки, фестивали, лекционные программы, кинопоказы, концерты, театральные премьеры. Здесь собраны художественные галереи, мастерские художников, дизайнеров и фотографов, арт-кафе, шоу-румы модной одежды, книжный магазин, детская студия и многое другое. «ВИНЗАВОД» поддерживает инициативы в области современного искусства и талантливых молодых людей. Автор проекта — Александр Бродский.
Территория «ВИНЗАВОДА» составляет порядка 3,3 га и располагается недалеко от центра Москвы в пешеходной доступности от станции метрополитена. Основные выставочные залы имеют разные названия и разные назначения. Так, Цех Белого — это выставочный зал мирового уровня. Профессиональное световое и техническое оборудование позволяют проводить здесь выставки, презентации, мастер-классы, лекции и концерты на самом высоком уровне. Цех Красного, расположенный в подвале — это атмосферный зал, прекрасно подходящий для фото- и видео-инсталляций. Залы Большого Винохранилища завораживают и идеально подходят для видеоарта. Бродильный цех представляет собой различные магазины и шоу-румы, в то время как Ангар позволяет проводить иные масштабные мероприятия. Также на территории «ВИНЗАВОДА» представлены Винтажный зал, Лекционный зал и Акцизный склад.
Другой пример — это Новый Манеж — здание в псевдорусском стиле на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка (в Москве), которое в настоящий момент функционирует как выставочное пространство Музейного объединения «Столица» (МГВЗ «Новый Манеж»; также как и МВЦ «Рабочий и колхозница»). Манеж сооружен в 1888 г. в центре Москвы для городской электростанции. Заказ проекта московской электростанции получил архитектор Владимир Шер. Здание возведено на территории сада Георгиевского монастыря, откуда и получило название «Георгиевская» электростанция. С возведением в 1897 г. Центральной электростанции, Георгиевская электростанция была упразднена, а помещения использовали для магазинов и гаражей первого автобусного парка. Вплоть до 1994 г. тут располагалось СТО правительственных машин.
С 1995 г. начата новая история сооружения бывшей электростанции/гаража. По предложению мэра Лужкова было ратифицировано постановление Правительства № 824 «О формировании Государственного выставочного зала». В 1996 г. зал передали под управление Комитета по культуре. Реконструкцию постройки выполнял Отдел инженерного обеспечения Москвы. Авторы реконструкции: архитектор Григорьев. Позже здание поставлено под государственную охрану в качестве памятника промышленной архитектуры.
Одним их новых проектов является галерея «Red October» — некоммерческая галерея современного искусства, открытая в 2012 г. на территории бывшей фабрики «Красный Октябрь» в Москве. Галерея основана Владимиром Овчаренко в партнерстве с группой Гута. Деятельность галереи направлена на продвижение новаторского современного искусства и реализацию художественных проектов, соответствующих международным стандартам. Еще до открытия галереи помещение бывшего шоколадного цеха использовалось для проведения различных художественных мероприятий, в том числе ярмарки COSMOSCOW в 2010 г., а с 2004 по 2009 гг. в помещениях бывших гаражей фабрики по инициативе художника Владимира Дубосарского был открыт культурный центр «АРТСтрелка».
Бывшая шоколадная фабрика Красный Октябрь — это территория стрелки Болотного острова площадью 5 га в самом центре Москвы, ограниченная Москва-рекой и Водоотводным каналом. Ближайшая связь с «материком» — пешеходный Патриарший мост. В 2007 г. был завершен вывод промышленных мощностей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на территорию концерна «Бабаевский». С этого момента проект начал жить новой жизнью, и комплекс зданий из красного кирпича — символ архитектурной Москвы — превратился в арт-кластер. Сегодня Красный Октябрь — одно из самых модных мест столицы, и это не случайность, а результат реализации продуманной концепции девелопера проекта. Территория Красного Октября граничит с пешеходной зоной — туристическим маршрутом, практически единственным в Москве, ведущим от Храма Христа Спасителя на Красный Октябрь, затем в Парк Искусств на Якиманской набережной, к Третьяковской галерее через Горбатый мост на Болотную площадь, потом, минуя Балчуг, к Кремлю. От Кремля — к Манежу, оттуда — в Пушкинский музей. И от Пушкинского музея — к Храму Христа Спасителя. «Красный Октябрь» удачно интегрирован в городскую инфраструктуру. С точки зрения пешеходной доступности — второго такого проекта в Москве нет. За короткое время проект Красный Октябрь превратился в новый центр богемной Москвы. Теперь здесь находится основное средоточие модных клубов, гастрономических ресторанов, офисов преуспевающих компаний, художественных галерей и выставочных залов. Сегодня это не только большое арт-комьюнити, а территория с новой концепцией столичного образа жизни и активно развивающийся девелоперский проект.