Классификационные параметры основных парадигм образования
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
1. Целевые ориента- ции | Формирование знаний, уме- ний и навыков, основ науч- ного мировоззрения, всесто- роннее развитие учащихся, воспитание сознательных и высокообразованных людей | Формирование знаний, уме- ний и навыков, обобщенных способов умственных и прак- тических действий, способно- стей, черт характера и других качеств, обеспечивающих успешность практической (социальной, трудовой, худо- жественно-прикладной) дея- тельности человека. Форми- рование трудового опыта, раз- витие трудолюбия и воспита- ние трудовой нравственности | Становление и развитие лич- ности обучаемого, его позна- вательных способностей, формирование обобщенных знаний и способов учебных действий, опора на субъек- тивный опыт обучаемого. Психологическое сопровож- дение образования и помощь в самоопределении и саморе- ализации личности |
2. Психоло- гическая теория (концеп- ция) обуче- ния | В основе лежит ассоциатив- но-рефлекторная концепция обучения, опирающаяся на когнитивную психологию. Тематическим ядром является положение о том, что обуче- ние определяет психическое | Опирается на представление о структуре целостной деяте- льности (мотивы - цели - условия — действия) и тео- рию планомерного форми- рования умственных и прак- тических действий. Акцент | Базируется на теории разви- вающего обучения, осно- вывающейся на признании диалектической взаимосвя- зи обучения и развития: обу- чение опережает психиче- ское развитие, развитие же |
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
развитие учащегося. Инди- | на обученности учащих- | определяет успешность обу- | |
видуальный подход заключа- | ся — уровне сформированно- | чения. Концептуальным яд- | |
ется в приспособлении учеб- | сти знаний, умений и навы- | ром является положение о | |
ного материала (содержания | ков. Психическое развитие | развитии обобщенных спо- | |
обучения) к индивидуаль- | рассматривается как условие | собов учебных действий и са- | |
но-психологическим осо- | подготовленности учащего- | морегулируемом учении. | |
бенностям учащихся. Уча- | ся. Индивидуальный подход | Индивидуальный подход | |
щийся — объект педагогиче- | выражается в том, что каждо- | означает учет потенциаль- | |
ского воздействия | му обучающемуся предостав- | ных возможностей учащихся | |
ляется возможность продви- | при определении содержа- | ||
гаться в учении в наиболее | ния обучения | ||
благоприятном для него тем- | |||
пе, с учетом его познаватель- | |||
ных и профессиональных | |||
способностей. Учащийся — | |||
объект управления с помо- | |||
щью дидактических средств: | |||
направляющих текстов, тех- | |||
нологических карт, програм- | |||
мированного учебника, юни- | |||
тов и др. |
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
3. Принци- пы обуче- ния | Научность, систематич- ность, доступность, проч- ность, сознательность, ак- тивность, наглядность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуаль- ных особенностей | Ориентация на развитие дея- тельностных структур, прио- ритет дидактики и методики, сочетание индивидуальной работы с групповыми форма- ми, учение в индивидуаль- ном темпе и стиле, адаптация дидактических средств к по- знавательным возможностям учащихся, обеспечение об- ратной связи | Приоритет индивидуально- сти личности, гуманизация и демократизация педагогиче- ских отношений, максима- льный учет субъективного опыта обучаемых |
4. Содержа- ние образо- вания | Содержание обучения опре- деляется учебным планом и учебными программами, ко- торые основываются на стан- дартах образования. Едино- образная, технократическая и невариативная система. Акцент на формировании у обучаемых совокупности знаний | Характерны блочно-модуль- ная компоновка содержания обучения и адаптация его к индивидуально-профессио- нальным особенностям раз- личных групп обучающихся. Образовательные програм- мы четко ориентированы на конкретный вид и уровень деятельности | Содержание обучения глав- ным образом направлено на формирование личностно значимых способов учеб- но-профессиональной дея- тельности с учетом субъек- тивного опыта обучающихся. Образовательные програм- мы отражают не только толь- ко знаниевый компонент, |
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
но и психологическое содер- жание основных сфер челове- ческой деятельности (наука, искусство, ремесло), а также личностные особенности обучающихся. Образователь- ные программы максимально адаптированы к индивидуа- льно-психологическим воз- можностям обучающихся | |||
5. Темати- ческое ядро образовате- льной па- радигмы | Ключевые компетентности - совокупность знаний по учебным предметам, а также умений по выполнению ди- дактически ориентирован- ных заданий. Ключевые ком- петентности являются много- мерными, т. е. включают так- же умственные процессы, интеллектуальные умения и жизненный опыт | Ключевые компетенции - общая способность личности мобилизовывать в деятель- ности свои знания и умения, а также обобщенные спосо- бы выполнения действий. Ключевые компетенции имеют экстрафункциональ- ный характер, включают зна- ния, умения и способности, необходимые для успешной | Ключевые квалификации - это общепредметные и обще- профессиональные знания, умения, навыки, а также спо- собности и качества, обеспе- чивающие успешное освое- ние новых видов деятельно- сти, социально-профессио- нальную мобильность и ди- намичность. Ключевые квалификации являются |
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
адаптации и выполнения разнообразных взаимосвя- занных видов деятельности в различных профессиональ- ных сообществах | многомерными, так как включают знания, умения, навыки, субъективный опыт, социально-профессиональ- ные качества и психофизио- логические свойства | ||
6. Техноло- гии обуче- ния | Доминируют объяснитель- но-иллюстративные методы обучения. Широко исполь- зуются способы активизации познавательной деятельно- сти. Преобладающий стиль взаимодействия педагогов с обучающимися - авторитар- ный | Доминируют информацион- ные (дидактоцентрические) технологии обучения, осно- ванные на концепции инте- риоризации, характеризую- щей переход внешних дейст- вий в умственные. Главное - формирование системы ум- ственных и практических действий. Преобладающий стиль взаимоотношений пе- дагогов с учащимися - адап- тивный | Доминируют антропоцент- рические технологии обуче- ния, основанные на теориях развивающего и проблемно- го обучения. Акцент делает- ся на формировании обоб- щенных способов учеб- но-профессиональной дея- тельности и организации са- морегулируемого учения. Преобладающий стиль взаи- моотношений педагогов с учащимися - гуманно-лич- ностный. Технологии обуче- ния направлены на развитие |
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
совокупности характеристик личности: знаний, умений, навыков, способов учебных действий, механизмов лично- стного самоуправления, сфе- ры эмоционально-нравствен- ных характеристик личности | |||
7. Крите- рии оценки результатов учения | Количественная пятибалль- ная оценка знаний, умений и навыков по учебным пред- метам. Требования к оцен- ке: индивидуальный харак- тер, дифференцированный подход, систематичность контроля, объективность, гласность. Отметка являет- ся средством принуждения, психологического давления на учащегося. Итоговый анализ учебно-профессио- нальной деятельности | Сочетание поэтапного конт- роля знаний, умений и навы- ков на зачетах и экзаменах, проводимых в форме испы- таний: собеседования, тести- рования, самостоятельных работ, программированного опроса и т.д. Компьютерное тестирование уровня обу- ченности дополняется диа- гностикой психического развития обучающегося. В отдельных случаях (в систе- ме дополнительного | Отслеживание (мониторинг) развития основных под- структур личности: направ- ленности, компетентности (обученное™), познаватель- ных способностей, профес- сионально важных качеств и психофизиологических свойств личности. Важное значение придается само- контролю и самооценке, ко- торые становятся психологи- ческой основой рефлексии учебно-профессионального |
Парадигмы | |||
Параметры | Когнитивно ориентированная | Деятельностно ориентированная | Личностно ориентированная |
осуществляется педагогом | профессионального образо- вания) используется экс- пертная оценка подготов- ленности специалиста, осно- ванная на сетевых оценочных процедурах | развития личности учащих- ся. Оценка результатов уче- ния становится основой психологической поддержки и коррекции развития лич- ности |
198 » |
Инновационными компонентами рассмотренных
образовательных парадигм являются ключевые ком-
петентности, ключевые компетенции и ключевые
квалификации. Реализация данных ключевых ком-
понентов потребует нового содержания профессио-
нального образования и новых государственных
стандартов, ориентированных не на исходные про-
граммные материалы, а на результаты образования,
включающие ключевые компетентности, ключевые
компетенции и ключевые квалификации. Развитие
этих многомерных социально-психологических и
профессионально-педагогических образований по-
требует также новых технологий и средств обучения,
воспитания и развития, а также новой организации
учебно-профессионального пространства.
Механизмом стимулирования инновационных
поисков путей реализации новой стратегии образова-
ния может стать технология оценки деятельности об-
разовательного учреждения при его аттестации и ак-
кредитации.
Внедрение в практику работы профессиональ-
ной школы инновационных подходов позволит су-
щественно улучшить качество образования, повы-
сить его экономическую эффективность, обеспе-
чить социально-профессиональную защищенность
личности.
Очевидно, что каждая из парадигм образования
имеет свои достоинства и недостатки. Основываясь
на исследовании взаимосвязи учебной деятельности
и профессионального развития личности, рассмот-
рим целесообразность использования этих моделей
образования на разных этапах профессиональной
подготовки учащихся.
Начальный этап. Условия обучения в профессио-
нальной школе в большей мере, чем в общеобразова-
тельной, требуют от учащихся умения самостоятель-
но организовывать учебную деятельность, умения
учиться. Важно сформировать у учащихся целостную
структуру деятельности учения во взаимосвязи всех
составляющих ее компонентов.
Умение учиться можно определить как степень
овладения способами учебно-познавательной деяте-
льности в процессе усвоения знаний, умений и навы-
ков.
От первого этапа зависит успешность обучения
в учебном заведении, поэтому его можно считать
сенситивным периодом формирования учебных
умений.
Начальный этап ориентировочно охватывает
1-й год обучения. Его цель — адаптация выпускни-
ков школ к новым условиям обучения. Для этого не-
обходимо формирование таких учебных умений, как
планирование и организация своего времени; ана-
лиз учебного материала; анализ и коррекция своей
учебной деятельности, постановка целей и выбор
путей их достижения; формирование взаимоотно-
шений с учащимися в группе, с преподавателями;
запоминание и воспроизведение учебного материа-
ла, решение проблем, возникающих в процессе обу-
чения и др.
Оптимальная модель образования для этого этапа
профессиональной подготовки — когнитивно ориен-
тированная.
Начальный этап является базовым для последую-
щего основного этапа.
Основной этап характеризуется выполнением пре-
имущественно учебно-производственной дея-
тельности, наиболее важной особенностью которой
является решение учебных задач производственного
характера. Ориентировочно основной этап включает
2—3-й годы обучения.
200 .»
Цель данного этапа — научить учащихся решению
учебно-производственных задач. К ним относятся
типовые производственные задачи, задания и упраж-
нения. Главное — формирование умений и обобщен-
ных способов действий, так называемых ключевых
компетенции.
Заключительный этап. Профессиональное раз-
витие личности учащегося и формирование его дея-
тельности на заключительном этапе строятся на
базе уже сформированных на предыдущих этапах
обучения учебно-профессиональных умений и
личностных качеств. Специфика этого этапа, на
котором доминирует учебно-профессиональная
деятельность, заключается в следующем: учебные
задачи преимущественно носят характер профессио-
нальной деятельности, формы подготовки прибли-
жены к видам будущей деятельности, новообразо-
вания, приобретаемые на данном этапе, професси-
онализируются.
Ориентировочно заключительный этап охватыва-
ет 3—4-й годы обучения.
Цель этого этапа — научить учащихся решать
учебно-профессиональные задачи. Следует преду-
смотреть формирование таких учебно-профессио-
нальных умений, как планирование и организация
своей профессиональной деятельности, ее анализ и
коррекция, решение профессиональных задач, выяв-
ление проблем в своей профессиональной деятель-
ности и путей их решения, умение строить взаимоот-
ношения в профессиональных группах, анализ про-
изводственно-технологических ситуаций.
Анализ литературы по психологии учебной дея-
тельности учащихся и проведенное поисковое иссле-
дование позволяют гипотетически представить тра-
екторию развития личности учащегося в виде графи-
ка (рис. 3).
Ведущая парадигма Личностно ориентированная Деятельностно ориентированная Когнитивно ориентированная |
Специалист |
Абитуриент Начальный
Основной Заключительный
Этапы подготовки учащихся
Рис. 3. Взаимосвязь основных моделей профессионального
образования и развития личности
Как уже выше было показано, на каждом этапе
оправдана одна из рассмотренных парадигм образо-
вания: на первом этапе — когнитивно ориентирован-
ная, на втором — деятельностно ориентированная и
на заключительном этапе — личностно ориентиро-
ванная.На рис. 3 отражены эти предпочтительные
модели профессионального образования. Кривая от-
ражает динамику процесса профессионального раз-
вития личности на каждом этапе, которая зависит от
соответствия реально складывающейся учебно-про-
фессиональной деятельности учащегося и норматив-
ной деятельности, выстроенной согласно логике раз-
вития. В случае их соответствия происходит эффек-
тивное преобразование структурных компонентов
личности (прогрессивное развитие). В противном
случае кривая развития преобразуется в «плато»,
асимптотически приближаясь к новому качеству, но
не достигая его. Подчеркнем, что переход на более
высокий уровень возможен лишь при освоении дея-
тельности более низкого уровня.