Как воспитывать гиперактивного ребёнка?
Как быть со страхами детей?
Помнитевесёлую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель»? Песенка весёлая, а вот сама ситуация – не простая. Конечно, хорошо, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он целый день бегает как заводной по квартире, хватаясь то за один предмет, то за другой, не в состоянии дослушать до конца сказку или вопрос; если на все усилия привлечь внимание малыша (игрушкой или новыми красками) он не задерживается у стола больше, чем на минуту, - это уже не кажется весёлым ни родителям, ни педагогам в детском саду.
Не следует любого возбуждённого ребёнка относить к категории гиперактивных. Чрезмерная активность детей – вовсе не болезнь. Это естественное состояние нервной системы маленького человечка, переживающего бурный физический и эмоциональный рост. Ребёнок стремительно развивается. Почти каждый день приносит ему новые умения и навыки. Жизнь малыша наполнена массой свежих впечатлений. Неудивительно, что его нервная система не справляется с нагрузками и перевозбуждается. Это нормальная защитная реакция организма.
Гиперактивный ребёнок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, на улице, в гостях, в кабинете врача – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на самом интересном предмете. Ребёнок постоянно крутится и вертится, сидя на стуле, постоянно что-то теребит в руках, трясёт ногой и т.д. Он просто не может остановиться.
Каковы же причины гиперактивности? Развитие гиперактивности тесно связано с наличием у ребёнка минимальной мозговой дисфункции (ММД).
ММД – недостаточность функций нервной системы, приводящая к трудностям в обучении и поведении.
Причины ММД:
• осложнения во время беременности (токсикоз, перенесенные вирусные инфекции, угроза прерывания, гипоксия плода, травмы во время родов и т.д.);
• генетический фактор;
• особенности внутрисемейных отношений (частые конфликты и прочее).
Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
Необходимо изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
· Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
· Стройте взаимоотношения с ребенком на доверии и взаимопонимании.
· Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил.
· Не давайте ему категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».
· Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите его действия, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного).
· Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
· Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.
· Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.
· Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Необходимо изменение микроклимата в семье:
· Уделяйте ребенку достаточно внимания.
· Проводите досуг всей семьей.
· Не допускайте ссор в присутствии ребенка.
Необходима организация режима дня и места для занятий:
· Установите четкий распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
· Чаще показывайте ребенку, как выполнить задание, не отвлекаясь.
· Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком заданий.
· Оградите ребенка от длительных просмотров телевизионных передач, занятий на компьютере.
· Избегайте по возможности больших скоплений людей.
· Помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Необходима специальная поведенческая программа:
· Придумайте гибкую систему вознаграждений (за хорошо выполненное задание) и наказаний (за плохое поведение), используя знаковые обозначения или дневник самоконтроля.
· Не прибегайте к физическому наказанию! Целесообразнее использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения проступка.
· Чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому ребенок не воспринимает выговоры и наказания, однако чувствителен к поощрениям.
· Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
· Постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребенком.
· Не давайте ребенку поручений, не соответствующих уровню его развития, возрасту и способностям.
· Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время
· Помогайте ребенку приступить к выполнению задания, т. к. это самый трудный этап.
· Не давайте сразу несколько заданий, задание не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев.
· Объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться.
· Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными. Наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
– запрет на приятную деятельность;
– прием «выключенного времени» (скамья штрафников);
· Помните, что вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление (поощрение желательного поведения и игнорирование нежелательного).