Связь с другими дисциплинами
Программа
этнокультурного центра « «Жэмбүүр»
“Главное, к чему мы сейчас стремимся –
это возрождение национального духа,
Национальной души бурятского народа.
Через возрождение народного творчества,
Традиций мы возрождаем душу народа.
Ну, если возродится душа, то
Возродятся и язык, и культура, и сам народ».
Д-Н. Д. Дугаров, народный художник Бурятии
Пояснительная записка
Каждый человек уже с рождения становится причастным к той или иной национальной культуре. Он впитывает ее с молоком и колыбельными песнями матери в младенчестве, со сказками и преданиями в детстве, со всем этническим укладом жизни. Постепенно он сам становится носителем, а затем и сотворцом культуры своего народа, этноса. Язык, традиции, историческая память, обрядовая поэзия, образ жизни, мировидение, фольклор, литература, национальная живопись, искусство, религия составляют устойчивые признаки этнокультуры. Из этого благодатного источника ребенок «пьет духовную жизнь и силу».
Нравственные ценности, как и любые качества (свойства, черты) личности, формируются с младшего детского возраста, как только пробуждается сознание. Традиции, историческая память, фольклор, литература, искусство, религия, отражая менталитет народа и традиционные формы бытия, являются мощными факторами мировидения человека как носителя этнокультурных и онтологических ценностей. Формирование принятых в обществе нравственных норм происходит на протяжении длительного исторического периода, и на его характер самым непосредственным образом влияет весь ход исторического развития этноса, оказывающий решающее воздействие на возникновение и сохранение этнокультурных традиций, которые имеют непреходящую ценность и, в свою очередь, постоянно воздействуют на становление полноценной личности. Педагогическая культура каждого народа отличается своеобразием, так как отражает особенности бытия этноса. Поэтому каждый этнос имеет свой уникальный подход к постановке и решению проблем воспитания молодёжи. На протяжении всей истории этноса фольклор не только создавал основу для истинно народной концепции воспитания, но и выполнял образовательные функции, а также функцию трансляции национальных ценностей последующим поколениям. В истории многовекового развития народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения и навыки, необходимые в жизни. Этот принцип - одно из ценных положений народной педагогики.
Концепция обновления и развития национальных школ республики Бурятия определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. В связи с этим создание и функционирование детского культурно-спортивного комплекса «Жэмбүүр» становится актуальным в настоящее время.
Цель программы ЭЦ «Жэмбүүр» является:
- Приобщение школьников к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию Республики Бурятия, к их традициям, обычаям.
- Формирование у учащихся интереса и уважения к коренным народам, к их труду, языку.
- Развитие национальных видов спорта, как способ сохранения духовного и физического здоровья нации.
- Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
- Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Бурятия, их бытом, духовной и материальной культурой;
- Формировать ценностное отношение школьников к национальной культуре;
- Учить применять на практике полученные знания, сформированные умения и навыки;
- Способствовать формированию навыков экологической культуры учащихся;
- Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у школьников;
- Прививать интерес к истории культуры предков, потребность изучать культуру коренных народов;
- Вовлечь учеников, их родителей и других субъектов социума в реализации положительных традиций во внеурочное время.
Актуальность создания такой программы продиктована требованием времени, самой жизнью, стремлением не потерять свои корни, привлечь каждого к судьбе страны, своей родины.
Новизна данного курса состоит в том, что, помимо теоретического материла, предложены практические рекомендации, такие как сбор необходимых сведений, их выполнение. Специфика содержания данной программы определяет и особые пути передачи и освоения информации, основанные на важнейшем для народной культуры принципе вариативности, обеспечивающем жизнеспособность традиции, её постоянное творческое обновление, что также обогащает арсенал современных педагогических технологий.
Научная новизна программы состоит в следующем:
- раскрыт воспитательный потенциал положительных традиций народов Бурятии в процессе познавательной, культурно-досуговой и внеурочной деятельности;
- разработан план совместной деятельности со школой национального возрождения по использованию традиций народов Бурятии в этнокультурном воспитании школьников;
- раскрыты особенности взаимодействия семьи, школы и других социальных институтов в этнокультурном воспитании школьников на традициях народов Бурятии;
-определены социально-педагогические условия, способствующие успешному использованию традиций народов Бурятии во внеурочное время в этнокультурном воспитании учащихся.
Аннотация к программе.
Данный проект предполагает создание культурно-спортивной площадкис национальным уклоном под названием Этнокультурного центра «Жэмбүүр». Функционирование этой площадки– важнейшее средство приобщения к национальной культуре, связь со своим народом, соблюдение традиций, обычаев и укрепления здоровья и физического развития детей. Проект включает методологическую тему обеспечения морального и физического здоровья детей, дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, наконец, обрядов и обычаев, связанных с сохранением жизни и самочувствия, семейных и общественных праздников, ознакомление с системой и содержанием разностороннего развития детей в старой и современной семье, школе.
Проведение детских народных праздников способствует формированию этических ценностей: стиль общения, характер отношений, раскрытию воспитательной функции общественных праздников: очищение от дурных помыслов, сплочение, единение, сотрудничество и др.
Образовательная программа ЭЦ «Жэмбүүр» составлена для учащихся 1-6 классов МБОУ «Кижингинская средняя школа им. Х. Намсараева».Рассчитана на 1 учебный год, общий объём учебного времени составляет 35часов, 1 час в неделю.
Апробация и внедрение программы. Основные положения и результаты реализации программы обсуждались на заседаниях педагогического совета школы, совещаниях с участием родителей, сотрудников школы национального возрождения. Материалы программы были представлены на региональной научно-практической конференции “Инновационные проекты в сфере функционирования бурятского языка: работа с детьми и молодёжью» (2010г), на региональном конкурсе инновационных проектов (2010г), (диплом 3 степени), на республиканской НПК, посвященной 120-летию Х. Намсараева(2010г).
Реализация данной программы проводится в три этапа с 2010 по 2015 гг.
На первом этапе (2013 – 2014уч.г.)осуществление теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме программы;
выявление современного состояния проблемы этнокультурного воспитания школьников на практике воспитательной деятельности семьи и школы; определение цели, объекта, предмета, гипотезы и задачи исследования, выявление его методологической основы;
На втором этапе (2014-2016уч.г.)систематизация теоретического материала исследования, разработка теоретической модели и программы этнокультурного воспитания школьников на традициях народов Бурятии; создание социально-педагогических условий эффективного использования педагогического потенциала положительных традиций народов республики в этнокультурном воспитании школьников.
На третьем этапе (2016 - 2017 уч.г.)осуществление анализа и обобщение результатов работы по этнокультурному воспитанию школьников; оформление презентаций и подготовка научно-методических рекомендаций.
Принципы
· дидактические (сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи обучения с жизнью);
· воспитания (социальной активности, социального творчества, развивающее воспитание, мотивированность, проблемность, индивидуализация, опора на ведущую деятельность);
· развития (деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества);
· здоровьесберегающие (ведущей роли валеологических знаний, природосообразности, индивидуального подхода, возрастной)
Условия реализации программы:
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция): учебно-методические комплекты «Бурятский язык», «Бурятская литература», художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения), стандарт основного общего образования, методические пособия для учителя;печатные пособия;компьютерные и информационно-коммуникативные средства; технические средства обучения; оборудование класса.
Для организацииобразовательного процесса используются технологии:
ü проблемно-диалогическая технология;
ü проектная технология;
ü игровая технология;
ü объяснительно-иллюстрированная.
Методы:
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесный (диалог, рассказ, работа с печатными); наглядный (картины, опорные схемы, таблицы, слайды, видеофильмы и др.); практический (упражнения, практические работы, моделирование и др.); исследовательский; самостоятельной работы; работы под руководством преподавателя; дидактическая игра;
Связь с другими дисциплинами
В курсе «Жэмбүүр» интегрированы такие предметы, как бурятская литература, краеведение, физическая культура история, музыка, фольклор, трудовое обучение, изобразительное искусство, этнопедагогика, психология и др.
Содержание
Занятия КСК «Жэмбүүр» позволяют обратиться к огромному материалу, который остаётся за рамками учебника, значительно расширить представления ребят о традиции, фольклоре, языке, фольклоре, искусстве, религии, об национальных играх, которые не входят в школьную программу.
Работа «Жэмбүүр» выстраивается по трём направлениям:
1. «Сансар» - Фольклор родного края. Изучение фольклорного материала. Организация культурно-познавательного досуга школьников.
2. «Дэбшэл»- национальная спортивная игра
3. « Зүрхэнэй дуунууд» -творческая мастерская.
Внеурочные занятия осуществляются через различные формы работы: микролекции, беседы, практические занятия, тренировки, выразительное чтение, инсценирование и др.
Программой предусмотрены часы для экскурсий, встреч с писателями, с интересными людьми, посещений спектаклей, выставок, различных спортивных турниров и т.д.
Методика занятий наряду с традиционными включает исследовательскую и творческую деятельность учащихся, участие в различных культурно-спортивных мероприятиях.
Программа «Дэбшэл»
Пояснительная записка.
Одной изцентральных линийСтандартов второго поколения выступают задачи формирования разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой деятельности и организация активного отдыха.
В течение многих веков народы выработали свою систему воспитания каждого нового подрастающего поколения, обусловленную различными факторами: историческими, социальными, культурными, психологическими и др. В то же время суровые климатические условия, постоянные тяжелые кочевья по степи, круглогодичное пребывание в полевых условиях, особенности организации трудовой деятельности, своеобразие бытовой жизни требовали от бурятов исключительной закалки организма, хорошего физического развития и сноровки. От степника-кочевника требовались умение противостоять жизненным невзгодам и сохранить способность к продолжению своего рода.
С этой целью буряты воспитывали детей физически здоровыми и нравственно устойчивыми. У них развивали острый слух, зоркость, наблюдательность, твердость духа, ловкость, выносливость, силу, смелость. С детства поощрялись самостоятельность и ориентирование на позитивный опыт народной медицины .
В культурно-историческом развитии бурятского народа игра всегда была важным элементом воспитания в процессе первоначальной подготовки детей к жизни, основой которой являлся учет особенностей взаимоотношения человека с окружающей средой. При этом о культуре игры судили по проявленным в ней знаниям, умениям, по творческим склонностям, вкусу, способностям, организованности, воспитанности и другим индивидуальным качествам.
Недооценка возможностей народного образования и его составляющей части - физического воспитания детей, породила негативные последствия, что крайне отрицательно сказывается в настоящее время на состоянии здоровья и уровне физического развития и физической подготовленности младших школьников.
Все возрастающая роль и значение возрождения национальной системы образования, в том числе и в области физической культуры, являются важнейшим механизмом выживания бурятского народа.
В педагогике нашего народа сложились свои четкие цели, задачи, содержание, методы, формы, средства, показатели результатов воспитания в совокупности, обеспечивающие передачу от поколения к поколению наиболее предпочитаемые народом этические ценности, виды традиционной деятельности и многое другое, что составляет самобытность нации.
Программа «Буряад арадай нааданууд » в школе выполняет особую роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что она строится на психологической и дидактической базе, которая является в школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и физического развития. Программа включает методологическую тему обеспечения морального и физического здоровья детей, дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, наконец, обрядов и обычаев, связанных с сохранением жизни и самочувствия, семейных и общественных праздников, ознакомление с системой и содержанием разностороннего развития детей в старой и современной семье, школе. Проведение детских народных праздников способствует формированию этических ценностей: стиля общения, характера отношений; раскрытию воспитательной функции общественных праздников: очищение от дурных помыслов, сплочение, единение, сотрудничество и др. Реализация этого проекта – важнейшее средство приобщения к национальной культуре, связь со своим народом, соблюдение традиций, обычаев и укрепления здоровья и физического развития детей.
Актуальность. Народная педагогика как одно из средств для достижения диалектического единства культурно-исторических традиций с культурой педагога.
Новизна. Благодаря учителям дети научатся старинным бурятским играм, которые несколько столетий были необычайно популярны. Создание спортивной площадки «Yндэһэнхүүгэдэй найрай талмай –«Жэмбүүр» предполагает не только возрождение и сохранение, но и передачу следующему поколению истинного народного искусства.