Элитарная школа США. Частные вузы (2 часа).
Основные понятия: образование, элитарная школа, университет, типы школ, частные вузы.
Вопросы для обсуждения:
1.Назовите британскую модель элитарной школы, послужившую эталоном при создании аналогичных учебных заведений в других странах.
2.Почему большинство элитарных университетов за рубежом зачастую являются частными? Обоснуйте свой ответ.
3.Какой тип школ считается самым привилегированным в американском частном образовании? Почему?
4.Почему большинство элитарных университетов за рубежом являются частными?
5.Охарактеризуйте две британских высших школы Оксфорд и Кембридж.
6.Дайте характеристику частному университету США «Лига плюща».
7.Опишите модель Стэнфордского университета.
8.Приведите пример инновационной модели частного вуза.
9.В чем вы видите преимущества инновационной этой модели вуза?
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. монография/ Джуринский А.Н.—Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 162 c.
2.Корсунов, В. И. Сравнительная педагогика: учебно-методическое пособие / В. И. Корсунов. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 40 с.
3.Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2011.-304с.
Дополнительная
1.Англия: в питомниках элиты // Частная школа. 1994. № 4. С. 23-28.
2.Сахаров Н.А. Частные школы и формирование правящей элиты / Н.А. Сахаров // США – Экономика, политика, идеология, 1989 №10.
Задания для СРС:
1.Дайте определение понятия «частная школа».
2.Какие модели частных учебных заведений вам известны?
3.Назовите британскую модель элитарной школы, послужившую эталоном при создании аналогичных учебных заведений в других странах.
4.Подготовьте презентацию на тему: «Элитарный университет».
Семинарское занятие № 6.
Современное состояние и тенденции развития высшей школы стран Запада (2 часа).
Основные понятия: традиции, бинарная система, оценка знаний, высшая школа, частные университеты, концепция, качество образования, оценка качества, тематическая оценка.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие традиции внесли старейшие вузы Великобритании - Оксфорд и Кембридж – в практику работы британской высшей школы?
2. Что такое британская система? В связи, с чем она была введена в Великобритании?
3. Какие меры по реорганизации высшей школы Великобритании предложил комитет Роббинса?
4. Как вы думаете, почему в Германии в отличие от других стран никогда не было элитарных вузов?
5. Когда и в связи, с чем в Германии были введены общенациональные ограничения на прием студентов на престижные факультеты вузов?
6. Почему во Франции в отличие от Великобритании. Германии и США университеты утратили лидирующие позиции в системе национального высшего образования? Обоснуйте свой ответ.
7. Считаете ли вы обоснованным утверждение, что американский университет был сформирован под влиянием европейской университетской культуры?
8. Назовите характерные черты американской высшей школы. В чем вы видите ее достоинства и недостатки?
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: устный индивидуальный и фронтальный опросы, проверка выполнения аналитических записок, листов сжатия информации, проверка планов, тезисов, конспектов рассматриваемых на занятии вопросов, контроль работы студентов в ходе занятия.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России. монография/ Джуринский А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 162 c.
2. Корсунов, В. И. Сравнительная педагогика: учебно-методическое пособие / В. И. Корсунов. – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2011. – 40 с.
3. Бордовская, Н.В., Реан, А.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов. - СПб.: Питер, 2011.-304с.
Дополнительная:
1. Капранова В.А. Предпринимательский университет: концепция деятельности / ВА. Капранова // Вышэйшая школа. 1999. № 3—4. С. 99-101.
2. Капранова В.А. Американская высшая школа: взгляд со стороны / ВА. Капранова// Высшая школа. 2002. № 5. С. 65-68.
Задания на СРС
1. Каковы особенности становления национальных систем обеспечения и оценки качества обучения в высшей школе? Опишите их на примере конкретной страны.
2. Охарактеризуйте уровни оценки качества образования в высшей школе (вузовский, программный).
3. В чем вы видите особенности становления национальных систем оценки качества в странах Центральной и Восточной Европы?
4. Подготовьте презентацию на тему: «Старейший вуз Великобритании-Оксфорд».
Семинарское занятие №7.