Функции и основные направления деятельности классного руководителя
Классный руководитель как организатор воспитательной работы. Функции классного руководителя. Планирование воспитательной работы: требования, структура плана. Циклограмма деятельности классного руководителя.
Педагогическая деятельность предполагает организацию преподавания и воспитательной работы. Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач их гармоничного развития. Организатором воспитательной работы в классе является классный руководитель. В связи со сложностью и многоаспектностью собственно воспитания, воспитательного процесса в частности, в педагогической науке и практике до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности. Эта проблема обостряется в условиях многообразия образовательных учреждений, в которых организация воспитательной работы обусловлена их спецификой. На сегодняшний день известны разные варианты классного руководства: традиционный, когда учитель-предметник попутно осуществляет и функции классного руководителя; должность освобожденного классного руководителя; куратор параллели классов и др. В большинстве школ представлен традиционный вариант организации воспитания школьников.
На эту должность назначаются преимущественно учителя, ведущие основные предметы образовательной программы школы, имеющие определенный стаж педагогической работы. Права, обязанности и основные функции классного руководителя прописываются в должностной инструкции.
Можно выделить три основные группы функций классного руководителя:
функции воздействия на ребенка: изучение индивидуальных особенностей развития, окружения, интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и средств; анализ эффективности воспитательных воздействий;
функции создания воспитывающей среды: сплочение коллектива; формирование благоприятной психологической атмосферы; включение в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления;
функции коррекции влияния различных субъектов социальных отношений ребенка: педагогическая помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативного воздействия социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
Эти функции могут быть скорректированы, дополнены и расширены в конкретном образовательном учреждении. Они реализуются через конкретные дела, которые представлены в плане работы классного руководителя. План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. В зависимости от имеющегося опыта работы план может составляться на четверть, полугодие или учебный год. Он проверяется и утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе.
К планированию воспитательной работы предъявляются следующие требования: целенаправленность; учет предложений школьников и их родителей; связь с жизнью; комплексность; предоставление ситуации выбора различных видов деятельности, своей позиции; преемственность; конкретность и целесообразность, обоснованность; реальность и разумная насыщенность.
Структура плана (перечень необходимых компонентов) может быть различной. Но является целесообразным включение следующих разделов:
1. Анализ воспитательной работы за прошлый год (истекший период): общие сведения о классе; результаты воспитательной работы (уровень воспитанности, социальности учащихся и т.д.); характеристика изменений, происшедших в коллективе (развитие структуры, отношений, укрепление связей и традиций и др.); реализация поставленных задач (какие решены и как, что и как повлияло на их решение, причины невыполнения намеченного).
2. Цели и задачи воспитательной работы на новый период: вытекают из анализа работы, отличаются от задач предыдущего периода, конкретны и реальны, охватывают всю планируемую работу.
3. Работа с коллективом учащихся: основные направления деятельности.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом: индивидуальная работа с педагогами, «малые» педсоветы, посещение уроков.
5. Работа с семьей, общественностью: индивидуальная работа, формирование родительского коллектива, проведение родительских собраний, работа родительского комитета и др.
Общепринятой формы планирования работы нет, этот вид деятельности предполагает творческий подход воспитателя. В опыте работы классных руководителей сложились различные варианты.
1)
Задачи воспита-тельной работы | Основные мероприятия | Дата | Ответственные | Отметка о выполнении |
2)
Задачи вос-питательной работы | Основные мероприятия | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями, обществен-ностью |
3)
Недели | I неделя | II неделя | III неделя | IY неделя | ||||||||||||||||||||||
месяцы | дата | Содержание | ответственные | дата | содержание | ответственные | дата | содержание | ответственные | дата | содержание | ответственные | ||||||||||||||
Сент. | ||||||||||||||||||||||||||
Окт. | ||||||||||||||||||||||||||
4)
Направления работы классного руководителя | Работа с ученическим коллективом | Работа с родителями, семьей | Работа с педагогами, обществен-ностью |
неделя | |||
Общение | |||
Здоровье | |||
Учение | |||
Досуг |
При планировании работы многие классные руководители вначале определяют те дела, которые периодически повторяются и занимают большую часть времени. Такой раздел плана называют «циклограмма», она может иметь такое содержание:
ежедневно: встреча детей, уборка кабинета; контроль посещаемости; встреча с учителями-предметниками; организация питания и др.;
еженедельно: классный час; проверка дневников; индивидуальная работа с родителями и детьми; внеклассные мероприятия по планам предметных недель; ведение классного журнала; работа с активом класса и др.;
каждый месяц: посещение уроков своего класса; линейка и др.
каждую четверть: родительское собрание; генеральная уборка кабинета; подведение итогов четверти и др.;
каждый год: август – проверка личных дел, моделирование предстоящей деятельности и др.; сентябрь – День знаний, День здоровья и др.; …; июнь – заполнение личных дел учащихся; сдача классного журнала; ремонт кабинета и др.