Вопрос соответствия нормативов на «выполнение госгарантий» и нормативов на «выполнение образовательных программ»
Субвенции, сформированные субъектами Российской Федерации, как правило, рассчитываются по типам программ с учетом особенностей контингентов детей на основе подушевых нормативов (в соответствии с нормами Федерального закона «Об образовании в РФ»), утвержденных законами (или подзаконными актами субъекта РФ). Муниципалитет, получив субвенцию на «госгарантию», не использует нормативы (региональные), а устанавливает свои - на «выполнение образовательных программ» и заключает соглашения с учреждениями по «цене услуги», совершенно произвольно установленной и не соответствующей «цене госгарантий». То есть на муниципальном уровне при формировании задания нормативы, установленные субъектом Российской Федерации, не используются (законодательно не требуются).
С введением финансового обеспечения заданий учреждениям/организациям (в соответствии с Федеральным законом № 83-ФЗ), подушевые нормативы участвуют только в формировании субвенций и носят характер инструмента «межбюджетных отношений» (участвуют в определении объема субвенции, направляемой на уровень муниципалитета). Финансирование учреждения (финансовое обеспечение образовательных программ), в нарушение Федерального закона «Об образовании в РФ», осуществляется не на подушевой основе, а только с учетом» нормативов, установленных на уровне региона. В результате нарушается целевой характер средств, направленных в муниципалитет, так как «цена госгарантий» для учреждений теперь может быть разной и не соответствовать той, которая была субъектом установлена. Муниципалитет, пользуясь законодательством о разграничении бюджетных полномочий, осуществляет перераспределение средств в пользу школ с малой наполняемостью, изменяя величины нормативов «на выполнение программ», либо просто заключая соглашения с учреждениями без учета стоимости услуги.
Таким образом, снижается управляемость системой образования регионального уровня, блокируются усилия по оптимизации сети. Происходит полный отказ от подушевых нормативов (нарушение Федерального закона «Об образовании в РФ»), так как при формировании задания норматив, как стоимость услуги, использовать необязательно. Либо норматив сводится на нет многочисленными «поправочными коэффициентами», так как практически финансирование осуществляется по «индивидуальным» нормативам. Муниципалитет самостоятельно распоряжается практически «чужими деньгами», нарушая порядок расчета и самостоятельно определяя объемы средств, нормированных на «выполнение госгарантий».
Причина видится в отсутствии законодательно установленной связи между терминами «средства на выполнение госгарантий» и «средства на выполнение образовательных программ», что позволяет муниципальному уровню произвольно устанавливать «цену, стоимость, величину» услуги. То есть нарушается целевой характер средств субъекта РФ, снижается эффективность их использования.
3. Проблема возможности уменьшения объема обязательств регионального бюджета перед муниципальным бюджетом при определении размера субвенции в ходе формирования бюджета на очередной финансовый год в связи с:
- предоставленным для субъекта РФ Бюджетным кодексом РФ правом создавать 5% резерв в субвенции, который распределяется между муниципалитетами после сбора статистических форм РИК от муниципалитетов;
- распространенной в субъектах РФ практикой сокращения объема средств муниципального бюджета с 1 октября (на 5-10%) путем уменьшения согласованного объема бюджетных ассигнований муниципалитетам, определенного ранее по усредненному нормативу.
4. Проблема отсутствия системного мониторинга на региональном и федеральном (в разрезе субъектов Российской Федерации) уровнях кредиторской задолженности муниципальных образовательных и иных бюджетных организаций, возникающей в том числе по причинам:
- несовершенства порядка учета изменений контингента обучающихся на новый учебный год при формировании муниципального бюджета;
- финансовой необеспеченности реализации в муниципальных образовательных организациях утвержденных санитарно-эпидемиологических норм и принимаемых планов мер по обеспечению безопасности образовательных организаций, утверждаемых на уровне субъектов РФ.
Решение вышеуказанных вопросов будет способствовать реализации норм, зафиксированных в Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов и Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 2593-р), а также в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».