Упражнение на развитие навыков саморегуляции
Все участники тренинга садятся в круг‚ закрывают глаза. Тренер спокойным тоном зачитывает текст инструкции.
ИНСТРУКЦИЯ ТРЕНЕРА. «Вспомните день, в который выохотно идете на работу... Когда вы идете не очень охотно на работу... Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными... Назовите ситуации, когда вы взволнованы и невнимательны...
Сядьте, выпрямившись, на стул и держит спину совсем прямо. Положите руки на сто или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните, глубоко выдохните без паузы между вдохом и выходом. Вдох происходит несколько быстрее, выдох... когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете — не напрягайтесь пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придает какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете с беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой - нибудь другой, приятный цвет, например, голубой представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность легкость».
Упражнение будет способствовать развитию навыков саморегуляции.
Обсуждение. Участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце и определяют возможности применения этой игры с детьми.
13.Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка»
Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными, но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.
В этом случае желательно как можно шире использовать наглядную информацию и проводить совместные мероприятия с группой родителей, а не индивидуальные беседы. Например, на общем родительском собрании поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы: «Что такое «агрессивность, «Как общаться с агрессивным ребенком», «Можно ли помочь агрессивному ребенку. Интересный материал о работе с родителями агрессивного ребенка можно найти в книге Р. Кэмпбелла «Как справиться с гневом ребенка».Также можно посоветовать родителям играть с детьми в игры, которые способствуют улучшению детско-родительских отношений. Одну из таких игр — «Занимательные картинки» — мы приводим в приложении №12.
Психологический практикум
Обратная связь
Занятие 2. Тема:
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
План занятий
1) Приветствие.
2) Мини-лекция «Что такое гиперактивность».
3) Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка».
4) Игра «Давайте поздороваемся».
5) Мини-лекция «Как выявить гиперактивного ребенка».
6) Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка».
7) Игра «Сто мячей».
8) Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».
9) Упражнение «Инструкция».
10) Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми».
11) Игра «Черепаха».
12) Упражнение «Заполни таблицу».
13) Игра «Маленький зверек».
14) Мини-лекция «Как работать с детьми гиперактивного ребенка».
15) Упражнение «Письмо-карточка».
16) Мини-лекция «Игры для родителей с детьми. Пальчиковые игры».
17) Психологический практикум.
18) Обратная связь.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Приветствие
2. Мини-лекция «Что такое гиперактивность»
Тренер объясняет значение термина «гиперактивность».
В литературных источниках термин «гиперактивность» до сих пор не имеет однозначного толкования. Однако многие специалисты к внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, импульсивность, повышенную двигательную активность.
Далее тренер рассказывает о причинах появления гиперактивности у ребенка. Среди них могут быть генетические факторы, родовые травмы, перенесенные ребенком инфекционные заболевания и др.
Так как понятие гиперактивности иногда трактуется многими взрослыми (педагогами, родителями) неполно, только как повышенная двигательная активность, целесообразно в теоретическом блоке по этой теме остановиться на описании и других проявлений гиперактивности в поведении ребенка: невнимательности и импульсивность. Именно импульсивность вызывает наибольшие диагностические трудности. Оказать конкретную помощь в определении импульсивности сможет приведенная в Приложении № 13 анкета «Признаки импульсивности».
3. Упражнение «Портрет гиперактивного ребенка»
4. Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.
Содержание:
Играющие хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего каждый участник должен успеть поздороваться как можно с большим числом играющих.
Варианты сигналов ведущего:
Хлопок в ладоши — надо пожать руку всем возможным партнерам;
Звонок колокольчика — погладить по спине партнера;
Звук свистка — поздороваться «спинками».
Желательно для более эффективного результата игры ввести запрет на разговоры во время выполнения задания.
5. Мини- лекция « Как выявить гиперактивного ребенка».
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу начать соответствующую диагнозу коррекционную работу. Если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, взрослые (воспитатель, учитель, психолог, родители и т. ,) проводят дополнительное целенаправленное наблюдение за ним.
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка в группе, которые помогут в практической работе. (Приложение №14). Данные критерии также оформлены в виде тестов.
По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к невропатологу и провести соответствующее медицинское обследование.
6. Упражнение «Как выявить гиперактивного ребенка»
Данное упражнение предназначено: вариант 1 — для педагогов, психологов, дефектологов; вариант 2 — для родителей гиперактивных детей. Тренер выбирает вариант, соответствующий контингенту. Если группа смешанная одна подгруппа выполняет задание для педагогов, другая — для родителей.
Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариативность поведения, но наблюдения за ними только в школе, только в детском саду или только в домашних условиях может оказаться недостаточно. В этом случае необходима дополнительная информация о ребенке, которую можно получить, беседуя взрослыми, общающимися с ним в различных ситуациях. Например, если мы наблюдаем ребенком в образовательном учреждении, получения такой информации надо побеседовать с его родителями, если же мы проводим наблюдение дома, то желательно побеседовать с воспитателями или с учителями ребенка (в зависимости от его возраста).
Во время беседы следует задавать вопросы, которые дополнят информацию о ребенке. Причем, для получения более объективного представления одни и те же вопросы можно задавать и несколько раз, изменив только их форму, но не содержание.
Для выполнения упражнения группа делится на пары, каждой паре выдается карточка со списком вопросов для родителей (Приложение № 15) или для педагогов (Приложение № 16).
Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников играет роль родителя, другой — роль педагога. Педагог» выбирает из предложенного списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными с точки зрения поведения ребенка и в то же время корректными по отношению родителям.
Родитель отвечает на поставленные вопросы. Пары работают 5-7 минут.
По окончании работы проводится групповое обсуждение с целью составления списка вопросов, которыми педагог (родитель) может воспользоваться в беседе. Некоторые психологи и педагоги используют в дальнейшей своей работе данный список в качестве анкеты для родителей, которые пришли на прием.
Во время обсуждения участники, исполнявшие роль родителей, делятся своими впечатлениями о том, что они чувствовали во время выполнения упражнения, какие ощущения и мысли вызвал у них тот или иной вопрос, на какой вопрос им не хотелось отвечать вообще. Участники, исполнявшие роль педагогов, рассказывают группе о том, какие вопросы помогли им получить наиболее интересную и полную информацию, какие же из них оказались нецелесообразными.
Упражнение способствует формированию умения децентрации, установлению доверительных отношений между педагогами и родителями и эффективному разрешению конфликтных ситуаций.
7. Игра «Сто мячей»
Цель: Игра способствует развитию навыка распределения внимания, умения устанавливать контакт с окружающими.
Содержание:Игра проводится в несколько этапов. Одно из главных условий — играть молча.
1 этап: Все участники встают в круг. В руках у ведущего — мяч. Он бросает его кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом. Тот, кто поймает мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно «связавшись» с ним взглядом и т. д.
Задача играющих — поймать взгляд партнера и не допустить падения мяча на пол.
Переход ко второму этапу возможен лишь тогда, когда участники отработают навык вербального общения при передаче мяча. (При работе с детьми между проведением 1-го и 2-го этапов может пройти не одна неделя. Главное не форсировать события, иначе игра не удается, и дети быстро потеряют интерес к ней).
2 этап: Игра проводится точно так же, как и на первом этапе, только ведущий вводит еще один дополнительный мяч, тем самым усложняя проведение игры.
На последующих этапах в игре может использоваться три, четыре, пять и т. д. мячей. В этом случае также необходимо не допустит:
падения хотя бы одного мяча на пол. Если же мяч все-таки упал, количество мячей сокращается на один.
Примечание:В очень сплоченной аудитории (или в группе
школьников) можно использовать вариант, когда количество мячей соответствует количеству играющих.
8. Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку»
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, например, каждые 15— 20 минут выдавать ему жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда (если работаем с ребенком в образовательном учреждении), дополнительное время для игры, совместная прогулка с родителями, совместное чтение (если работаем с ребенком дома), в зависимости от особенностей и желания конкретного ребенка.
Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить:в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.
9. Упражнение «Инструкция»
Ведущий вызывает из группы одного желающего — водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего — в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.
Затем ведущий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием, проходя по кругу, сверить их с эталоном. (Возможный вариант: ведущий закрепляет эталон на доске (блокноте). Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном).
В приложении № 17 приводятся образцы карточек-эталонов. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими выполнена инструкция водящего. Как правило, большинство участников допускают ряд ошибок. В этом случае группа выявляет при неточного выполнения задания и совместно формулирует четкую, лаконичную инструкцию.
Упражнение: Затем участники отрабатывают в парах навык четкой формулировки указаний.
Каждый участник пары рисует на листе бую несложную картинку. Затем один играющий дает второму указания, что и в какой последовательности рисовать. После завершения работы полученный рисунок сравнивает первоначальным вариантом. Затем участники меняются ролями.
По окончании выполнения упражнения проводится обсуждение в группе. Каждый (по возможности) участник по кругу отвечает на просьбы: удалось ли выполнить задание партнера; что помогало и что мешало его выполнению.
10. Мини-лекция «Как играть с гиперактивными детьми»
При подборе игр (особенно подвижных следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции (заостряя внимание на деталях). В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем подключать ребенка к играм в малых подгруппах, и только после этого переходить к коллективным играм. В качестве индивидуальной работы можно рекомендовать, например, разработанную психологом Шевцовой
И. В. игру «Разговор с руками», игры Черепановой Т.Д. игру «Археология» (авторская). А коллективные игры с участием гиперактивных детей могут быть следующими: «Черепаха», «Дотронься до» и др. Тренер выбирает любую из них, а с описанием остальных игр можно познакомить участников в раздаточном материале.
11. Игра «черепаха».