Практическое занятие 3
ЛЕКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ. СЛОВАРИ СИНОНИМОВ. ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ СИНОНИМОВ В ШКОЛЕ
Вопросы для проверки домашнего задания:
1. Дайте определение лексическим синонимам.
2. Расскажите о классификации синонимов (типах синонимов).
3. Определите термин синонимический ряд. Какие требования предъявляются к синонимическому ряду? Какова структура синонимического ряда? Проанализируйте структуру синонимического ряда. Укажите тип лексических синонимов: безукоризненный, безупречный, идеальный (разг.). – «Такой, в котором нельзя обнаружить никаких недостатков, недочетов, изъянов. Безукоризненный и безупречный употребляются в литературной речи; в разговорной речи в этом значении часто употр. идеальный сусилительным значением».
4. Установите функции синонимов:"Уж не свое ли беспросветное, темное, горькое детство вспоминал он в эти минуты? ...Старое чувство стыда и неловкости перед Макаром овладело им с новой силой... Несколько оправившись от смущения и неловкости, Давыдов сухо заговорил ... он почему-то и сам начал краснеть, и от этого всегда испытывал еще большее чувство смущения и неудобства... А я когда-нибудь брехал? Или, к примеру, всякие-разные сочинения сочинял?" (Шолохов. Поднятая целина).
Практические задания:
1. Пользуясь словарем, найдите синонимы к указанному слову. Определите тип синонимов, сопоставляя каждый член ряда с доминантой. Объясните, какие требования предъявляются к доминанте синонимического ряда.
2. Установите, как связаны многозначность и синонимия. Разграничьте случаи, в которых: а) многозначным является синонимический ряд в целом; б) полисемантичное слово в разных ЛСВ вступает в неодинаковые синонимические соотношения.
3. Сравните описание синонимических соотношений одного и того же слова в разных словарях. Сопоставьте словарные статьи по плану:
1)количество синонимических рядов;
2) характер опорных слов;
3)количество слов в составе каждого синонимического ряда;
4) наличие "легенды" - "семантического и стилистического комментария к этому ряду";
5) использование иллюстраций, их характер (цитаты, типовые конструкции устной речи;
6) указания справочного характера.
Сделайте вывод, каким словарем целесообразнее пользоваться в школе.
Вариант 1
1. Выбрать
2. Сравните синонимические ряды с доминантой высокий
3. См. синонимические ряды со словом выбрать а разных словарях
Вариант 2
1. Отклониться
2. Сравните синонимические ряды с доминантой отклониться.
3. См. синонимические ряды со словом открыть в разных словарях
Домашнее задание:
1. Законспектируйте вводную статью к "Школьному словарю антонимов русского языка" М.Р. Львова.
2. Повторите тему "Антонимы".