Сущность и функции психолого-педагогического сопровождения детей-сирот
(В книге: Байбородова Л. В., Серебренников Л. Н., Чернявская А. П.
Профориентация и самоопределение детей-сирот: учеб.-метод. пособие / под. ред. Л. В. Байбородовой, М. И. Рожкова. – 2-е изд., доп.и перераб. — М., 2010. - 251 с.)
Процесс психолого-педагогического сопровождения можно представить как совместное с ребенком решение возникающих проблем, определяющее успешность его профессионального самоопределения.
Психолого-педагогическое сопровождение (ППС) можно рассматривать в нескольких аспектах:
— как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном развитии ребенка;
— как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребенку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении им жизненных задач;
— как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
— как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности специалистов по обеспечению образовательных и жизненных достижений детей;
— как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
Психолого-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребенка, даже если педагог работает с группой.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот могут быть воспитатели, специалисты учреждений для детей-сирот; учителя школ; классный руководитель; психолог; социальный педагог; педагоги и специалисты учреждений дополнительного образования, начального профессионального образования.
Субъектом психолого-педагогического сопровождения является и сам ребенок, который имеет свой жизненный опыт взаимодействия со взрослыми, другими детьми, особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его профессионального самоопределения.
Психолого-педагогическое сопровождение в контексте современной парадигмы образования определяет позицию педагога, психолога заключающуюся в организации взаимодействия с ребенком с учетом его профессиональных интересов, индивидуальных и социальных возможностей.
Такая позиция характеризуется следующим:
— осознанием стратегической цели — формирование способностей, развитие индивидуальных сфер ребенка и профессиональных интересов с опорой на собственные ресурсы и социальные условия;
— ситуативные педагогические воздействия подчинены стратегической цели;
— вариативность телесных и словесных реакций в ответ на разнообразие детских проявлений, гибкость поведения;
— педагогическое и психологическое воздействия выстраиваются на основе системного обобщенного знания об индивидуальных особенностях каждого ребенка;
— терпимость и принятие разнообразных форм детского поведения, которое рассматривается как естественная природа ребенка, требующая оформления и организации;
— владение знаниями о детской возрастной психологии, о кризисах развития;
— действия педагога направлены на поддержание дружеских, партнерских отношений, позволяющих обеспечить ребенку поддержку в становлении самостоятельности;
— желание ребенка побыть вне контакта со взрослым, «дозирование» общения, воспринимаются педагогом как достижение, переживается легко и естественно[1].
Различают две группы функций психолого-педагогического сопровождения развития ребенка: целевые и инструментальные.
В таблице 8 дана краткая характеристика этих функций.