IV. Вступительное слово учителя. €

— Много лет назад, когда человек стал изменять окружа­ющий мир, стараясь сделать его лучше, появилась культура, возникла необходимость в правилах общения людей. Правила этики— это правила взаимоотношений людей друг с другом.

Если человек делает только то, что ему хочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правил этикета, или правил приличия.

Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, непри­лично. Такой человек никому не в радость. Культурный человек не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет прежде всего себя.

Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят о его культуре. Культурный человек никогда не ста­нет перебивать говорящего, дослушает его до конца, лишь потом задаст вопрос или уточнит.

V. Работас текстом скалки В. Берестова «Аист и Соловей»

1. Лексическая работа.

• Чудак — странный, со странностями, чудной человек.

2. Чтение произведения учителем (с. 37).

3. Проверка эмоционального восприятия произведения.

— Кто из птиц вам понравился? Почему?

4. Анализ произведения.

— Почему птицы послали Аиста и Соловья к мудрецу?

— Как Аист пришел к мудрецу? Как он разговаривал с ним? Расскажите.

— Почему мудрец не научил сразу Аиста музыке?

— Почему автор называет Аиста чудаком?

— Чем поправился мудрецу Солоней?

— Сравните поведение Аиста и Соловья. Чем оно отличается?

— Как нужно обращаться к старшим и вести с ними разговор?

— Какая пословица подходит к этому произведению?

5. Чтение произведения учащимися:

а) чтение молча (про себя):

— Подумай те, как при чтении передать нужные интонации: нетерпение Аиста, правильность мудреца, тактичность и весе­лость Соловья.

б)чтение но ролям.

6. Творческая работа: придумать продолжение сказки.

Физкультминутка

VI. Подведение итогов урока

— Существует много правил поведения, с которыми мы позна­комимся на уроках. Вежливый человек — это культурный чело­век, который уважительно относится ко всем людям. Вежливость помогает людям общаться друг с другом, улучшает настроение.

VII. Домашнее задание

Прочитать рассказ. Поделиться впечатлениями с родителями.

Урок № 67

Тема: АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ «СОРОКА»

Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, шепотом, регу­лируя громкость и скорость чтения; развивать умение восстанавливать правильный порядок частей текста; совершенствовать умение нахо­дить слова и выражения, с помощью которых можно охарактеризовать действия персонажей произведения; активизировать познавательную деятельность, содействовать расширению знаний о животных.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ рассказа «Тайное становится явным»

Главная мысль рассказа?

III. Дыхательная и речевая разминка

Дыхательная разминка.

— Выучите скороговорку. Прекратите ее в упражнение на развитие дыхания. Старайтесь произносить каждую фразу на одном выдохе. (В папке)

Речевая разминка.

— Внимательно прочитайте скороговорку.

Семь суток сорока старалась, спешила,

Себе сапоги сыромятные сшила.

Скачала со смехом соседка-синица:

Стать самой скрипучей сорока стремится.

— Почему сорока так спешила?

— Что удивительного в этой скороговорке? (Все слова начи­наются на букву С.)

IV. Подготовкак восприятию произведения

Наши рекомендации