IV. Вступительное слово учителя.
— Много лет назад, когда человек стал изменять окружающий мир, стараясь сделать его лучше, появилась культура, возникла необходимость в правилах общения людей. Правила этики— это правила взаимоотношений людей друг с другом.
Если человек делает только то, что ему хочется, не считаясь с окружающими, мы говорим о том, что он не соблюдает правил этикета, или правил приличия.
Нередко красивый внешне человек ведет себя грубо, неприлично. Такой человек никому не в радость. Культурный человек не станет кричать и оскорблять, потому что знает, что своим криком оскорбляет прежде всего себя.
Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается, какие первые слова произносит, как садится, ест, как держит руки, судят о его культуре. Культурный человек никогда не станет перебивать говорящего, дослушает его до конца, лишь потом задаст вопрос или уточнит.
V. Работас текстом скалки В. Берестова «Аист и Соловей»
1. Лексическая работа.
• Чудак — странный, со странностями, чудной человек.
2. Чтение произведения учителем (с. 37).
3. Проверка эмоционального восприятия произведения.
— Кто из птиц вам понравился? Почему?
4. Анализ произведения.
— Почему птицы послали Аиста и Соловья к мудрецу?
— Как Аист пришел к мудрецу? Как он разговаривал с ним? Расскажите.
— Почему мудрец не научил сразу Аиста музыке?
— Почему автор называет Аиста чудаком?
— Чем поправился мудрецу Солоней?
— Сравните поведение Аиста и Соловья. Чем оно отличается?
— Как нужно обращаться к старшим и вести с ними разговор?
— Какая пословица подходит к этому произведению?
5. Чтение произведения учащимися:
а) чтение молча (про себя):
— Подумай те, как при чтении передать нужные интонации: нетерпение Аиста, правильность мудреца, тактичность и веселость Соловья.
б)чтение но ролям.
6. Творческая работа: придумать продолжение сказки.
Физкультминутка
VI. Подведение итогов урока
— Существует много правил поведения, с которыми мы познакомимся на уроках. Вежливый человек — это культурный человек, который уважительно относится ко всем людям. Вежливость помогает людям общаться друг с другом, улучшает настроение.
VII. Домашнее задание
Прочитать рассказ. Поделиться впечатлениями с родителями.
Урок № 67
Тема: АЛЕКСЕЙ ТОЛСТОЙ «СОРОКА»
Цель: развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки; совершенствовать умение читать вслух, молча, шепотом, регулируя громкость и скорость чтения; развивать умение восстанавливать правильный порядок частей текста; совершенствовать умение находить слова и выражения, с помощью которых можно охарактеризовать действия персонажей произведения; активизировать познавательную деятельность, содействовать расширению знаний о животных.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Пересказ рассказа «Тайное становится явным»
Главная мысль рассказа?
III. Дыхательная и речевая разминка
Дыхательная разминка.
— Выучите скороговорку. Прекратите ее в упражнение на развитие дыхания. Старайтесь произносить каждую фразу на одном выдохе. (В папке)
Речевая разминка.
— Внимательно прочитайте скороговорку.
Семь суток сорока старалась, спешила,
Себе сапоги сыромятные сшила.
Скачала со смехом соседка-синица:
Стать самой скрипучей сорока стремится.
— Почему сорока так спешила?
— Что удивительного в этой скороговорке? (Все слова начинаются на букву С.)
IV. Подготовкак восприятию произведения