Структура процесса обучения
Существуют различные подходы к определению структуры учебного процесса. Одним из них является соотнесение звеньев учебного процесса с этапами научного познания. При этом выделяются специфичные для процесса обучения звенья: постановка целей и задач, подготовка к восприятию, восприятие, осмысление, закрепление и повторение, повторение, обобщение и систематизация,применение знаний, контроль.
Постановка целей и задач(определение целей предстоящей деятельности).
Подготовка к восприятиюпредполагает актуализацию имеющихся знаний и умений для успешного решения новой познавательной задачи; развитие учителем интереса к предлагаемому на уроке материалу. Также идёт проверка и корректировка знаний и умений, необходимых для успешного овладения новым материалом.
Восприятиепредполагает целостное отражение всего материала в сознании учащихся. Уже в процессе восприятия учитель выделяет главное, существенное. Этому способствует план изложения материала, вопросы, написанные на доске, на которые нужно будет ответить после знакомства с новой информацией.
Осмысление– на основе умело организованного восприятия учебного материала учитель формирует научные понятия. Выделение главного облегчает формирование научных понятий. Процесс формирования понятия начинается с операции сравнения известного с неизвестным. Учащиеся находят сходные признаки, различия, потом даётся определение понятия.
Закрепление и запоминание- новое знание пока не стало орудием мышления ученика. Его следует закрепить, поэтому учитель использует первичное закрепление, а затем различные виды повторения: текущее и обобщающее. На основе многократных повторений одних и тех же действий с элементами новизны у учащихся формируются умения и навыки. Умения – это знания в действии. Умения можно сформировать только при условии полного понимания изучаемого материала. На основе умений формируются навыки. Основным содержанием данного звена является система разнообразных упражнений.
Применение знаний на практике – это звено учебного процесса необходимо, чтобы добиваться гибкости знаний, их критичности и креативности.
Повторение, обобщение и систематизация –обращаясь к повторению изученного материала, учащиеся глубже и полнее его осмысливают, усваивают его внутреннюю логику и приводят в систему с ранее полученными знаниями.
Контроль (анализ и оценка)- это звено обратной связи. В процессе контроля учитель выявляет пробелы в знаниях ученика и оказывает ему помощь в преодолении и предупреждении отставания. Учитель контролирует и качество своей работы.
Этап познания | Сущность этапа | Этап овладения знаниями |
Живое созерцание (чувственное познание) | Многообразие представлений об окружающем мире через ощущение, восприятие, представление | 1. постановка целей и задач 2. подготовка к восприятию 3. восприятие |
Абстрактное мышление | Овладение системой понятий Обобщение представлений, формирование взглядов и убеждений | 4. осмысление 5. запоминание и закрепление |
Практика | Закрепление знаний в реальной деятельности | 6.применение знаний на практике 7. повторение, обобщение и систематизация 8. контроль (анализ и оценка) |
Существуют и другие подходы к характеристике структуры учебного процесса. Например, характеристика процесса обучения с точки зрения управляемой системы (П.И. Пидкасистый). С этой точки зрения структура учебного процесса включает следующие компоненты:
Целевой –предполагает постановку целей учебной работы со стороны учителя и осознание целей и задач обучения со стороны учащихся.
Мотивационный– включаетформирование у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, которая побуждала бы их к упорной систематической работе. Положительные мотивы учения не возникают сами по себе, поэтому обучающие должны обеспечить целенаправленное развитие мотивационной сферы обучаемых.
Содержательный –отражает знания, накопленные человечеством. Содержание образования в современной школе – это систематизированная совокупность научных знаний, умений и навыков, отобранная в соответствии со стандартом. Важная задача на этом этапе - определение содержания изучаемого материала.
Процессуальный –включает методы, приёмы, и средства, позволяющие освоить предлагаемое содержание, а также сформировать умения и навыки у учащихся, которыми они будут пользоваться всю жизнь. Происходит осмысление материала, запоминание учебного материала, применение знаний на практике.
Контрольно-регулировочный –регулирование и контроль учебной деятельности учащихся, самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность.
Оценочно-результативный –оценка результатов своей учебно-познавательной деятельности, самооценка со стороны учащихся.
Процесс обучения – целостный.В каждом звене отражаются и все другие звенья. Уже на этапе подготовки к восприятию знаний есть и восприятие, и оперирование понятиями, и закрепление, и контроль. Но, несмотря на это, каждое звено выполняет свою специфическую задачу при всей условности разделения учебного процесса на этапы.
Психологические основы процесса учения раскрывает теория поэтапного формирования умственных действийП.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной и др.
П. Я. Гальперин выделял шесть этапов формирования умственных действий:
1. формирование мотивационной основы действия (отношения к предстоящему действию);
2. этап ориентировочного действия - предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения (составляется схема ориентировочного действия);
3. формирование действия в материальном (или материализованном) виде с развертыванием всех входящих в него операций (ученик сам производит действия по образцу, схеме);
4. этап внешнеречевых действий (этап "громкой речи", содержание схемы раскрывается в речи, речь становится опорой для действия;
5. этап "внешней речи про себя" - проговаривание действия "про себя", перенос действия во внутреннюю речь (звуковая сторона речи исчезает);
этап умственных действий - превращение действия во внутренний процесс мышления, осуществление его "в уме".