Методы стимулирования и коррекции действий и отношений воспитанников
В процессе накопления социального опыта, самоопределения ребенку нужно достаточно серьезное педагогическое «подкрепление». Такой цели служат специальные методы воспитания: они помогают детям совместно со взрослыми найти новые резервы своей деятельности, изменить линию поведения, поверить в свои силы и возможности, осознать ценность своей личности.
1. Часто воспитателей беспокоит угасание у детей активности в той или иной деятельности, особенно учебной, настроение скуки, потеря общественного интереса к общим правилам, порядку, проявления безответственности. В этом случае на помощь может прийти один из самых результативных методов стимулирования деятельности воспитанников — соревнование.
Но соревнование — «оружие обоюдоострое»: если оно методически неверно организовано, то может вызвать у детей стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастливость, погоню за призами и наградами. Тогда возникает ложное товарищество (ради победы скрываются недостойные поступки), или начинаются ссоры и конфликты. Поэтому организация соревнования как метода воспитания требует соблюдения ряда важных педагогических условий.
- Соревнование организуется в связи с конкретной педагогической задачей. Например, оно может выполнять роль «пускового механизма» в начале новой деятельности, к которой участников нужно привлечь, или поможет завершить трудную работу, снять напряжение.
- Не все виды деятельности воспитанников требуют применения метода соревнования. В детской среде не должно быть соревнований во внешности, хотя взрослые достаточно активно переносят в область воспитательной работы конкурсы разнообразных «мисс». Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств: кто у нас самый добрый, самый вежливый, самый милосердный.
- Особой методики требует соревнование в учебной деятельности. Здесь в качестве предмета соревнования нельзя выбирать отметки, переводить их в очки, считать отличников победителями, а слабоуспевающих учащихся проигравшими. Стоит помнить, что каждая учебная отметка конкретного ученика несет в себе огромное множество субъективных составляющих: интеллектуальные возможности, степень проявления способностей, интерес именно к этому предмету, его физическое состояние, настроение, отношение к нему учителя и др.
- Соревнование как метод воспитания должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и знаки почета. Из детского соревнования ни на минуту не должен уйти дух игры, товарищеского общения.
- Важны в соревновании гласность и возможность сравнивать результаты. Весь ход соревнования должен открыто представляться воспитанникам (например, на специальном стенде, в оперативных «листах гласности»), чтобы они сами могли видеть и понимать, какая деятельность стоит за теми или иными очками и баллами.
2. Важным методом коррекции деятельности и отношений воспитанников является поощрение.Этот метод призван в процессе воспитания выполнять очень значимые функции: одобрить правильные действия и поступки воспитанников, поддержать и развить у них стремление действовать именно так, самоутвердиться в правильной линии поведения.
3. Метод наказаниянередко считается антиподом метода поощрения. Еще в недрах авторитарной педагогики сложилось представление, что в воспитательном процессе поощрения должны «уравновешиваться» наказаниями, иначе дети вырастут заласканными и избалованными. Но многие выдающиеся педагоги-гуманисты (И. Г. Песталоцци, Л. Н. Толстой, Я. Корчак, В. А. Сухомлинский), напротив, утверждали, что настоящее воспитание должно обходиться без наказаний.
При организации методов наказания и поощрения важна не столько форма выражения воспитателем своего недовольства поступком ребенка или удовлетворения им, сколько функционально-динамическая сущность метода, то есть те переживания, которые вызваны у ребенка действия воспитателя в ситуации поощрения или наказания.
Глава 7
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ