Наука, в свою очередь, непосредственно связана с образованием.
Наука (как и система образования) является центральным социальным институтом во всех современных обществах. Во все большей и большей степени само существование современного общества зависит от передового научного знания. От развития науки зависят не только материальные условия существования общества, но и само представление о мире.
Цель научной деятельности состоит в получении нового знания, а цель образования — в передаче его новым поколениям людей.
Значительная доля научного знания в современных индустриально развитых странах используется для создания высокоразвитых технологий. Влияние технологии на общество столь велико, что дает основания для выдвижения технологического динамизма в ведущую силу общественного развития в целом (технологический детерминизм).
Стремительное развитие компьютерных технологий, невиданные возможности передачи и получения информации в глобальном масштабе предвещают (и уже ведут) к серьезным социальным последствиям. Все более выявляется решающая роль качества информации в деле повышения эффективности как научного, промышленного, так и социального развития. Тот, кто лидирует в развитии программного обеспечения, совершенствовании компьютерного оборудования, компьютеризации науки и производства, — тот лидирует сегодня и в научном и промышленном прогрессе.
Однако конкретные последствия технологического развития непосредственно зависят от характера культуры, в рамках которой это развитие происходит. Различные культуры принимают, отвергают или игнорируют технологические открытия в соответствии с существующими нормами, ценностями, ожиданиями, господствующими устремлениями.
Теория технологического детерминизма не должна быть абсолютизирована. Технологическое развитие должно рассматриваться и оцениваться в неразрывной связи со всей системой социальных институтов общества — политических, экономических, образовательных, религиозных, военных, семейных и других. Вместе с тем технология является важным фактором социальных перемен. Большинство технологических нововведений прямо зависят от роста научного знания. Соответственно усиливаются технологические нововведения, что в свою очередь ведет к ускорению социального развития.
Ускоренное научное, технологическое развитие вызывает к жизни одну из самых серьезных проблем: каковы могут быть результаты такого развития с точки зрения их социальных последствий для природы, среды обитания и для будущего человечества в целом.
Термоядерное оружие, генетическая инженерия, нанотехнологии — это лишь некоторые примеры научных достижений, содержащих потенциальную общечеловеческую угрозу. И только на общечеловеческом уровне такие проблемы и могут быть решены. По существу возрастает необходимость создания международной системы социального контроля, ориентирующей мировую науку в направлении созидательного развития на благо всего человечества.
Что касается гуманитарных наук, что их развитие неотделимо от характера и особенностей той социально-культурной среды, в рамках которой формируется и само общество, и его социальные институты. Именно от развития таких наук вомногом зависит общественное мировоззрение, его идеалы, его нравственный, моральный облик. Великие события в этой сфере часто предвещают, ведут к решающим социальным сдвигам (философия Просвещения).
Естественные науки открывают законы природы, науки гуманитарного цикла стремятся познать смысл человеческого существования, природу и характер общественного развития, во многом определяют общественное самосознание, вносят вклад в самоидентификацию народа — осознание своего места в истории и в современной цивилизации.
Взаимодействие науки и образования обеспечивает развитие образования, базирующееся на глубоком постижении изучаемых объектов, с одной стороны, и на строго научном подходе к самому процессу обучения, с другой. Роль науки в образовании универсальна, она распространяется на все компоненты образовательного процесса: на его цели, средства, принципы, методы, на его результаты. В ходе образовательного процесса, базирующегося на результатах научных исследований, осуществляется подготовка индивида к жизнедеятельности в данном обществе, формирование личности.
Таким образом, современный этап жизни человечества выдвигает на первый план повышение роли научного знания и образования в позитивных общественных изменениях и предъявляет к ним новые требования. Эти требования определяются тем, что дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться, главным образом, интеллектуально - образовательным потенциалом общества и человека: у человечества есть один путь к прогрессу – это научное знание и интеллект.
Сегодня передовые страны осуществляют на практике в качестве базового принципа государственного строительства, а также концепций и стратегий обеспечения национальной безопасности и развития общества, принцип реальной приоритетности науки, образования и культуры перед всеми другими целями и задачами. Данные принципы формируют новую систему научного знания и образования, суть которой состоит в подходе к человеку как высшей ценности, самоцели и главному условию развития общества.
Основная задача новой системы научного знания и образования – это развитие личности в гармонии с миром природы, социума и собственного внутреннего мира. При этом социально-гуманитарная составляющая, основой которой является научное целостное, объективное и открытое знание о человеке и обществе, становится основой данной системы.
Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения знающего человека, понимающего общество и умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни. Человек рассматривается не как средство, а как цель развития общества, его смысл и результат.
В итоге значительные группы людей сталкиваются с реальной необходимостью менять профессию или, по меньшей мере, постоянно пополнять и модернизировать свою профессиональную подготовку, что требует от национальных систем образования соответствующих реакций и предъявления к ним новых требований. А именно, возникают системы непрерывного образования и дистанционного обучения.