Сегментирование по географическому принципу
В этом случае деление потребителей на группы осуществляется на основании предпочтений ими тех или иных направлений поездок. Данный вид сегментирования сильно зависит от уровня доходов граждан (более удаленные географически места отдыха требуют больших расходов туристов), существующих в регионе правил получения виз и других разрешительных документов на въезд-выезд (например, рост выездного туризма в Грецию на юге России значительно увеличился после открытия в Новороссийске греческого консульства), а также степени развития транспортного сообщения региона с перспективными местами отдыха (например, выездной туризм жителей Ростова-на-Дону, негативно относящихся к вылетам к местам отдыха из далекой Москвы, в апреле 2003 года ограничивался проводимыми местными туроператорами чартерными программами в Таиланд (Бангкок, Паттайя), Египет (Шарм-эль-Шейх, Хургада), ОАЭ и Италию. То есть, сегментирование ростовского выездного туррынка логичнее и более приближеннее к реальности вести, учитывая направления, по которым ведутся или ранее велись тур-программы, и жители имеют полные основания для сравнения и формирования собственных предпочтений). Практически всегда при сегментировании туристического рынка операторы выделяют два крупных сегмента — желающие отдыхать на родине и за рубежом.
Первый из выделенных сегментов обладает следующими потребностями:
• возможность выбора туров по родной стране, широкий ассортимент предложений оператора;
• наличие групповых либо индивидуальных туров;
• желательно организация оператором трансфера по всему маршруту;
• варьирование длительностью отдыха и сроками поездки;
• возможность приобретения тура за несколько дней до выезда.
Для удовлетворения этих потребностей оператор должен обладать рядом возможностей:
• наличие опыта работы на внутренних маршрутах;
• возможность выделения сопровождающих для групповых туров по стране;
• наличие личных связей с поставщиками туристических услуг.
Теперь можно привести основные потребности туристов, предпочитающих отдых за рубежом:
• получение максимально возможной и реальной информации о месте отдыха, об особенностях жизни местного населения, существующих законах и традициях поведения;
• быстрое подтверждение туров и заявок на отдых;
• прямые перелеты в место отдыха либо удобные стыковки;
• русскоговорящие гиды либо группы;
• формирование полного тур-пакета и визовая поддержка;
• страховая поддержка во время поездки, в том числе страхование на случай невыезда.
Эти потребности требуют от возможностей оператора:
• организацию чартерных авиарейсов или долевое участие в чартерных программах;
• наличие связей с зарубежными meet-компаниями или хотельерами;
• наличие возможностей моментального подтверждения заявок (блоки мест в отелях или лайнерах, on-line бронирование мест);
• наличие русскоговорящих представителей либо от своего имени, либо у принимающей стороны;
• наличие договорных отношений с ведущими страховыми компаниями;
• наличие информации и квалифицированных сотрудников, могущих ее предоставить клиенту;
• личный опыт сотрудников и полное знание ими маршрутов;
• наличие сотрудников, владеющих иностранными языками. В зависимости от наличия компромисса между возможностями
туристического оператора и потребностями клиентов, можно принять к проектированию либо внутренние, либо международные туры.