Разработка различных видов заданий для самостоятельной работы студентов колледжа
Задание 1. Анализ учебных программ дисциплин предметной подготовки по специальности 0313 «Дошкольное образование». Содержание работы.
1. Сопоставить задания для самостоятельной работы студентов в рабочих программах 3 — 4 дисциплин.
2. Дополнить существующие задания своим вариантом. Обосновать свои предложения.
Вопросы для анализа.
1. Сколько учебного времени по ГОСТу СПО отводится на самостоятельную работу при изучении конкретной учебной дисциплины?
2. Насколько разнообразны задания, предложенные студентам для самостоятельной работы?
3. Как соотносятся между собой типы и виды самостоятельной работы, обозначенные в рабочей программе?
4. В какой документации преподавателя находят отражение контроль за выполнением студентами заданий для самостоятельной работы?
5. Каковы формы самостоятельной деятельности студентов?
Задание 2.Организация самостоятельной деятельности студентов педагогического колледжа.
Содержание работы. Во время психолого-педагогического практикума проведите анкетирование студентов колледжа с целью выявления их отношения к самостоятельной работе как виду учебной деятельности студентов. Побеседуйте с преподавателями колледжа. Сделайте вывод о системе организации самостоятельной работы студентов. Выделите положительное и трудности, предложите свой способ устранения имеющихся недостатков.
Вопросы для анкетирования студентов колледжа.
1. Какие виды заданий для самостоятельной работы вы выполняете по конкретному предмету на учебных занятиях? (назвать учебную дисциплину и виды заданий).
2. Какие виды заданий для самостоятельной работы вы выполняете по конкретному предмету во внеаудиторное время? (назвать учебную дисциплину и виды заданий).
3. Как часто преподаватель контролирует выполнение этих заданий?
а) в конце изучения дисциплины в виде зачета;
б) после прохождения конкретной темы;
в) осуществляет контроль от случая к случаю;
г) привлекает к участию в выпуске педагогического журнала, педагогической олимпиаде, неделе педагогики (назвать конкретную форму);
д) другое.
4. Для вас самостоятельная работа — это:
а) средство познания и расширения границ профессиональной компетентности;
б) дополнительная нагрузка;
в) способ творческого самовыражения;
г) другое.
5. Перечислите самые интересные, на ваш взгляд, задания для самостоятельной работы.
6. Назовите те задания для самостоятельной работы, которые бы вы давали студентам, если бы были преподавателем.
Вопросы к беседе с преподавателями колледжа (можно предложить письменный экспресс-опрос).
1. В чем вы испытываете трудность при организации и разработке заданий для самостоятельной работы?
2. Как стимулируете самостоятельную деятельность студентов на учебном занятии и вне его?
3. Назовите наиболее любимые вами задания для самостоятельной работы.
4. Какие виды заданий считаете наиболее удачными, поскольку они вызывают интерес у студентов?
5. Каковы критерии оценки выполнения самостоятельной работы студентов?
6. Каким формам самостоятельной работы отдаете предпочтение?
7. Как часто и какими способами осуществляете контроль за выполнением самостоятельной работы студентов?
8. По какому принципу выстраивается система заданий для самостоятельной работы студентов в рамках читаемого курса?
9. Назовите приемы инструктажа студентов по выполнению заданий для самостоятельной работы.
10. Как учитываются личные предпочтения студентов при выполнении заданий для самостоятельной работы?
Обработайте результаты анкет студентов и беседы (экспресс-опроса) с преподавателями колледжа. Сделайте соответствующий педагогический вывод и учтите полученные сведения при собственной разработке заданий для самостоятельной работы.
Задание 3.Составление заданий для самостоятельной работы по одной из дисциплин предметной подготовки по специальности 0313 «Дошкольное образование».
Содержание работы.
1. Составьте систему заданий для самостоятельной работы студентов по конкретной дисциплине.
2. Продумайте презентацию созданной вами системы для участия в конкурсе проектов.
Конкурс проектов
Цель: овладение участниками конкурса презентативными навыками.
Форма представления проектов — разнообразная.
Экспертная оценка осуществляется по следующим показателям:
- разнообразие видов заданий для самостоятельной работы с учетом специфики учебной дисциплины;
- сочетание типов, видов и форм самостоятельной работы;
- целесообразность количественного состава заданий;
- способы контроля за выполнением заданий;
- приемы поощрения студентов;
- наличие штрафных санкций и способы их предъявления студентам;
- наличие системы руководства самостоятельной работой студентов в виде инструкций, советов, методических рекомендаций.
Проект оценивается по 10-балльной системе. Наивысшее количество баллов за выполнение каждого показателя — 10; невыполнение — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 70 — первое место; второе место — от 69 до 59 баллов; третье — от 58 до 48 баллов. Призеры получают возможность выступления перед преподавателями колледжа со своими методическими разработками в период педагогической практики.
Глава 7