Понятие содержания образования. Основные компоненты содержания образования. Государственный образовательный стандарт.
содержания образования- целенаправленный процесс обучении и воспитания в интересах человека, общества государства.
Сущность содержания образования: для успешного осуществления обучения необходимо понять, чему надо учить, т.е. каким должно быть содержание образования: знаниево- ориентированный подход – определяет содержание образования как педагогическая адаптированная система научных знаний; линостно- ориентированный поход- определяет содержание как пелагогический адаптированный социальный опыт во всей его структурной полноте и состоит из 4 компонентов: опыт познавательной деятельности- включает в себя знания о природе, обществе, человеке. ( понятия и термины, теории и законы, научные и социальные идеи, знания о способах деятельности методах познания); опыт существования деятельности- проявляется через умения и навыки; опыт творческой деятельности: виды деятельности-владение альтернативным мышлением. решение новы проблем и перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую систему; сферы деятельности- умственная нравственная трудовая эстетическая.
Опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений- обусловливается нравственными стимулами, эстетической потребностью, эмоциональной окрашенностью, мотивами деятельности. Эмоции всегда содержательны и являются формой отражения действительности.
Факторы определяющее содержания образования:цель образования.уровень развития технического и экономического развития страны; учет международного опыта; уровень возможностей учеников и воспитанников; уровень развития в культуре искусстве политике.
В соответствии с законам РФ об образовании в нашей стране введен стандарт образования- система основных параметров, принимаемые в качестве госуд. Нормы образованности, отражающий общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Компоненты:федеральный-обеспечивает базовый стандарт образования по разным предметам на всей территории страны; национально- региональный- определяет те нормы, которые относятся к компетенции регионов. Учитываются интересы в области образования всех своеобразие народов; школьный- школа сама определяет объем учебного времени.
Функции стандарта:критериально-оценочная; обеспечения права на полноценное образование; сохранения единства образовательного пространства страны; гуманизация образования; управления; повышения качества образования.
15.Словесные методы обучения: рассказ, беседа, лекция, работа с книгой.
Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.
Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.
Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.
Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.
Авторы: Покровский, Развилин.
А) Словесные методы
Источники: устное/печатное слово.
1. Рассказ – монологическое, последовательное изложение материала.
Виды рассказа:А) рассказ-вступлениеБ) рассказ-повествованиеВ) рассказ-заключение
«+»а) доступный методб) большой объем материала
« - »а) невысокий уровень самостоятельностиб) трудно удержать внимание
Требования:
1) Рассказ должен обеспечить достижение целей
2) Содержать достоверные факты
3) Иметь четкую логику
2. Беседа – вопросно-ответная форма изложения материала.
Виды бесед: 1)катехизическая (проводится с целью проверки изученного материала)2)эврестическая (используется при изучении нового материала)
3)сократическая4)вводная5)закрепляющая6)контрольно-корректирующая
«+»1)активность познавательной деятельности
« - »
1. Требует большого объема времени
2. Диспут–Требования: 1)установление информационных рамок диспута2)на обсуждение выдвигается не более 5-ти спорных вопросов
3)своевременное начало4) соблюдение регламента
3. Объяснение– использование закономерностей существующих свойств, изучаемых объектов, явлений.
«+»:1)доступность2) высокий уровень развивающей функции3) включает познавательную деятельность
«-»:
1) слабо учитываются индивидуальные особенности учащихся
2) одинаковый темп усвоения материала
Требования:
1) точная и четкая формулировка сути проблемы
2) последовательное раскрытие связей
3) логика изложения материала.
4. Работа с книгой –
Б)Наглядные методы
Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие
1. Иллюстрация
2. Демонстрация
3. Наблюдение
В) Практические методы:
Источник: действие
1. Упражнение
2. Лабораторная работа
3. Практическая работа
16.Наглядные методы обучения: иллюстрация, демонстрация, видеометод.
Методы обучения –способы взаимодействия учителя и ученика с целью достижения образовательной задачи.
Классификация – объединение или разделение группы объектов по какому-либо признаку или основанию.
Единой классификации на сегодняшний день не существует, т.к. разные авторы используют для объединения методов разные признаки.
Наиболее ранней классификацией является классификация по источнику получения знаний.
Авторы: Покровский, Развилин.
А) Словесные методы
Источники: устное/печатное слово.
5. Рассказ
6. Беседа
7. Диспут
8. Объяснение
Б)Наглядные методы
Источники: наблюдаемый объект / явление, наглядное пособие
4. Иллюстрация– метод обучения, связанный с показом и восприятием предметов, процессов, явлений в их символьном изображении.
Требования:
1) Необходимо продумывать дидактическое назначение метода
2) Необходимо сочетать иллюстрации для фронтальной работы с раздаточным материалом.
«+»1.Слуховое восприятие сочетается со зрительным
«-»1.Дорогостоящие оборудования. 2. Не всегда высокое качество пособий.
5. Демонстрация –метод обучения, предполагающий показ опытов, технических установок.
Требования:
1) Все ученики должны хорошо видеть демонстрируемый объект
2) Можно было бы воспринимать всеми органами чувств
3) Самостоятельность учеников.
6. Наблюдение– метод целенаправленного восприятия предметов и явлений окружающей действительности.
Виды:
1) Наблюдение в реальных условиях
2) Наблюдение в классных условиях
3) Требования:
1. Перед наблюдением ставится цель
2. Все фиксируется
3. Результаты обрабатываются и делаются выводы.
Видеометод.
В) Практические методы:
Источник: действие
4. Упражнение
5. Лабораторная работа
6. Практическая работа