Опыт решения конфликтов в ж-ке. «Рассуждение об обяз-тях ж-тов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии» М. В. Ломоносова
Задолго до превращения ж-ки в мас. профессию в её среде возникли нравств.конфликты и, соответственно, накапливался опыт их решения. Этому есть не только косвенные, но и прямые подтверждения. Одно из них – письмо Ломоносова к Л. Эйлеру и его « Рассуждения об обязанностях ж-тов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», (1755 г. Амстердамск. Журнал).
Поводом к « Рассуждениям» послужила неверная инф-ция о работе Ломоносова, опубликованная в Лейпцигском научном журнале. В ответ учёный написал спец. диссертацию. В ней он изложил правила, которыми, по его мнению, должны руководствоваться ж-ты. Ломоносов предостерегает их от злоупотребления свободой суждения, причину которого он усматривает в том, что большая часть пишущих «смотрит на своё авторство как на ремесло и на средство к пропитанию, вместо того, чтобы поставить себе целью строгое и правильное разыскание истины».
Круг вопросов, поставленных Ломоносовым достаточно широк:
Он призывает ж-тов к тщательному рассмотрению того, о чём они берутся писать, осуждает невнимательность, небрежность, поспешность, дух пристрастия и недобросовестность. «Чтобы быть в состоянии произнести приговор искренний и справедливый, нужно освободить свой ум от всякого предубеждения, всякого пристрастия». Он поднимается в своей диссертации до постановки принципиальных вопросов журн. этики, к кот. он подходит с позиций общечел. нравственности. В диссертации подчёркивается необходимость защищать людей от несправедливых нападок прессы и не допускать искажения истины, кот. она обязана нести читателю. Ж-т не должен спешить с осуждением гипотез. Нет ничего позорного, чем красть высказывания, суждения и присваивать их себе. Ж-ту позволительно опровергнуть в нов. сочинениях то, что заслуживает этого по его мнению. Не должен создавать себе слишком высокого представления о своём превосходстве, о ценности своих суждений. Изгнать всякое предубеждение. Ж-т должен взвесить прежде всего свои силы. О том, что инцидент с Лейпцигским журналом вызвал беспокойство в мире читающей публики, говорит возмущённое письмо Эйлера, кот. немедленно передал работы Ломоносова секретарю Берлинской академии наук Формею для публикации.
Правила иногда называют первым кодексом, но это не обосновано т.к. Кодексом становятся только те правила, кот. поддерживаются проф. корпорацией, а её тогда в России просто не было.
Мор. конфликты — излюбленная тема ж-тов и публицистов.
Характерно при этом, что в ж-ке и публицистике изображаются, как правило, разные типы мор. конфликтов. В репортажах ж-стов, в очерках и фельетонах, кот. публикуются в газетах под рубриками: «На темы морали», «Моральный конфликт», «Из зала суда» и т. п., чаще всего изображается конфликт внутри какого-ниб. производственного, управленческого, научного и любого др. коллектива, в кот. произошло резкое и болезненное размежевание сотрудников на две группы вследствие обнаружившейся несовместимости интересов.
Мор. конфликт возникает тогда, когда приходится делать выбор из таких альтернатив, из которых обе (или по крайней мере одна) имеют нравств. сод-е, явл. мор. ценностью. Выход из назревшего мор.конфликта может быть только один: он должен быть разрешен (и чем скорее, тем лучше) путем сознательного выбора альтернативы и последовательного исполнения принятого решения.
Довольно часто ж-ты сталкиваются с затяжными конфликтами. Среди них можно назвать конфликты между обществом и преступниками, коррупционерами; властью и полит. партиями. Ж-т может расследовать конфликты соц., трудовые, мор., межличностные и внутриличностные. Духовн.противоречия в ходе обществ. развития могут отражаться в журналистском произведении как через показ социально-обусловленных столкновений (межличностный конфликт), через рассказ о процессе становления личности (внутрилич. конф.) так и через прямое публицистическое истолкование автором драматического момента. Как правило, ж-ты начинают расследовать конфликт на стадии его кульминации. Столкновение двух противоположных начал, драматизм ситуации, заключающий в себе остроту мор.конфликта – публикации об этом призваны стать украшением газетных полос. Понимание механизма столкновения, умение разобраться в них в значительной мере определяет уровень компетентности ж-та. При этом он должен владеть инструментарием – искусством общения, сбора и использования инф-ции, чтобы подготовить аргументированную публикацию, безупречную в логическом и эмоциональном плане.
1) Всякий, кто берется осведомлять публику должен прежде всего взвесить свои силы. Высказывать неточные и безвкусные суждения — значит сделать себя предметом презрения и насмешки 2) Чтобы быть в состоянии произносить искренние и справедливые суждения, нужно изгнать из своего ума всякое предубеждение, всякую предвзятость 3) Ж-т не должен спешить с осуждением гипотез. Они дозволены в философских предметах 4) взвесить то, что скажешь…5) Нет ничего более позорного, чем красть у кого-либо мысли и присваивать их себе 6)Ж-ту позволительно опровергнуть то, что, по его мнению, заслуживает этого. Простые сомнения или произвольно поставленные вопросы не дают такого права
7)Наконец, он никогда не должен создавать себе слишком высокого представления о своем превосходстве, о своей авторитетности, о ценностях своих суждений.
13.Всеобщая декларация прав человека и вопросы ПЭ и права ж-та
Всеобщ. деклар-я прав чел-ка, принята ООН 10 дек. 1948 г. (СССР и др. соц. страны при голосовании воздержались). ВДПЧ состоит из преамбулы и 30 статей. В ней не делается различия между правами чел-ка и правами гр-на, и все права трактуются как принадлежащие всем людям. Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприк-ть, другие личные ПиС, а также экон., соц. и культ. права, на кот. чел. вправе претендовать как «член общества» (право на труд, соц. обесп-е, образ-е и др.). Нормы этого док-та имеют декларативный хар-р, а сам он не содержит мех-ма обесп-я этих норм. Однако Д. сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека. Осн. положения: 1) Все обладают равными правами незав-мо от расы, пола, кожи, языка.2) Рабство запрещено.3)Пытки запрещены. 4) Презумпция невин-ти.5) Не допускается вмеш-во в личн. жизнь. Все люди имеют право на: 1) Жизнь, свободу, личную неприкосн-сть.2) Защиту закона. 3) Свободу передвижения. 4) Гражданство. 5) Свободу мысли, совести, религии. 6) Свободу собраний и ассоциаций. 7) Труд. 8) Отдых и досуг. 9) Достойный уровень жизни. 10)Образование.
1. Все люди рождаются своб-ми и равноправными в своём достоинстве и правах.
2. Кажд. Чел. имеет право на жизнь, на свободу, на личную неприк-сть.
3. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Кажд.чел. имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
4. Кажд. человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включ. свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
5. (статья 19) Кажд.чел. имеет право на свободу убеждений и на своб. выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять инф-цию и идеи любыми средствами и независимо от гос.границ.