IV. Содержательные основы исследовательской работы
Тема исследования. Выбор темы – очень важный момент, поскольку тема предопределяет весь дальнейший ход работы. По поводу темы исследования необходимо обратить внимание на следующие моменты:
1) на базовое образование студента: общее среднее, среднее медицинское, среднее педагогическое, высшее;
2) профиль подготовки студента;
3) учитывать место работы в настоящее время (ОЗО);
4) важно принимать во внимание перспективу будущего места работы;
5) собственные желания, интересы студента.
Эти требования обусловлены тем, что ВКР формирует бакалавра дошкольного образования. Поэтому наиболее целесообразный и оптимальный выбор темы имеет существенное значение в профессиональном становлении студентов.
Только четкое обозначение темы каждого отдельного исследования может позволить спланировать и организовать проведение всего комплекса исследования в ДОО |
Следующий этап после формулирования темы - обоснование актуальности исследования. В сжатом изложении показывается, какие задачи стоят перед практикой образования дошкольников и перед дошкольной педагогикой в аспекте выбранного направления в современных социально-экономических условиях развития общества вообще и данного конкретного района, города, края и т.п. в частности; что сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать. Дадим рекомендации для начинающих исследователей - как правильно и логически верно обозначить актуальность исследовании.
Мы предлагаем выявить актуальность исследования исходя из трех уровней: социально-педагогического, научно-теоретического, научно-методического уровней.
Социально-педагогический уровень обосновывается социальным заказом общества, который определен в нормативно-правовых документах. Исследователю надо знать содержание нормативных документов, которые регламентируют систему образования в целом, и в дошкольном образовании в частности. Из документов надо процитировать или акцентировать внимание на ту часть, которая связана непосредственно с темой Вашего исследования.
Научно-теоретический уровень – обосновывается философский, социологический, психологический и педагогический аспекты исследования данной проблемы, выделяются уже изученные факты.
Научно-методический уровень – обосновывается педагогический аспект проблемы вашего исследования, выясняются уже изученные факты и не раскрытые аспекты проблемы.
Приведем пример обоснования актуальности темы исследования исходя из вышеизложенных рекомендаций.
Тема «Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности» (Толмачева В.В.)
Актуальность формирования социально-экологической направленности личности старшего дошкольника на социально-педагогическом уровне определяется поиском новых способов развития рациональных взаимоотношений подрастающего поколения с природой, ценностного отношения к ней. На современном этапе развития общества важное значение приобретает развитие отношения к природе в процессе взаимодействия человека и природы. В «Национальной доктрине образования РФ», «Федеральной программе развития образования», «Экологической доктрине РФ» и других документах в качестве доминанты в образовательной политике определяется экологическое мировоззрение, сознание и мышление личности. Это обуславливает приоритет экологического образования подрастающего поколения, целью которого является формирование экологического сознания и рационального взаимоотношения личности с окружающей природой.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что имеются исследования, рассматривающие философские идеи о сущности человека и его взаимоотношениях с природой и обществом (А.Н. Буровский, Э.В. Гирусов, П.А. Флоренский); идеи и положения деятельностного подхода в педагогике (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская); психологическая теория деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин); идеи отечественных деятелей о влиянии труда на воспитание личности (В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д.Ушинский). Исследования проблемы формирования социально-экологической направленности личности старшего дошкольника исходит из недостаточной разработанности теоретических подходов к экологическому образованию как неотъемлемой части воспитательно-образовательного процесса ДОУ, что предполагает актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Обращаясь к актуальности рассматриваемой проблемы на научно-методическом уровне, следует отметить, что основу формирования социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности составляют: теория экологического образования дошкольников (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова); теория трудового воспитания и обучения дошкольников (Р.С. Буре, М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева); трудовая деятельность дошкольников в природе (Е.И. Корзакова, С.Н. Николаева); поиск педагогических условий формирования личности в трудовой деятельности (М.В. Крулехт, Л.И. Сайгушева); использование трудовой деятельности как средство развития личности (Г.Н. Година, Т.А. Маркова, А.Т. Шаталова).
Данный раздел, как правило, завершается традиционной фразой: Но формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника втрудовой деятельности изучено не достаточно. Это определило тему исследования - «Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности».
Фамилии ученых, перечисленных в обосновании актуальности темы исследования, обязательно должны быть включены в список литературы. |
На основе актуальности исследования формулируется противоречие. Противоречие – взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопроникающими друг в друга противоположностями внутри единого объекта и его состояний. Противоречие – важнейшая логическая форма развития научного познания [11, с. 26]. Приведем пример противоречий для педагогических исследований по дошкольному образованию.
Тема«Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности».
Актуальность нашего исследования определяется рядом существующих в настоящее время противоречий между:
- социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с формированием социально активной личности, способной к полному взаимодействию с окружающей социально-природной средой и активному ее преобразованию, и отсутствием достаточных педагогических условий для реализации такого заказа;
- необходимостью формирования социально-экологической направленности личности старшего дошкольника и недостаточным методическим и технологическим обеспечением этого процесса;
- педагогическим потенциалом трудовой деятельности дошкольников по формированию социально-экологической направленности личности и недостаточностью организации трудовой деятельности в практике дошкольных образовательных учреждений.
Обратите внимание, что противоречия сформулированы исходя из уровней актуальности данного исследования |
Следующий логический шаг ВКР – формулирование проблемы. Как объясняет А.М. Новиков, не всякое противоречие в практике может разрешаться средствами науки – оно может «быть обусловлено материальными, кадровыми затруднениями, отсутствием необходимого оборудования и т.п. Более того, наука не решает противоречий в практике. А только создает предпосылки для их решения, показывает способы их решения, которые, кстати, могут впоследствии и не быть реализованы по разным причинам» [11,с. 27].
В научном смысле проблема – это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес. В этом смысле проблема выступает как осознание, констатация недостаточности достигнутого к данному моменту уровня знаний, что является либо следствием открытия новых фактов, связей, законов, обнаружения логических изъянов существующих теорий, либо следствием появления новых запросов образовательной практики, которые требуют выхода за пределы уже полученных знаний, движения к новым научным знаниям [там же].
Таким образом, проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия. Из него вычленено то, что имеет отношение только к науке и переведено в плоскость познания, сформулировано на языке науки.
Чаще всего проблема исследования формулируется в виде вопроса. Например, «каковы педагогические условия формирования социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности?».
Или же другой пример: «какой должна быть система содержания, методов и средств методической работы, которая позволит сформировать у педагогов дошкольных учреждений экологическую компетентность?». Тогда данный раздел будет логично закончить следующей фразой: Актуальность темы и выявленные противоречия определили тему данного исследования - «Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности».
Вслед за актуальностью исследования определяется объект и предмет.
Объект в гносеологии – это то, что противостоит познающему субъекту. Это то, на что направлена познавательная или иная деятельность [16, с.528]. То есть это та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Объектом, как правило, выступает определенный процесс, некоторое явление, которое существует вполне самостоятельно в окружающей практике. Согласно одной из точек зрения, объект исследования – «некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя, например, на процесс развития субъектов воспитывающих отношений, на процесс становления новой образовательной системы, на эффективность определенной технологии» [4, с.55]. Нередко студенты не придают значения этой важной категории научного исследовании, также как и предмету исследования, считая их пустыми формальностями, которые «зачем-то» требуют в исследовании. Точному определению объекта исследования необходимо уделить пристальное внимание в самом начале работы над КР, ВКР. Если не будет установлен четко объект исследования, то можно легко «соскользнуть» в объект какой-либо другой науки, а иногда даже и с темы исследования. Например, тема исследования: «Формирование у старших дошкольников представлений о художественном образе на занятиях по рисованию». Звучание темы – педагогическое. Объект – «процесс восприятия художественного образа старшими дошкольниками» относится к психологии.
Нередко встречается неправомерно расширительное определение объекта. Например, «объектом исследования являются старшие дошкольники». Старшими дошкольниками могут интересоваться психологи, врачи, социологи, и т.д., дошкольники сами по себе вообще не могут относиться к объектам педагогических исследований.
В исследованиях по дошкольной педагогике объектом исследования выступает какая-либо педагогическая реальность (часть образовательного процесса), подлежащая изменению (зависимая переменная).
Предмет исследования - это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой студент-исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные признаки объекта [9, с.28]. В предмете исследования «фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования в предмет включаются только те элементы, которые подлежат изучению в данной работе. Поэтому определение предмета исследования означает и установление границ поиска, и предложение о наиболее существенных в плане поставленной проблемы связях, и допущение возможности их временного вычленения и объединения в одну систему. В предмете в концентрированном виде заключены направления поиска, важнейшие задачи, возможности их решении. Соответствующими средствами и методами» [4, с.55]. По мнению Е.В. Коротаевой предмет исследования – это, образно говоря, часть объекта, которая подробно изучается автором [9, с.30].
В исследованиях по дошкольной педагогике предметом исследовании выступают какие-либо элементы образовательного процесса, варьирование которых приведет к изменению объекта (независимые переменные).
Приведем пример, как один объект может быть разными предметами исследования
Тема «Формирование валеологической культуры старших дошкольников» (А.А. Гиниатуллина)
Объект: процесс формирования валеологической культуры старших дошкольников
Предмет: а) методика формирования валеологической культуры старших дошкольников
б) педагогические условия формирования валеологической культуры старших дошкольников
в) методы, формы формирования валеологической культуры старших дошкольников
г) технология формирования валеологической культуры старших дошкольников
д) проект формирования валеологической культуры старших дошкольников
Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы, что бывает, к сожалению, не всегда).
Приведем примеры некоторых правильно определенных объектов исследования. Учитывая взаимосвязь объекта и предмета исследования необходимо рассмотреть их вместе.
Тема: «Социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Объект: социокультурное развитие детей старшего дошкольного возраста
Предмет: педагогические условия социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Формирование начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста».
Объект - процесс формирования начал экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - систематическое и целенаправленное наблюдение как условие формирования начал экологической культуры.
Обратите внимание. Формулировка темы исследования (в том виде, как она представлена на титульном листе работы) не должна повторяться ни в объекте, ни в предмете, ни в названии глав параграфов. |
На основе определенных объекта и предмета исследования устанавливается центральный момент Вашей работы – цель.
Цель исследования – то, что Вы в самом общем виде должны, или, точнее, намерены достигнуть в итоге работы (образ конечного результата). По завершении исследования Вы должны полностью решить проблему Вашего исследования в рамках, определенных его предметом, целью и задачами. Цель любого эксперимента, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, обосновать, определить, построить, провести, разработать, создать, сформировать, спроектировать.
Цель должна содержать в себе указания на объект и предмет работы |
Цели исследования сводятся к небольшому числу формулировок. Приведем примеры целей, наиболее часто встречающихся в исследованиях.
Например, разработка педагогических основ у кого-либо, чего-либо; выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических) условий формирования (воспитания, развития)….; обоснование содержания, форм, методов и; средств…; разработка методики формирования….; разработка теоретической модели чего-либо; разработка требований, критериев; педагогическое обоснование чего-либо; выявление теоретических и методических подходов….; определение и практическая проверка. Приведем примеры темы, объекта, предмета и цели исследования.
Тема: «Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности» (Шанц Е.А)
Объект - процесс формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
Тема: «Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде» (Ядрихинская Л.С.)
Объект - процесс воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде
Предмет - содержание воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде
Цель – разработать и апробировать содержание воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.
Следующий важный момент – построение гипотезы. Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) - научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно [9, с.32]. Гипотеза является одним из главных методов развития научного знания, который заключается в выдвижении предположения и последующей экспериментальной проверке, которая либо подтверждает её и она становится фактом, либо опровергает ее.
Построение гипотезы происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза. Выдвинуть гипотезу – значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или наиболее вероятный ход и результаты эксперимента. Нужно в первую очередь проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, что – следствием. Всякая гипотеза находится в определенной связи с имеющимися знаниями (известными вам теорией, законом, правилом, решенной ранее задачей и т.д.). Логический путь выдвижения гипотезы может быть различным:
а) индивидуальный путь: от наблюдения единичных фактов – к выдвижению гипотезы – к последующим индуктивным обобщениям.
б) дедуктивный путь: от применения известной теории, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов к выдвижению – к экспериментальной проверке гипотезы.
- при индуктивном пути выдвижения гипотезы там, где возможно, используйте умозаключения по аналогии;
- при дедуктивном пути выдвижения гипотезы соотнесите ваши прежние знания (теорий, законов, правил и т.д.) с вновь наблюдаемыми фактами, явлениями.
Иногда бывает полезно вначале выдвинуть все возможные гипотезы, а затем, на основе критического анализа, отобрать наиболее правдоподобные. При выдвижении гипотезы не бойтесь думать расковано, избегайте шаблонов в своих суждениях.
В случае затруднения при выдвижении гипотезы освободите вашу задачу от всех излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу: Что известно? Какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новые для вас явления. Нельзя ли из рассмотрения исключить ряд условий, часть того, что дано?
Проверить гипотезу – это значит установить, что следствия, которые должны из нее вытекать, действительно совпадают с объектом исследования. Проверяя гипотезу, необходимо выяснить, не противоречит ли она ранее установленным законам, правилам.
Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи. Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что варьируя предмет, изменится в объекте |
Чаще всего для связи предмета и объекта в гипотезе используют следующие понятия: оптимизация, развитие, повышение эффективности и т.д. и связь обусловлена сочетанием : если, - то. Приведем несколько формулировок темы, объекта, предмета и гипотезы исследования.
Тема: «Дифференциация и индивидуализация образовательного маршрута речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Объект– образовательный маршрут речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Предмет– дифференциация и индивидуализация образовательного маршрута при речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: основана на предположении о том, что обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образовательного маршрута в ходе речевого развития, возможно, если:
- определена сущность понятий «дифференциация» и «индивидуализация»;
- выявлены особенности речевого развития старших дошкольников;
- определены образовательные маршруты в качестве дифференциации и индивидуализации речевого развития дошкольников.
Тема: «Проектирование образовательного процесса на основе федеральных и региональных программ дошкольного образования» (Шигапова Л.В.)
Объект – образовательный процесс в ДОУ
Предмет– проектирование образовательного процесса на основе федеральных и региональных программ дошкольного образования
Гипотезаоснована на предположении о том, что спроектировать образовательный процесс в ДОУ на основе вариативных программ возможно, если:
- определить сущностные характеристики образовательного процесса;
- выявить педагогические условия организации образовательного процесса в ДОУ Республики Башкортостан.
Еще один пример.
Тема: «Формирование социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности»
Объект – процесс формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет – педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности
Гипотеза: педагогические условия формирования социальной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности, возможно, будут эффективными том случае, если:
- трудовая деятельность детей будет включаться в образовательный процесс ДОУ и семьи;
- создание в ДОУ и семье предметно-развивающей среды;
- педагоги и родители будут подготовлены к позиции принятия активности ребенка.
Тема: «Воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде»
Объект - процесс воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.
Предмет – содержание воспитания культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде.
Гипотеза: мы считаем, содержание, направленное на воспитание культуры межнационального общения детей 5-8 лет в полиэтнической среде будет эффективным, если:
- вводится постепенное усложнение нравственного содержания элементов национальных культур, предлагаемых для усвоения детьми разных национальностей;
- включается культура народов, представленная в полиэтнической среде;
- используются активные методы обучения.
Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи. Под задачей в гносеологии понимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
По мнению Е.В. Коротаевой, начинающему исследователю трудно сформулировать задачи и часто он просто берет работы других авторов и просто автоматически переписывает. Обратимся к алгоритму формирования задач исследования, предложенного автором.
1. Наиболее простой, формальный (часто применяется в КР и ВКР) подход в выстраивании задач:
А) по первой главе – теоретические задачи
1. Провести теоретический анализ проблемы исследования (изучить состояние проблемы исследования; проанализировать литературу по данной проблеме).
2. Выявить особенности воспитания, формирования, содержания, условий и т.д.
Б) по второй главе – практические задачи
3. Разработать технологию, (модель, проект, программу и т.д. по……);
4. Опытным путем проверить эффективность предложенной технологии, (модели, проекта, программы и т.д.)
Другой путь, предложенный Е.В. Коротаевой, более завязан с содержанием исследования, опирается на структуру работы. Здесь нужно просто творчески подойти к названиям параграфов работы и сопроводить каждый параграф соответствующим глаголом в неопределенной форме:
Провести | Анализ исследований валеологической культуры |
Выявить | Формы и методы формирования валеологической культуры дошкольников |
Определить | Критериальную базу исследования |
Систематизировать | Результаты опытно-поисковой работы |
Обязательно сравните формулировки задач и цели исследования! Прежде всего, задачи должны показывать последовательность реализации поставленной цели. Бывает так, что формулировки цели и одной из задач часто практически повторяют друг друга, что нарушает общую логику исследования, поскольку в таком случае или цель была изначально неоправданно сужена или, напротив, одна из задач «выросла» до размеров цели всей работы |
За задачами исследования следует раздел «Теоретико-методологические основы исследования». В.И. Загвязинский дает определение методологии педагогики: «Это учение о педагогическом значении и процессе его добывания, т.е. педагогическом познании. Она включает:
1) Учение о структуре и функции педагогического знания, в том числе педагогической проблематике;
2) Исходные, ключевые, фундаментальные, философские, общенаучные и педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие методологический смысл;
3) Учение о методах педагогического познания (методология в узком смысле слова)» [6].
Л.В. Трубайчук рассматривает методологию дошкольного образования как «учение о методе научного познания и преобразования мира ребенка дошкольного возраста». Методология дошкольной педагогической науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования дошкольного образования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения.
Обратите внимание на второй пункт приведенной цитаты. В Вашей работе методологическое значение имеют те ведущие педагогические концепции, теории, которые Вы берете за основу своего исследования. Имеются в виду не все научные публикации, а речь идет об одной, двух или трех концепций крупных ученых-педагогов, которые действительно лежат в основе Вашей работы. |
Например: Тема «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- теоретические положения философии о роли мужчины и женщины (В.Г.Белинский, Н.А. Бердянев, Платон, Ф.Фурье);
- психолого-педагогические идеи полового воспитания в семье (Т.С.Агарова, Р.Борман, Л.В. Коллмийченко);
- теории гендерной социализации личности (К.Гэри, Ф.Л. Джес, Дж.Мани, ЛюВю Попоап, К. Эрдаха);
- личностно-деятельностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Л.Рубинштейк, Л.В. Трубайчук, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская);
- аксиологичечкий подход (Т.К. Ахаян, О.В. Лешер, А.З. Рахимов, Р.Ф.Чумичева);
- гендерный подход (И.С. Кон, Л.В. Попова, Т.П. Хризман).
Следующий раздел «аппарата исследования» - это методы. В качестве справки приведем перечень наиболее распространенных в дошкольной педагогике методов исследования, для того, чтобы предупредить часто встречающиеся ошибки в их названиях.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, систематизация, формализация, метод единства исторического и логического, аналогия, моделирование.
Методы эмпирического исследования: методы сбора и накопления данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование; контент-анализ (документов, планов, работ)); методы контроля и измерения (шкалирование, срезы, тесты); методы обработки данных (математические, статистические, графические, табличные); методы оценивания (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); методы внедрения результатов исследования в педагогическую практику (эксперимент, опытное обучение, изучение и обобщение педагогического опыта, масштабное внедрение).
Методы обработки данных: среднее арифметическое, дисперсия, выявление различий, ранговая корреляция, процентное соотношение и т.д.
Из этого разнообразия методов Вам необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект вашей научной работе. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, так же как и для объекта, предмета, общих задач исследования, накопленного материала, обычно отбирают наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты; соответствовали логической структуре (этапу) исследования.
Раздел «Теоретическая значимость». Теория – учение, система идей и принципов, совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Выступает как форма систематического знания, в границах которой определены понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.
Теоретическая значимость – наиболее значимая совокупность обобщенных научных положений, образующих научное исследование, представляющее из себя целостную систему. Теоретическая значимость характеризует то место в теории педагогики, где будет находиться полученное в данном исследовании научное знание. В ходе выявления теоретической значимости необходимо ответить на следующие вопросы:
- как изменяются полученные новые результаты исследования уже существующие подходы, принципы, представления?
- как влияют результаты на существующий терминологический ряд и содержание понятий?
- какие перспективы развития теории или отдельных ее положений открывают полученные результаты?
Приведем примеры формулировок теоретической значимости исследования:
- доказаны теоремы, положения, методика, вносящие вклад в расширение представлений об изучаемом явлении, расширяющие границы применимости полученных результатов и т.п.;
- применительно в проблеме исследования эффективно, то есть в получением обладающих новизной результатов использован комплекс существующих базовых методов исследования, в т.ч. числовых методов, экспериментальных методик и т.п.;
- изложены положения, идеи, аргументы, доказательства, элементы теории, аксиомы, гипотезы, факты, этапы, тенденции, стадии, факторы, условия и т.п.;
- раскрыты существенные проявления теории: противоречия, несоответствия, выявлены новые проблемы и т.п.;
- изучены связи данного явления с другими, генезис процесса, внутренние и внешние противоречия, факторы, причинно-следственные связи и т.п.;
- проведена модернизация существующих моделей, алгоритмов и/или численных методов, обеспечивающих получение новых результатов по теме исследования;
- адаптированы для педагогики (подходы, принципы, методы);
- созданы предпосылки для решения (проблем, задач) и т.п.
Раздел «Практическая значимость» ориентирует специалистов, занимающихся вопросами дошкольного образования, где и для кого могут быть полезны результаты данного исследования. практика – материальная, целеполагающая деятельность людей, имеющая своим содержанием преобразование природных и социальных объектов, всеобщая основа развития человеческого общества и познания. Таким образом, практическая значимость – наиболее значимые результаты внедренческой деятельности исследователя.
Определяя практическую значимость необходимо ответить на следующие вопросы:
- каковы пути, способы использования результатов исследования в практике работы ДОУ?
- где уже используются результаты и какова их эффективность?
- какие внедренческие материалы (программы, пособия, методики, рекомендации и т.п.) уже используются?
- где еще могут быть использованы?
- что еще может быть предложено для совершенствования управления, организации, содержания образования (рекомендации, предложения)?
Приведем примеры формулировок практической значимости исследования:
разработаны и внедрены (указать степень внедрения) технологи, новые универсальные методики измерений, образовательные технологии;
определены пределы и перспективы практического использования теории на практике;
создана модель эффективного применения знаний, система практических рекомендаций;
представлены методические рекомендации, рекомендации для более высокого уровня организации деятельности, предложения по дальнейшему совершенствованию.
Приведем пример описания теоретической и практической значимости в соответствии с темой исследования.
Тема «Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- аналитически представлена историография проблемы, на основании которой выявлено содержание «гендерного воспитания», понимаемое как целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельности дошкольника, заключающийся в содействии накоплению социального опыта выполнения гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей;
- теоретически обосновано и содержательно раскрыто понятие «гендерная воспитанность» старшего дошкольника, понимаемое как интегративное качество личности, в обобщенной форме отражающее систему социальных, личностных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.
Практическая значимость исследованиясостоитв том,что:
– содержательно и процессуально раскрыто содержание процесса гендерного воспитания дошкольника, что может реализовываться в практике работы ДОУ;
– выявлен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, который может использоваться в практике работы ДОУ;
– материалы исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования, а также позволят обогатить содержание курса «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» для студентов средних и высших учебных педагогических заведений.
Приведем еще один пример.
Тема: «Формирование социально-экологической направленности личности старшего дошкольника в трудовой деятельности»