Текст характеризуется единством темы, замысла, основной мысли и смысловой законченностью.
Основные признаки текста:
- тематическое и композиционное единство всех его частей;
- наличие смысловой и грамматической связи между частями;
- смысловая цельность, относительная законченность.
У текста также есть определённая композиция (внутренняя структура):
- зачин (вступление)
- основная часть
- заключение.
Наличие в тексте основной части обязательно, вступления и заключения - факультативно. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.
Содержание соотносится с темой.
Тема - это то, о чем повествуется, что описывается в тексте, о чем ведется рассуждение. Название текста может быть прямо связано с темой, но также может и не указывать на тему.
Во многих произведениях (иногда и небольших по объему) может быть несколько тем.
Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически. Причем связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями.
Смысловые отношения между предложениями различны:
- содержание одного предложения может быть противопоставлено содержанию другого;
- содержание второго предложения может раскрывать смысл первого или пояснять один из его членов, а содержание третьего - смысл второго и т.д.
Следовательно, любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.
Различают цепную и параллельную связь предложений.
При параллельной связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, при этом благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления.
Особенности этого вида связи - одинаковый порядок слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых, преобладание форм несовершенного вида глаголов. Единство временного плана обеспечивается повтором первого слова предложения в определенном отрезке текста. Параллельные связи очень часто используются в поэзии.
Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых, во-вторых, наконец. Также часто используются наречия места (справа, слева, впереди, там) и времени (сначала, потом), деепричастные обороты, придаточные предложения.
В цепной связи главное - повтор ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения; передача последовательности действий посредством употребления глаголов в форме совершенного вида.
Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.
По функционально смысловым особенностям в русском языке выделяют следующие типы речи:
- повествование передает действие в развитии во временной последовательности;
- описание характеризует статичные картины, передает их детали;
- рассуждение передает развитие мысли относительно предмета мысли.
Каждый тип речи обладает отличительными признаками.
Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. Общим для всех видов описания является одновременность проявления признаков. Цель описания в том, чтобы читатель увидел предмет описания, представил его в своем сознании. Описание может быть использовано в любом стиле речи, но в научном характеристика предмета должна быть предельно полной, а в художественном акцент делается только на самых ярких деталях. Поэтому и языковые средства в научном и художественном стиле разнообразнее, чем в научном.
Примеры описания в научном и художественном стиле.
1. Яблоня — ранет пурпуровый — морозостойкий сорт. Плоды округлой формы, диаметром 2,5—3 см. Вес плода 17—23 г. Сочность средняя, с характерным сладким, слегка вяжущим вкусом.
2. Липовые яблоки были крупные и прозрачно-желтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан свежего липового меда. В середине чернели зернышки. Потрясешь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки.
Повествование - это рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности. На первый план здесь выдвигается порядок протекания действия, развитие сюжета. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). В таких текстах часто употребляются глаголы в форме прошедшего времени совершенного вида. Но, чтобы придать тексту выразительность, одновременно с ними употребляются и другие. Повествование как тип речи очень распространен в таких жанрах, как воспоминания, письма.
Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.
Композиция рассуждения такова:
- первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть;
- вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами;
- третья часть — вывод, заключение.
Между тезисом и аргументами (а также между отдельными аргументами) должна быть логическая и грамматическая связь.
Для грамматической связи между тезисом и аргументами нередко используются вводные слова: во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, таким образом. В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на то что, потому что.
Однако в чистом виде названные типы речи используются редко. Чаще всего тексты комбинируют описание, повествование и рассуждение, и какой-нибудь тип является доминирующим. Главным, определяющим являются целевая установка, замысел автора и особенности адресата - того, для кого текст предназначается, к кому обращена речь.
Тексты относятся к какому-нибудь из стилей речи.
Выделяют тексты:
-разговорные (используются в разговорной речи, чаще всего существуют в устной форме; характеризуются наличием предложений, простых по своему составу, и особой разговорной (а иногда и просторечной) лексикой;
-официально-деловые (используются в официально-деловом стиле, чаще всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений, сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической лексикой);
-публицистический (используются в средствах массовой информации и их основная цель - привлечение интереса читателей или слушателей, а также информирование их; существуют как в письменной, так и в устной форме; характеризуются живостью, разнообразием, отбор лексических средств происходит в зависимости от цели и содержания текста);
-научные (используются в различных сферах науки, существуют в основном в письменной форме; характеризуются достаточно сложной синтаксической организацией, большим количеством терминов),
-художественные (могут совмещать разные виды текстов).