Глава 3 личность как объект и субъект воспитания
ПОНЯТИЯ:педагогическая антропология, личность, структура личности, факторы развития личности, социализация, активность, деятельность, общение, новообразования возраста.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ БАЗА ВОСПИТАНИЯ
Философской базой воспитания, позволяющей понять и объяснить структуру и содержание воспитания путем соотнесения их со структурой целостной природы человека и его потребностей, является педагогическая антропология.
«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке и болезни. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения
преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Только тогда он будет в состоянии почерпнуть в самой природе человека средства воспитательного влияния — а средства эти громадны» (К. Д. Ушинский). Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность.
Основы педагогической антропологии заложил великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.
По его глубокому убеждению необходимо согласованное изучение человека многими науками. Сочетание различных наук в рамках педагогической антропологии является своеобразным выражением идеи целостности человека. Педагогическая деятельность требует многосторонних знаний. Нелепо, говорил Ушинский, для медиков, например, ограничиваться изучением одной терапии и не знать физиологии, химии, биологии. Точно так же странно выглядит педагог, изучивший только педагогические правила, излагаемые в учебниках педагогики. Воспитатель должен знать природу своего воспитанника. Отсюда вытекает необходимость знания антропологии, которая открывает неисчерпаемые возможности воспитательных воздействий в природе самого человека (идея самовоспитания и саморазвития).
Ведущие идеи педагогической антропологии:
— целостность и неделимость духовной и биологической при
роды человека;
— субъектность человека как его сущностная характеристи
ка;
— единство общего, особенного и отдельного в каждом чело
веке;
— взаимосвязь индивидуального и социального в человеке;
— совокупность умственного, нравственного и физического в
развитии человека;
— воспитуемость и обучаемость человека;
— пластичность всех личностных свойств.
Вопросы и задания
Как вы поняли, что такое педагогическая антропология и антропологический подход в рассмотрении проблем воспитания и обучения ребенка?
В человечестве заключено много задатков,
и наша задача - пропорционально развивать
природные способности и раскрывать свойства человека
из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал
своего назначения. И. Кант