Тема3. Дидактика как наука об обучении и образовании

План лекции

1. Общие основы дидактики. Объект и предмет дидактики. Становление дидактики как науки

2. Цель и задачи теории обучения. Категории дидактики.

3. Дидактические концепции

4. Проблемы теории обучения

Одним из важнейших условий развития человека и совершенствования социокультурной системы является присвоение подрастающим поколением накопленного человеческого опыта в процессе специально организованного обучения, которое дает возможность оптимально реализовать потенциал личности и передать ей социальные и духовные ценности.

Дидактика – это наука об обучении и образовании, о теоретических основах и практической реализации идей развития личности в условиях обучающей системы.

Объект – развитие личности в обучении.

Предмет – дидактическая система как основа взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности преподавания и учения.

Проблемное поле дидактики

Для чего учить Цель, задачи, мотивы
Чему учить Содержание образования
Как учить Принципы обучения
Каковы инструменты обучения Технологии, методы, приемы
Что использовать Учебники, компьютеры, дидактические материалы, энциклопедии, справочники
Как организовать Формы обучения
Как проверить Контроль
Как стимулировать Интерес, игра, творчество, требования

Термин «дидактика» имеет греческое происхождение относится к 5-4 вв. до н.э. и связан с Афинской системой воспитания. Дидактика как категория педагогики впервые была введена в XYII веке немецким педагогом Вольфгангом Ратке (1571-1635), назвавшим так свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Широко известным является факт создания «Великой дидактики» (1657) чешским педагогом Я.А. Коменским (1592-1670), предложившим универсальную систему обучения всех всему. Именно так в подзаголовке своего фундаментального труда Я.А. Коменский определяет понятие «дидактика» и тем самым открывает научный этап развития не только дидактики, но и педагогики в целом.

Между тем провозглашению дидактики как науки предшествовали практические поиски и философское осмысление вариантов организации обучения подрастающего поколения.

Впервые появление образовательных структур относится к 8-6 вв. до н.э. и связано с развитием образовательной системы Спарты. В этом государстве-полисе воспитание подрастающего поколения рассматривалось как важнейшая задача. Обучение детей начиналось в 7 лет и в основном было ориентировано на физическую закалку, освоение навыков военного дела, элементарных основ письма, чтения, счета, пения и танцев. Работа с детьми и юношеством строилась как коллективное выполнение указаний пайдонома (воспитателя). Широко использовался принцип соревновательности.

Представляет интерес система афинского воспитания и обучения для юношей правящего сословия. Она включала мусические школы, подразделявшиеся на школы грамматиста и кифариста, гимнастические школы-палестры и университеты. В школе грамматиста мальчики с 7 лет обучались элементарным умениям письма, счета и чтения, в школе кифариста – музыке, игре на инструментах, пению. В палестрах (с 12 лет) осуществлялось физическое воспитание и военная подготовка. В университете, с 18 лет, юноши из знатных семей знакомились с философскими концепциями. В обучении широко использовались групповые методы работы.

Большой популярностью в Афинах пользовались гимнасии - государственные философские учебные заведения. Наиболее известные из них - эпикурейская гимнасия, Академия платоновская, Ликей Аристотеля. В каждой такой школе был особый стиль работы, соотносимый с личностью философа.

В Древнем Риме образование можно было получить в элементарных и грамматических школах, коллегиях юношества, легионах и школах всадников. Уникален опыт грамматических школ, своего рода частных учебных заведений повышенного типа. В них изучалась латынь, греческий язык, основы римского права, риторика, грамматика. В начале новой эры в грамматических школах изучали семь свободных искусств, разделенных на тривиум (риторика, диалектика, грамматика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Впервые в Древнем Риме был поставлен вопрос об использовании учебников и руководств по обучению.

Цивилизации Древнего Востока также уделяли специальное внимание обучению детей. Примерно в 3 тысячелетии до н.э. в школах (эддубах) Древней Месопотамии применялись приемы переписывания, заучивания, беседы, упражнения. Уникален опыт школ Конфуция в Древнем Китае, в которых в 551-479 гг. до н.э. использовались диалоги, классификация, сравнение.

Фундаментальные основы развития дидактики были разработаны мыслителями эпохи Античности.

Пифагор (YI в. до н.э.) основал школу, главными идеями которой были гармония мыслей, чувств и действий, строгий распорядок жизни, подчинение наставнику. В школе Пифагора изучались музыка, математика, геометрия, медицина, философия.

Сократ (ок. 470-399 гг. до н.э.) создал систему обучения, основанную на свободном поиске истины учеником в диалоге с наставником. В процессе обучения использовалась сократическая беседа (восхождение к истине через систему логически выстроенных вопросов учителя), майевтика (извлечение скрытого в человеке знания с помощью искусных наводящих вопросов).

Платон (ок. 427-347 гг. до н.э.), разделив мир на две части – мир идей и мир вещей, считал высшей идеей благо. Образовательная программа Платона включала гимнастику, музыку, риторику и философию. Среди педагогических методов специально выделялась игра, способствующая приобщению к традициям, развитию интереса к освоению практических умений.

Аристотель (384-322 гг.до н.э.) включил в образовательную программу четыре блока: пропедевтический, основной, практический и творческий. Пропедевтический блок предполагал изучение письма, счета грамматики, гимнастики, музыки и других дисциплин; основной – наук о природе, истории, астрономии, философии; практический – нравственных норм семьи и полиса; творческий – риторики, поэтики и др.

Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35-96 гг.) основал первую государственную ораторскую школу в Риме. Считал наиболее важной систему классического домашнего образования. Общественное воспитание должно дополнять домашнее и строиться на основе агонистики (соревновательности), игры, развития самостоятельности. В обучении выделял подражание, теоретическое наставление, упражнение. Выступал за общедоступность образования.

В эпоху раннего Средневековья (Y- X вв.) европейское образование было ориентировано на христианские традиции. Соответственно появились церковные школы: приходская, монастырская, соборная или епископальная. Основным ориентиром в работе этих школ было духовное воспитание. Ученики получали информацию (риторика, арифметика, геометрия, астрономия и т.д.) и всячески развивали и укрепляли Веру. Главным учителем считался Бог.

Учебные заведения нового типа появились во время развитого западноевропейского Средневековья (XI-XIY вв.). Это были придворные школы, в которых давались и светские и религиозные науки. Развивалось рыцарское образование (три уровня – паж, оруженосец, рыцарь) и ремесленное ученичество (ученик, подмастерье, мастер).

С принятием христианства на Руси (988 г.) стала развиваться древнерусская православная педагогика. Открылись школы при церквах, обучение было религиозным и всесловным. Главные приоритеты в образовании - познание Истины, выработка нравственного поведения, развитие добродетелей. Специально выделялось на Руси семейное воспитание. Широко использовались для обучения различные «поучения», «учительские слова» - «Поучение князя Василия Мономаха детям», «Златоуст», «Златоструй» и др.

Эпоха Возрождения (XIY- XYI вв.) придала образованию новый импульс, поскольку человек провозглашался высшим началом бытия, а утверждение идеала гармоничной творческой личности, красоты и гармонии действительности было подкреплено конкретными действиями. Система образования имела элементарную (низшую) школу, городские (латинские) школы, гимназии, коллежи, колледжи, университеты, академии. Развивается семейная школа. Одним из известных образцов такого типа школы является «Дом радости» Витторино де Фильтре» (1423), в котором образование строилось на основе уважения к ребенку, учета его интересов и способностей, создания атмосферы радости.

Содержание образования в Эпоху Возрождения включало грамматику, литературу, историю, логику, родной язык, географию, астрономию, механику. Среди методов обучения выделяются диалог, наблюдение, игры, походы.

Модификация дидактики в Эпоху Просвещения связана, прежде всего, с централизацией школьного дела и передачей его в руки государства, развитием науки и вниманием к реальным знаниям, установкой на просвещение различных слоев населения. Ученик рассматривался как активный участник учебного процесса.

В системе образования Эпохи Просвещения функционировали народные школы, дающие ученикам элементарные умения в чтении, письме, счете и религиозную подготовку. Кроме того, в Германии были созданы школы-гимназии для детей высших сословий, в Великобритании - грамматические школы для элитарных слоев населения. В Эпоху Просвещения закрепились сословные отличия в образовании.

Отечественная школа в Эпоху Просвещения развивалась в условиях социальных преобразований, связанных, прежде всего, с деятельностью Петра I и Екатерины II. Важно отметить, что образование этого времени ориентировалось на воспитание полноправных граждан отечества, что обосновало открытие цифирных, гарнизонных и адмиралтейских школ как государственных начальных школ специальной направленности. Развивалось элитарное образование, светские высшие учебные заведения. В 1755 году был открыт Московский университет.

Развитие дидактики в XIX в. было связано со становлением системы преемственных учебных заведений от начальной к средней школе. В России это было реализовано на уровне церковно-приходских школ и уездных и реальных училищ. Наряду с классической классно-урочной системой стали появляться новые дидактические системы, например, мангеймская (Й.А. Зиккенгер), которая ориентировалась на интеллектуальное развитие ребенка. В образовании стали выделяться тенденции индивидуального подхода, самостоятельной работы детей, создание развивающих ситуаций в обучении, творчества педагога, что явилось истоком возникновения новой дидактики.

В XX в. дидактика пополнилась уникальными теоретическими концепциями, получившими яркое воплощение в практической сфере - ассоциативно-рефлекторная теория, развивающее обучение, программированное обучение, теория педагогических систем, теория поэтапного формирования умственных действий, оптимизация обучения и др. Развитие дидактики со всей очевидностью показывает ценность образования для личности, общества, государства, науки. Образованный человек – это субъект, способный преобразовать жизнь и себя, решать самые сложные задачи. Именно поэтому современная дидактика является инструментом социального развития.

Оригинальные дидактические теории

Универсальной дидактической системой является модель образования Я.А. Коменского, которая была выстроена на основе сенсуализма (от лат. sensus – восприятие, чувство) – направления в теории познания, согласно которому чувственность (ощущения, восприятие) выступают основой достоверного знания. В центре дидактической системы Я.А. Коменского находится человек как уникальный микрокосм, совершенное творение природы. Именно поэтому Я.А. Коменский выдвигает главный принцип своей теории – принцип природосообразности, подразумевая под ним и совершенствование природы ребенка и учет законов природы в процессе развития человека. Важным в контексте этого принципа является учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Я.А. Коменский создает новую школу, подчеркивая, что таковой он называет «такую школу, которая являлась бы мастерской людей, в которой, следовательно, умы учащихся озарялись бы блеском мудрости, для того чтобы быстро проникать во все явное и сокровенное (…), души и движения их направлялись бы ко всеобщей гармонии добродетелей, а сердца насыщались бы божественной любовью, и до того проникались бы ею все, кто вверен христианским школам для обучения мудрости, что дети уже на земле приучались бы жить небесною жизнию. Короче, чтобы в школах обучали всех, всему, всесторонне (Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж, Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1988. - С. 30).

Школа Я.А. Коменского делится на четыре последовательные ступени, предполагающие 6-летний цикл обучения. По мнению ученого, «в низших школах – материнской и школе родного языка – будет получать образование вся молодежь обоего пола; в латинской – преимущественно те отроки, у которых стремления выше, чем быть ремесленниками, а из академии будут выходить ученые и будущие руководители других…» (Там же, С.89).

Для всех типов школ было разработано содержание образования и варианты организации обучения. Интересно замечание Я.А. Коменского о том, что в школе нужно «преподавать лишь то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более в будущей (Там же, С 65).

Упорядоченность работе школы придавали дидактические принципы научности, систематичности, последовательности, доступности, самостоятельности. Особо выделял Я.А. Коменский «золотое правило дидактики: все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, что можно вкусить - вкусом, доступное осязанию - путем осязания» (Там же, С. 71).

Ученый обосновал четыре стадии обучения: первая – автопсия (самостоятельное наблюдение), вторая – автопраксия (практическое осуществление), третья – автохресия (применение полученных знаний, умений и навыков в новых обстоятельствах), четвертая – автолексия (умение самостоятельно излагать результаты своей деятельности).

В дидактической системе специально выделялись вопросы воспитания человека, «ибо пренебрежение воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира» (Там же, С 131).

Я.А. Коменский предлагает развивать нравственность и внедрять юношеству «кардинальные» добродетели: мудрость, умеренность, мужество и справедливость, разъясняя, каким образом можно достичь в этом процессе гармонии.

Я.А. Коменский создал стройную систему образования, новые идеи которой (классно-урочная система, обучение на родном языке, гуманистическая программа школы, универсальное искусство учить всех всему) можно рассматривать как уникальные аксиологические позиции образования.

Произведения Я.А. Коменского: «Великая дидактика», «Материнская школа», «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Мир чувственных вещей в картинках», «Лабиринт света и рай сердца» и др.

Педагогическая концепция Джона Локка (1632-1704) представляет собой теорию воспитания и обучения джентльмена, в которой целесообразно сочетаются физическое, нравственное и умственное развитие человека. Главным принципом, определяющим основы образования, Джон Локк считал гуманное отношение к ребенку и подчеркивал, что ребенок обладает собственной ценностью и в этой связи достоин уважения.

Организация обучения и воспитания должна учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, ориентироваться на успех ребенка при использовании разнообразной и свободной деятельности, продуцировании положительных эмоций. Рассматривая стимулы и мотивацию учебной деятельности, Локк предлагал использовать «мягкие методы», делающие обучение привлекательным (игры, упражнения, книги с картинками).

В произведении «Об управлении человеческим разумом» Джон Локк предложил способы формирования мыслительных способностей - рассуждение, обобщение, аргументы, аналогия, ассоциация, обоснование и др. Умение рассуждать, по мнению мыслителя, дает возможность разуму самостоятельно приобретать знания. А самообразование он рассматривал как главный способ усовершенствовать разум.

Обучение в концепции Д. Локка непосредственно связано с воспитанием и подчинено задаче развития гражданина, формирования нравственных качеств человека, активному освоению нравственных норм и правил поведения. Джон Локк подчеркивал важную роль физического воспитания и необходимость условий для поддержания здоровья ребенка.

Одна из идей Д. Локка о существенном значении чередования интеллектуального и физического труда в обучении имеет актуальное звучание и в современных условиях. В целом концептуальные положения теории Д. Локка требуют переосмысления с учетом формирования делового человека новой формации.

Произведения Джона Локка: «Об управлении человеческим разумом», «Мысли о воспитании».

Реформирование образовательной системы России в XYIII в. связано с именем М.В. Ломоносова (1711-1765). Русский просветитель считал необходимым строить образовательную систему на основе всесословности и общедоступности, для чего открывать народные школы и гимназии.

В качестве главной цели образования М.В. Ломоносов провозглашал «любовь к наукам и Отечеству», а идеал человека видел в его активности, стимулирующей собственное развитие и соблюдение социальных интересов.

М.В. Ломоносов сформулировал и обосновал дидактические принципы доступности, научности, самостоятельности и активности учащихся, наглядности, учета индивидуальных и возрастных особенностей. Разнообразной была система методов, предложенная ученым - лекция, рассказ, упражнение, самостоятельные и творческие задания.

В творчестве М.В. Ломоносова было воплощено сочетание русской национальной культуры и ценностей европейского Просвещения.

Произведения М.В. Ломоносова: «Риторика», «Российская грамматика», «Древняя российская история».

Основатель теории свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) построил свою концепцию в контексте бережного отношения к природе ребенка. Он подчеркивал важность природосообразного воспитания, особо выделял контакты ребенка с природой, дающей основы развития чувств, физическую крепость и свободу действий. Кроме природы Ж.-Ж. Руссо выделял в качестве факторов воспитания людей и общество. Причем люди учат жизни, а общество является источником личной практики. Между тем, Ж.-Ж. Руссо особо отмечал роль самостоятельного накопления жизненного опыта.

Процесс собственно обучения ребенка должен начинаться с 12 лет, поскольку период, предшествующий этому возрасту, он считал «сном разума». Среди направлений развития личности Ж.-Ж. Руссо выделял чувственное как фундамент формирования личности и начало умственного становления, физическое как средство гармонизации отношений с окружающим миром, трудовое как условие независимости человека, нравственное как внутренний стержень личности, гражданское - для обретения статуса полноправного члена общества. Все это было изложено в его довольно стройной педагогической программе.

Ж.-Ж. Руссо считал наиболее ценным реальное, естественно-научное образование, указывая на то, что приобщение ребенка к географии, химии, биологии развивает у него интерес и гармоничные отношения с природой.

Произведения Ж.-Ж. Руссо: «Новая Элоиза», «Общественный договор», «Эмиль, или о воспитании».

Вклад в дидактику швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827) довольно велик и отличается новаторскими идеями, хотя своеобразно развивает принцип природосообразности. И.Г. Песталоцци разработал теорию элементарного образования, включающую теории умственного, физического и нравственного развития. Название теории подразумевает динамику развития ребенка в связи с использованием простейших элементов и движением к более сложным. В исходных компонентах любого обучения он выделил число (единица), форма (прямая линия), слово (звук).

Процесс обучения, по мнению Песталоцци, должен раскрывать в каждом ребенке все его силы и способности, поскольку глаз «хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука хватать. Но так же и сердце хочет верить и любить (Там же, С. 360). Именно Песталоцци выдвинул идею развивающего характера обучения. Кроме того, в его педагогических поисках отражена идея психологизации образования.

Ценным как в теории, так и на практике является тезис Песталоцци об органической взаимосвязи обучения и воспитания, а также об использовании возможностей детского сообщества в образовании.

Детально разработана педагогом идея нравственного образования, которое должно начинаться в семье и продолжаться в школе. В этом процессе необходимо развивать нравственные чувства, упражняться в нравственных поступках, стремиться к гармонии в отношениях с людьми и миром.

Одним их первых И.Г. Песталоцци исследовал проблему детского труда, подготовку молодежи к индустрии. Им была разработана «азбука умений», позволяющая ребенку укрепить физические силы и освоить трудовые действия.

Произведения И.Г. Песталоцци: «О народном образовании и индустрии», «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей» и др.

Дидактическая концепция немецкого педагога и психолога Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841) строилась на сочетании «материального образования» (получении информации об окружающем мире) и развития познавательных процессов школьников. Обучение в концепции Гербарта носит воспитывающий характер, стимулируя развитие интересов учащихся к окружающему миру (эмпирический), к причинам процессов и явлений (умозрительный), к прекрасному (эстетический), к близким людям (симпатический), к человечеству и обществу (социальный).

Путь формирования интересов включал четыре ступени процесса обучения: «ясность» – знакомство учащихся с новым материалом при широком применении наглядности, «ассоциации» - установление связей новых представлений со старыми, «система» - вывод правил и формулировка законов, «метод» - упражнения с целью формирования навыков практического применения полученных знаний.

И.Ф. Гербарт выделил три вида обучения – описательное, аналитическое и синтетическое. Кроме того, он считал важным развитие самостоятельности и активности учеников.

Произведения И.Ф. Гербарта: «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», «Первые лекции по педагогике» и др.

Немецкий педагог Адольф Дистервег (1790-1866), выстаивая основы своей дидактической системы, дополнил принцип природосообразности принципом культуросообразности, считая необходимым привести в соответствие школьное обучение и уровень развития культуры общества.

А. Дистервег основательно исследовал проблемы развивающего обучения и сформулировал соответствующие рекомендации (идти в обучении от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому и др.) В работах педагога проанализированы проблемы развития мышления, памяти, способностей учеников в школьном обучении. Важно отметить и обоснованные им идеи воспитывающего обучения и руководящей роли учителя в образовании, в развитии самостоятельности и творчества учеников.

Произведения А. Дистервега: «Руководство к образованию немецких учителей», «Начатки детского школьного учения».

В отечественной дидактике особая роль отводится творчеству К.Д. Ушинского (1824-1870), фундаментом которого является педагогическая антропология. Именно в ней ученый подчеркивал возможность проникновения в человеческую природу и управление ею в интересах самого человека и общества. Положение о целостности человека, неделимости духовной и телесной его природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим позволит приблизиться к пониманию сущностных проявлений человека.

К.Д. Ушинский разработал основы самобытной национальной школы, сформулировал кардинальную идею народности в педагогике. Им были обоснованы дидактические принципы, позволившие точно выстроить образовательный процесс. Причем обучение предполагало взаимное дополнение двух процессов: овладение системой знаний и психологическое развитие личности. Необходимым в школе было соединение умственного и физического труда.

К.Д. Ушинский подготовил для школы учебники «Детский мир», «Родное слово», особое внимание уделял начальному образованию. Среди методов обучения К.Д. Ушинский выделял игру.

Произведения К.Д. Ушинского: «Человек как предмет воспитания», «О пользе педагогической литературы» и др.

Рассмотрев только некоторые ключевые фигуры ученых, считаем необходимым порекомендовать изучение идей таких отечественных дидактов, как Ш.А. Амонашвили, Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, М.А. Данилов, В.П. Есипов, Л.В. Занков, В.С. Леднев, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др. Уникален опыт педагогов-новаторов – И.П. Волкова, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др.

Современные исследователи, рассматривая потенциал дидактики, обращают внимание на определенные дидактические концепции.

Концепция дидактического энциклопедизма (Я.А. Коменский, Дж. Мильтон). Основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности

Концепция дидактического формализма (И. Песталоцци, А. Дистервег). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) - главный принцип сторонников дидактического формализма.

Концепция дидактического прагматизма (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер).

Обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации.

Парадигмальная (от греч. paradigma - пример, образец) концепция обучения (Г. Шейерль). Учебный материал следует представлять, во-первых, не систематически, а «фокусно» (без соблюдения исторической, логической последовательности), акцентируя внимание на типичных фактах и событиях; во-вторых, «экземпляристски» представлять содержание вместо непрерывного изложения всего учебного материала.

Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельский, Е.И. Машбиц).Обучение как процесс передачи и переработки информации.

Ассоциативная теория обучения (Дж. Локк и Я.А. Коменский).Принципы: всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям; основной метод - упражнение.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:

• предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

• формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;

• формирование действия во внутренней речи;

• переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

Итак, дидактика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации обучения как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Цель дидактики - определение основ развития человека в процессе обучения и образования.

Задачи дидактики:

-научное обоснование обучения, диагностики и прогнозирования в области образования;

-выявление законов процесса обучения, разработка дидактических принципов;

-определение научно обоснованного содержания образования;

-совершенствование традиционных и конструирование новых форм организации обучения, развитие классно-урочной системы;

-разработка и внедрение инновационных педагогических технологий, системы аудиовизуальных, интерактивных средств обучения;

-обобщение и распространение передового педагогического опыта и др.

Функции дидактики:

научно-теоретические:

аналитико-синтетическая – определение сущности, особенностей, компонентов обучения;

объяснительная – изучение и обоснование специфики опыта обучения и образования;

прогностическая – выявление тенденций и перспектив развития обучения и образования

диагностическая – установление состояния обучения, характеристика качества образовательного процесса.

нормативно-прикладные:

проективная – планирование, разработка и реализация образовательной стратегии и тактики; разработка основ отбора содержания образования;

нормативная – установление норм использования методов, форм, средств в обучении;

преобразующая – внедрение достижений в практику образования;

корректирующая – изменение педагогического процесса, используемых методов, приемов обучения, исправление личности с целью достижения результатов в процессе ее качественного развития.

рефлексивная – оценка дидактического процесса, сравнение, анализ состояния обучения, образования.

В современных условиях, рассматривая особенности дидактики, исследователи подчеркивают, что есть три дидактические концепции. Традиционная – доминанта – преподавание (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт); педоцентристская – доминанта – учение (Л.Н. Толстой, Д. Дьюи, В. Лай), современная – доминанта – взаимодействие преподавания и учения (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).

Дидактика как отрасль педагогики, исследующая теорию и практику обучения, закономерности образовательного процесса, обосновывающая содержательные и процессуальные компоненты образования, непосредственно связана с различными отраслями наук.

Связь дидактики с философией в современных условиях рассматривается как методологически значимое, фундаментальное основание функционирования и развития теории обучения. Такой подход требует пояснить, что любая философская традиция имеет право рассматриваться в качестве образца познания (экзистенциализм, феноменология, прагматизм, материализм), а теория познания (гносеология) позволяет выяснить природу познания, его возможности, связь теории и практики, познаваемость реального мира, причинно-следственные отношения, проблемы взаимодействия объективного и субъективного, внутреннего и внешнего.

Методологически важными для дидактических исследований являются общенаучные и частнонаучные подходы – системность, личностно ориентированный, деятельностный, кибернетический, синергетический и др.

Несомненно, большое значение имеет связь дидактики с социологией, поскольку эта наука изучает общество как целостную систему, социальные институты, группы, процессы, изменения социально-демографической и профессиональной структуры общества, этнические процессы, влияние СМИ и др.

Одна из перспективных связей дидактики - это ее взаимодействие с психологией, поскольку в фокусе внимания обеих наук находится человек. Использование результатов исследования психических процессов, стимулирования познавательной активности, психологии обучения позволяют дидактике более точно выстраивать образовательную деятельность.

Существенным для развития дидактики является ее взаимодействие с физиологией, которая, исследуя физиологические механизмы обучения, принципы функционирования нервной системы, организацию мозговых процессов, специфику действия нейронных цепей мозга в приобретении нового опыта, варианты индивидуальной адаптации, нейрофизиологические основы обучения в целом, открывает уникальные перспективы развития личности в учебном процессе.

Можно выделить связь дидактики с логикой, которая изучает формы и законы мышления, необходимые для рационального познания. А взаимодействие дидактики с математикой позволяет использовать возможности последней для получения достоверной информации в ходе изучения специфики образовательного процесса.

Дидактика тесно связана с культурологией и, прежде всего, использует ценностный ресурс культуры, создавая аксиологическую канву обучения, подчеркивая приоритеты антрополого-дидактической системы.

Естественной представляется связь дидактики с частными методиками преподавания различных предметов, что позволяет за счет оригинальных подходов усиливать общетеоретические положения.

Проблемы теории обучения:

повышение эффективности дидактических исследований;

развитие и осмысление понятийно-терминологического аппарата;

определение критериев отбора содержания образования;

разработка новых технологий, методов, организационных форм обучения;

индивидуализация и дифференциация обучения;

формирование познавательных интересов и активности школьников;

усиление роли образовательной, воспитательной и развивающей функций;

определение основ использования корректирующей функции;

реализация единого государственного экзамена в современных условиях;

определение объективных критериев и способов оценки процесса и результатов обучения и образования;

поиск педагогических мер преодоления неуспеваемости и др.

Наши рекомендации