Хоральная нотация (XII – XIII в) – показывала высоту движения мелодии.
Мензуральная нотация (XIII – XVI в) – показывала направление движения мелодии, высоту и относительную продолжительность звуков, а также паузы.
Табулатура (XV – XVII в) — буквенная или цифровая система записи сольной инструментальной музыки.
Н.Н.Кушнаренко указывает, что «с переходом записи нот невм с папируса на бумагу произошло подразделение нотных знаков на «белые» (незаполненные) и «черные» (заполненные)».
Позднее в ХV—ХVІІ веках появились особые системы письма — табулатуры — буквенная или цифровая система записи сольной инструментальной музыки. Они представляли собой наглядные схемы, составленные из буквенных или цифровых обозначений высоты звука и дополнительных условных знаков, уточняющих ритм и динамические оттенки. Цифровая система записи музыки применяется в совр. педагогич. практике для упрощения обучения игре на некоторых инструментах. Нотоносец заменяется линиями соответственно количеству струн инструмента, на них пишутся цифры, показывающие, возле какого по порядку лада струна должна быть прижата к грифу.
С ХVІІІ—ХІХ столетия широко применяются привычные всем ноты. Преимущество современного Н. п. заключается прежде всего в наглядности обозначения звуковысотного положения нот и их метро-ритмических соотношений. Кроме того, наличие ключей, позволяющих использовать нотный стан для записи различных диапазонов муз. звукоряда, даёт возможность ограничиться 5-линейной нотной системой, лишь эпизодически прибегая к добавочным линиям и дополнительным обозначениям.
Нотолинейная современная музыкальная система.
Составными элементами современного нотного письма являются:
-5-линейный нотоносец;
-ключи, определяющие высотное значение линий нотного стана;
-нотные знаки: овальные головки со штилем (или палочкой) - незаполненные (белые) и заполненные (чёрные);
-различные элементы нотных знаков, выражающие относительную длительность звуков, исходя из математического принципа деления на два каждой нотной (временной) доли;
-знаки альтерации при ключе, фиксирующие высоту данной ступени на протяжении всего музыкального произведения;
-знаки альтерации при нотах (случайные), изменяющие высоту ступени только в данном такте и для данной октавы;
-обозначения метра, т.е. количества временных долей в такте и их долготы;
-дополнительные знаки, предписывающие увеличение длительности звука (точка, фермата, лига);
-объединение нескольких нотных станов в общую нотную систему, отвечающую возможностям инструмента, ансамблевых, хоровых и оркестровых составов (акколада).
Применяется и развитая система дополнительных обозначений - темповых, динамических, а также указывающих на привлечение тех или иных приёмов исполнения, характер выразительности и др.
Даже при самом строгом соблюдении указаний композитора исполнитель может во многом по-разному трактовать ту же самую нотную запись муз. произведения. Запись эта остаётся стабильной письменной фиксацией произведения; однако в реальном звучании муз. произведения существуют только в той или иной исполнительской интерпретации.
Музыкальные ключи.
Группы ключей
Несмотря на обилие возможных ключей, их все можно разделить на 3 группы:
1. Ключи, указывающие расположение ноты «Соль» первой октавы. В группу входит Скрипичный ключ и Старофранцузский. Ключи этой группы выглядят так:
2. Ключи, указывающие расположение ноты «Фа» малой октавы. Это Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Все они обозначаются вот так:
3. Ключи, указывающие расположение ноты «До» первой октавы. Это самая большая группа, включающая в себя: Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (это не ошибка — Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы «Фа», но и ключом группы «До» — объяснение в конце статьи). Обозначаются ключи данной группы следующим образом:
Также есть «нейтральные» ключи. Это ключи для партий барабанов, а также для гитарных партий (табулатура).
Итак, ключи:
| ||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
|
Звукоряд
В основе музыкальной системы лежит ряд звуков. Их 88, и расположены они в порядке возрастания высоты звука: от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.
Ноты звукоряда
Каждый звук называется нотой звукоряда. Все знают названия 7-ми нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Эти названия повторяются друг за другом столько раз, что в итоге получается звукоряд из 88 звуков.
Октава
Расстояние между соседними нотами с одинаковыми названиями — это октава. Например: между двумя соседними соль — ровно октава. Как и ноты, октавы тоже имеют собственные названия: субконтроктава, контроктава, большая, малая, первая, вторая, третья, четвёртая и пятая октавы.
Рисунок 1. СКО — субконтроктава, КО — контроктава, БО — большая октава, МО — малая октава, 1 — первая октава, 2 — вторая октава и т.д.