Релаксация. Упражнения на ковре
Наши ручки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают. Напряженье улетело,
И расслаблено все тело,
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы,
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя...
Дышать легко, ровно, глубоко.
Упражнения:
- Умение регулировать темп речи.
Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.
Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.
Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.
Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.
Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.
Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.
Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз
Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес.
Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона:
Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона.
В. Талызин О. и К. Соловьевы
- Умение регулировать ритм речи.
Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.
Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).
Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.
Много снега – много хлеба.
От топота копыт пыль по полю летит.
Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.
Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.
Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?
Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,
Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:
Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,
Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»
Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.
Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.
Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.
Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.
Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.
Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.
На шесте, ветвях, на крыше В самых разных морях они водятся
Гнезда вьет он, где повыше, И опасны, коль рядом находятся.
Ест лягушек, что попались, Может съесть даже ножку от стула,
С клювом длинным белый…. Если пахнет съедобным, -…
(попугай, аист, лебедь) (рыба, кит, акула)
Кто там крылышками машет
И цветка иного краше?
И похожа на жучка
Балерина -…..
(птичка, бабочка, стрекоза) В. Талызин
- Умение изменять высоту голоса.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.
Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.
Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.
Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.
Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.
- Умение изменять силу голоса.
Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).
Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.
Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 – 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.
Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.
Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.
Инструкция: послушай стихотворение, подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.
Баю-бай, баю-бай, - Ой! - Божья коровка,
Ты, собачка, не лай, Воскликнул Окунек, - Полети на небо,
Белолапа, не скули, Я попался на крючок. Принеси нам хлеба:
Мою Таню не буди. Черного и белого,
В. Бобылёв Только не горелого.
- Мышка, мышка, что не спишь, Андрей-воробей!
Что соломкою шуршишь? Не гоняй голубей,
- Я боюсь уснуть, сестрица, Гоняй галочек
Кот усатый мне приснится. Из-под палочек.
Н. Красильников
- Умение выделять ударный слог в слове.
Задание 1. отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.
Цель: выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.
Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»).
Примерные слова: окно, стол, Лена, Наташа, и др.
Задание 2. подобрать картинки, слова, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.
Цель: выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение и выделять ударный слог.
Инструкция: подбери картинки, слова, предметы к схемам.
Задание 3. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.
Цель: выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове.
Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный слог.
Замок – замок полки – полки мою – мою село – село хлопок – хлопок
.
- Умение пользоваться логическим ударением.
Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.
Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.
Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.
Мы с мамой пойдем в лес.
Задание 2. Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.
Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.
Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.
Девочкаиграет в саду с куклой.
(Играет девочка, а ни мальчик.)
Девочка играет в саду с куклой.
(Не просто унесла ее туда)
Девочка играет в садус куклой.
(А не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(А не с другой игрушкой)
- Сформированность интонационной выразительности речи.
Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.
Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.
Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?
Я иду в детский сад.
б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)
в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)
Блок. Мониторинговый
Цель:Выявить динамику уровня развития интонационной стороны речи у детей с ФФН
Задачи:
· Усложнить диагностические методики по выявлению уровня развития интонационной стороны речи у детей с ФФН
· Выявить уровень развития интонационной стороны речи после содержательного блока
· Составить рекомендацию по дальнейшей работе с данным ребёнком