Релаксация. Упражнения на ковре

Наши ручки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают. Напряженье улетело,

И расслаблено все тело,

Губы не напряжены,

Приоткрыты и теплы,

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

Дышать легко, ровно, глубоко.

Упражнения:

  1. Умение регулировать темп речи.

Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.

Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.

Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи в стихотворном тексте.

Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

Ходит кот по лавке - Очень медленны движенья, С горки мчится паровоз

Мягонькие лапки, И «походка» как скольженье, Без трубы и без колес.

Ушки пушисты, В дом свой прячется от страха, С паровозом – три вагона:

Глазки золотисты. Хвост поджавши, черепаха. Михаил и два Антона.

В. Талызин О. и К. Соловьевы

  1. Умение регулировать ритм речи.

Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.

Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).

Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

Много снега – много хлеба.

От топота копыт пыль по полю летит.

Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.

Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?

Зайку бросила хозяйка, Идет бычок качается,

Под дождем остался зайка. Вздыхает на ходу:

Со скамейки слезть не смог – «Ах, доска кончается,

Весь до ниточки промок. Сейчас я упаду»

Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.

Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.

Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.

Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.

Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.

На шесте, ветвях, на крыше В самых разных морях они водятся

Гнезда вьет он, где повыше, И опасны, коль рядом находятся.

Ест лягушек, что попались, Может съесть даже ножку от стула,

С клювом длинным белый…. Если пахнет съедобным, -…

(попугай, аист, лебедь) (рыба, кит, акула)

Кто там крылышками машет

И цветка иного краше?

И похожа на жучка

Балерина -…..

(птичка, бабочка, стрекоза) В. Талызин

  1. Умение изменять высоту голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.

Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.

Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.

Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.

  1. Умение изменять силу голоса.

Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.

Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 – 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.

Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.

Инструкция: послушай стихотворение, подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.

Баю-бай, баю-бай, - Ой! - Божья коровка,

Ты, собачка, не лай, Воскликнул Окунек, - Полети на небо,

Белолапа, не скули, Я попался на крючок. Принеси нам хлеба:

Мою Таню не буди. Черного и белого,

В. Бобылёв Только не горелого.

- Мышка, мышка, что не спишь, Андрей-воробей!

Что соломкою шуршишь? Не гоняй голубей,

- Я боюсь уснуть, сестрица, Гоняй галочек

Кот усатый мне приснится. Из-под палочек.

Н. Красильников

  1. Умение выделять ударный слог в слове.

Задание 1. отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.

Цель: выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.

Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»).

Примерные слова: окно, стол, Лена, Наташа, и др.

Задание 2. подобрать картинки, слова, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

Цель: выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение и выделять ударный слог.

Инструкция: подбери картинки, слова, предметы к схемам.

Задание 3. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.

Цель: выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове.

Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный слог.

Замок – замок полки – полки мою – мою село – село хлопок – хлопок

.

  1. Умение пользоваться логическим ударением.

Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.

Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.

Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.

Мы с мамой пойдем в лес.

Задание 2. Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.

Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.

Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.

Девочкаиграет в саду с куклой.

(Играет девочка, а ни мальчик.)

Девочка играет в саду с куклой.

(Не просто унесла ее туда)

Девочка играет в садус куклой.

(А не в лесу)

Девочка играет в саду с куклой.

(А не с другой игрушкой)

  1. Сформированность интонационной выразительности речи.

Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.

Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.

Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?

Я иду в детский сад.

б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)

в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)

Блок. Мониторинговый

Цель:Выявить динамику уровня развития интонационной стороны речи у детей с ФФН

Задачи:

· Усложнить диагностические методики по выявлению уровня развития интонационной стороны речи у детей с ФФН

· Выявить уровень развития интонационной стороны речи после содержательного блока

· Составить рекомендацию по дальнейшей работе с данным ребёнком

Наши рекомендации