Виды и формы воспитывающей деятельности
Планирование классным руководителем воспитательной работы
Сложность и многогранность работы классного руководителя обусловливают необходимость её глубокого анализа и продуманного планирования.
При планировании воспитательной работы классный руководитель должен исходить из следующих положений:
· предусмотреть разнообразные мероприятия и виды работ, которые способствовали бы гармоничному развитию учащихся;
· включать воспитанников в деятельность (познавательную, патриотическую, трудовую, художественно-эстетическую, спортивно-оздоровительную);
· система внеклассной воспитательной работы должна быть подчинена организации, воспитанию и развитию ученического коллектива;
· выделить ту или иную ведущую воспитательную задачу и наметить меры по её решению;
· план должен содержать положения, направленные на согласованность воспитательных усилий классного руководителя, учителей, которые работают в классе, и родителей.
Этапы планирования классным руководителем воспитательной работы
Первый этап
Определить уровень воспитанности и развития класса, изучить его сдвиги в жизни и работе; позаботиться об организации более содержательной практической деятельности. Всё, что есть в классе положительного и интересного, нужно расширять, укреплять и развивать.
Обратить внимание на недочёты, которые имеют место в классе: снижение дисциплины, ослабление интереса к чтению художественной литературы, ухудшение межличностных отношений, разобщённость коллектива на отдельные группировки и т.д. Каждый из недочётов может стать предметом воспитательной задачи, решение которой также необходимо спланировать.
Определив особенности класса, его положительные стороны и недостатки, нужно написать вступительную часть плана.
Второй этап
* Разработка внеклассных видов работы по гармоничному развитию и воспитании учащихся. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся( формирование эмоциоанльно-0положительного отношения к учёбе, знаниям, науке, познанию, людям интеллектуального труда; ознакомление с конкретными методами и приёмами научной организации интеллектуального труда; ориентация в соответствующей литературе).
Стимулирование здорового образа жизни, выработка собственной программы оздоровления( в основе - триединство: разум+душа+тело).
Приобщение учащихся к культуре (науке, различным сферам искусства, художественной и публицистической литературе, музыке, живописи, архитектуре, дизайну в быту, национальным традициям и обычаям, культуре поведения и т.д.)
Оказание помощи старшеклассникам в профессиональной ориентации и самоопределении, в процессе самоподготовки к избранной профессии.
Создание и развитие ученического коллектива, организация и стимулирование деятельности классного соуправления ( учащихся под руководством педагога) и самоуправления ( на более высоком уровне - самостоятельная деятельность учащихся).
Воспитание культуры общения, создание опыта культурного проведения досуга в свободно выбранных видах деятельности и общения.
* Привлечение учащихся к планированию. Это может быть в самых разных формах: классный час «Перспективы нашей жизни» ( предложение - «продажа идей» классным руководителем, рассказ о наиболее интересных делах, которые можно провести, письменный опрос учащихся...), ящик или конверт предложений, опросник, мозговой штурм, идеи и предложения и др.
* Изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года: событий мирового, государственного, городского, школьного, классного уровня..., выбор наиболее интересных и полезных для воспитания учащихся дат.
* Выявление необходимых для углублённого изучения всех учебных предметов экскурсий, посещение музеев, выставок, просмотров спектаклей, предметных недель и так далее.
Третий этап
Разработка предложений по решению ведущей воспитательной задачи, например, по проблеме «Повышение ответственности учащихся за выполнение домашних заданий»:
· встречи с учителями, работающими в классе и родителями учащихся по вопросу «Как повысить качество домашнего учении?»
· беседы с учащимися по проблеме «Профессия-школьник»
· посещение учащихся на дому с целью контроля за их домашним учение;
· встреча с администрацией школы по вопросу «Что делается в классе по улучшению домашней работы?»
· классное собрание совместно с учителями и родителями на тему «Что улучшилось в нашей учебной работе?».
Четвёртый этап
Оформление плана воспитательной работы на четверть, полугодие с указанием сроков проведения. Составленный план ( в окончательном варианте) следует обсудить с учащимися, обратив ещё раз их внимание на ведущую воспитательную задачу; учесть все предложения учащихся.
Наиболее распространённые ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:
- отсутствие чётко определённой цели, определённых стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знаний детей и сложившейся Психолого-педагогической ситуации;
- традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок рекомендаций свыше;
- примитивизм планирования (как план-отписка, содержащий какой-то, часто случайный, перечень дел);
- невидение необходимости привлекать к планированию учащихся;
- неконкретность и неопределённость спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, та и педагогов ( например, «провести диспут». «работать по нравственному воспитанию детей, устроить «Огонёк» и т.п.)
Виды и формы воспитывающей деятельности
Вид и цель деятельности | Активная форма организации деятельности |
1. Познавательная Обогащает представления учащихся об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию | Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии (в музей, на выставку, на предприятие, в библиотеку и т.п.), конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции |
2. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека | Учебный труд на уроках, учебно- производственный труд на предприятии, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы (« трудовые десанты», «операции», «работа по секрету», «рейд добровольцев» |
3.Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности | Пресс-центр, встречи с политическими деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссии |
4.Ценностно-ориентировочная Направлена на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я. развитие рефлексии | Практикум по самоанализу и взаимоанализу «Как мы вели себя на экскурсии?», «Законы товарищества», «Каким быть или кем быть?»; диспут на нравственные темы, например «Зачем человеку учиться?»; уроки культуры поведения |
5. Художественная Развивает чувствительное мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует индивидуальные задатки и способности | Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки «Час с искусством», «Встречи с артистом», «Новые диски»; посещение театра, экскурсии в художественный музей; школьные балы, фестивали праздники |
6.Спортивно-оздоровительная Культивирует здоровый образ жизни, повышает силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела | Спортивные игры, товарищеские состязания, школьные олимпиады, спортивные секции |
7. Свободное общение Организует взаимно обогащающийся досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как ценностью | Классные праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, вечера отдыха; посещение концертов: встречи друзей, поездки и т.д. |
Виды планов воспитательной работы
Модель плана по ключевым делам
Месяц | Ключевое дело месяца, подготовка к нему | Ответственный совет дела |
Сентябрь | ||
Октябрь | ||
Ноябрь | ||
............ | ||
Май |
Модель плана работы по целевым программам
Недели четверти | Программы воспитания | ||||||
Здоровье | Учение | Труд | Общение | Образ жизни в школе/ семье | Досуг | ||
1 неделя | |||||||
2 неделя |
Модель плана по видам деятельности
Формирование коллектива | Самоуправление | |||||
Влияние на межличностные отношения | ||||||
Традиции коллектива | ||||||
Организация деятельности | Свободное общение | |||||
Физкультурно-оздоровительная деятельность | ||||||
Ценностно-ориентировочная деятельность | ||||||
Художественная деятельность | ||||||
Познавательная деятельность | ||||||
Развитие личности | Индивидуальная работа | |||||
Работа с учителями класса | ||||||
Работа с родителями учащихся | ||||||
Изучение личности | ||||||
Недели четверти |
Литература
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя.-М.: Педагогическое общество России,1999. - 300 с.
Методика воспитательной работы / Под ред. В.А. Сластенина. -3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144с.
Ф.П. Черноусова Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004 . - 160 с.