Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения (Н. С. Пряжникова)
H. С. Пряжниковым предложена модель проф. самоопределения личности, которая включает в себя следующие компоненты:
1. Осознание ценности общ-но полезного труда и необходимости проф. подготовки (ценностно-нравственная основа самоопределения).
2. Ориентировка в соц-эконом. ситуации и прогноз. престижности выбираемого труда.
3. Общая ориентировка в мире проф. труда и выдел. проф. цели-мечты.
4. Определен. ближ. проф. целей как этапов достижения дальней цели.
5. Поиск информации о профессиях и специальностях, соответствующих проф. учебных заведениях и местах трудоустройства.
6. Представление о возможных трудностях достижения проф. целей, о личностных качествах, способствующих реализации намеченных планов.
7. Наличие резервных вариантов выбора в случае неудачи по основному варианту самоопределения.
8. Начало практической реализации личной профессиональной перспективы, постоянная корректировка планов по принципу обратной связи.
Проф. самоопред-ие, согласно Н.С. Пряж, реализ. на след. уровнях:
1. Самоопределение в конкретной трудовой функции. Раб. находит смысл своей деят. в качествен. выполн. отдельных труд. функ. или операций.
2. Самоопределение на конкретном трудовом посту. Трудовой пост характеризуется ограниченной производственной средой, включ. средства труда, проф. права и обязанности. Выполнение многообразных функций повышает возможность самореализации в рамках выполняемой деят.
3. Самоопределение на уровне конкретной спец-ности. Предполаг. смену различ. труд. постов, что расширяет возможности самореализ. личности.
4. Самоопределение в конкретной профессии. Работник выполняет смежные виды трудовой деятельности по нескольким специальностям.
5. Жизненное самоопределение. Связ. с выбором образа жизни и кроме трудовой деятельности включает самообразование, досуг и др.
6. Личностное самоопределение. Характер. нахождением самобытного образа Я и утверждением его среди окружающих людей. Человек приподнимается над профессией, социальными ролями, становится хозяином собственной жизни.
7. Самоопределение личности в культуре. Наблюдается направленность человека на «продолжение» себя в других людях.
99. Важнейшие составляющие профессиональной направленности личности: проф. планы, намерения, мотивация проф. выбора.
Проф. направленность личности – это, прежде всего, одна из разновид. общей направ. личности. В тоже время проф. направ. обладает своей спецификой, особым содержанием и характеристиками.
Важнейшими составляющими проф. направ. личности явл. ее проф. планы и намерения, отличающиеся от других компонентов большей определенностью, знанием способов достижения цели, а также мотивация проф.: стоящая из группы взаимодействующих мотивов. Устойчивость проф. намерений явл. одной из важнейших характеристик, связанной с мотивацией проф. выбора и влияющей на реализацию проф. планов человека.
Намерение- сознательное решение, выполн. функцию побуждения и планирования поведения и деят. чел. Оно организ. поведение чел, позволяет ему произвольно действ. с целью удовлетворения своих потребностей.
Под проф. намерениями понимается совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деят. и совершенствованию в нем, опирающееся на проф. самоопределение.
Мотив - это побуждение к действию, имеющее различ. степень осознан. В качестве мотивов выбора профессии могут выступать потребности, интересы, ценностные ее и др. компоненты проф. направлен. личности. Мотивы могут быть внешними (напр, престиж профессии, материальные соображения), внутренними (интерес, наличие способностей, потребность в самоактуализации), ведущими и подчиненными при рассмотрении их в иерархической последовательности.
Профессиональный план – это представление чел. о своём проф. будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о проф. плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.
Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное.
Планирование проф. пути у чел. чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (напр, к 23 г. окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.