В формировании личности ребенка 5 страница
Большое значение при введении самоуправления имела смена позиции взрослых. В лагере педагоги объединились в свой отряд «Полярная звезда», выходили со всеми на зарядку, сдавали рапорт на линейке, работали отрядом в поле, выполняя норму. Все это способствовало организации искренних отношений между взрослыми и детьми, исключающих возможность окриков, нотаций, всего того, что отрицательно влияет на ПК коллектива.
Например, на общем сборе отряд «Полярная звезда» выступал последним в предельно тактичной форме: «Ребята, нам кажется, вы здесь ошиблись с оценкой... Мы вам советуем... Пожалуй, вы недооценили работу такого-то...» и т. д. Общие сборы имеют воспитательный смысл именно при такой позиции педагогов.
Надо отметить, что игровая ситуация (оформление в отряд, рапорты на линейке и т. д.) помогла взрослым занять новую позицию. Что касается ребят, то они довольно быстро приняли новую позицию как должное. Очень показательно, что за весь сезон (три недели) не было ни одного случая грубости или бестактности по отношению к педагогам. Обстановка коллективного оценивания делала это невозможным.
Как показали выдержки из дневников активистов, они были абсолютно уверены, что делают все самостоятельно, без помощи взрослых. А между тем дни в лагере были чрезвычайно напряженными для педагогов: надо было постоянно и незаметно подсказывать, намекать, направлять — отдельными репликами, шутками. «Легче сделать самим»,— говорили иногда воспитатели. Например, подъем организовывали дежурные командиры лагеря. Однако на каждый день выделялся и дежурный воспитатель. Если бы командир проспал, подъем все равно был бы организован вовремя. Но за весь сезон такого случая не было ни разу, так как пионеры были поставлены в условия реальной ответственности.
К концу лагерного сбора его участники поняли и приняли идею самоуправления. Об этом свидетельствовали мнения, высказанные на заключительном костре в день закрытия сбора.
Большую роль в становлении самоуправления сыграло то обстоятельство, что и в лагере и в школе в основе его лежала организация общественно полезного т р у д а, т. е. той сферы, где реальная ответственность ощутима сразу. Например, на описываемом лагерном сборе первые дни совет лагеря тратил много времени на распределение заданий между отря-
дами по усовершенствованию лагеря. Затем пришла мысль: «А зачем распределять? Работы сколько угодно — пусть сами выбирают». И вот на утренней линейке очередной ДК.Л объявляет операцию «Не проходите мимо».
Объясняется: каждый отряд может делать то, что считает самым полезным для лагеря.
— А пойти загорать можно? — острит один из восьмиклассников.
— Конечно, если это самая большая польза, какую вы можете принести,— парирует ДКЛ под смех окружающих.
С воспитателями был уговор: никому не напоминать об операции (она запланирована на вторую половину дня), советовать только в том случае, если спросят сами. Если активисты ошиблись с формой деятельности, ничего страшного, на следующий день можно вернуться к старым формам работы. Однако на вечернем костре отряды сообщают: отремонтированы умывальники, обновлена волейбольная площадка, промыта яма у колодца для стока воды, утрамбован гравий у колодца, сделано двое новых качелей, столик и скамейки для настольных игр, промыты окна на кухне и в столовой, приготовлен запас дров для кухни. Короче, за день сделано столько же, сколько за три предыдущих дня!
На лагерном же сборе родилась и такая форма, как работа в поле без нормы. На одном из вечерних костров какой-то отряд предложил: не назначать норму, так как они все равно будут работать на совесть все отведенное для работы время. Остальные отряды, естественно, заявили, что и они будут работать на совесть без всякой нормы. И ребята работали действительно сознательно. Отряды по горну выходили в поле, и тотчас между ними начиналось соревнование. Когда горн извещал о конце рабочего дня, не было случая, чтобы пионеры сразу покинули поле: то надо было закончить полосу, то помочь отставшему отряду.
Характерно, что официально никакого соревнования не было, никто отрядных итогов не подводил. Но тем не менее общая продуктивность работы возросла.
Но в лагере ребята не только работали, актив учился и организовывать содержательный отдых. В лагерь была вывезена приличная библиотека, с помощью которой организовывались интересные дела познавательного плана. Например, воспитанникам надолго запомнились космический съезд, где каждый отряд представлял жителей иных планет различного уровня цивилизации, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, конкурс драматизированных песен, различные спортивные игры и другие мероприятия.
В последний день сбора были проведены анкеты: что следует из опыта лагерного сбора применить в школе? Среди ответов были: самоуправление сменных дежурных командиров отряда и
школы, такой же стиль руководства со стороны педагогов. Среди понравившихся дел были названы трудовые операции, сознательное отношение к труду, все дела познавательного характера.
Анкеты были обсуждены на первом же педагогическом совете школы, где автор выступала с анализом прошедшего сбора, и на совете дружины, после чего был проведен общий сбор пионеров школы, который вынес решение о введении самоуправления в школе-интернате.
Были определены дежурные командиры отрядов на неделю и на этот же срок — дежурный командир интерната (иэ числа членов совета дружины).
В определенный день недели на отрядных сборах и на общем сборе шел коллективный анализ жизни за неделю. Вначале проводить коллективный анализ недели помогали дежурным командирам отрядов члены совета дружины (все они прошли лагерный сбор) и воспитатель данного класса.
Уже к концу первой четверти дежурные командиры пользовались в основном только помощью постоянного командира данного пионерского отряда.
Общие сборы позволяли формировать и формулировать общественное мнение коллектива. А. С. Макаренко писал: «Коллектив — это единое коллективное мнение, это мнение 500 человек, которое выражается даже не в речах, а в репликах. А главное: что один сказал, то и все думают. Вы сами знаете, товарищи, что у ребят именно так бывает. У них удивительная общность взглядов.
Один сказал, и все понимают: он не сказал бы так, если бы это противоречило общему мнению. Есть какое-то чутье, какое-то именно общее мнение.
Такое коллективное воздействие дает в руки воспитателю, директору большую силу и при этом чрезвычайно нежную, которая еле-еле заметна»1.
Самоуправление — как никакое другое средство — помогает воспитанникам прикоснуться к жизни большого коллектива, почувствовать атмосферу деловой заинтересованности. Особенно явственно это проявляется в процессе подготовки и проведения общественно значимых, трудовых дел.
Так самоуправление помогло создать в школе атмосферу ответственности, активности, заинтересованности в делах всей школы, а не только своего отряда. Благодаря самоуправлению у воспитанников повысилось осознание необходимости трудовых общешкольных дел. Если до введения самоуправления пионеры предлагали при планировании провести вечер музыки и танца, обсуждать кинофильмы, сходить на экскурсию на конфетную фабрику, залить каток, то после введения самоуправления их
предложения звучали так: посадить школьный сад, увеличить площадь пришкольного участка, организовать бригаду для работы на радиозаводе, оборудовать зимнюю игровую площадку малышам, организовать за год не менее трех воскресников. Эти предложения назывались первыми, а далее перечислялись дела познавательного, эстетического, спортивного плана.
Как известно со времен А. С. Макаренко, стержнем жизни коллектива, органов его самоуправления, основой внутри-коллективных взаимоотношений, средством изменения позиций всегда является система внутриколлективной деятельности.Поэтому все изложенное в данной главе можно условно назвать — «деятельноетный» путь формирования коллектива.
1 Макаренко А. С. Воспитание в семье и школе.— Соч. М., т. IV, с. 495. 60
Глава 4