Глава III. Психология раннего и дошкольного детства. 27.Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ И.В
27.Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения/ И.В. Дубровина, Э.А. Минков, М.К. Бардышевская; Под ред. М.Н. Лазутовой. М., 1995.
28.Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград, 1994.
29.Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. М.; Минск, 2001.
30.Психология дошкольника: Учеб. пособие / Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М.Ю. Двоеглазова. М.; Воронеж, 2000.
31.Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. М., 1998.
32.Пухова Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. М.; Обнинск, 2000.
33.РеанА.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. СПб., 1998.
34.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие. М., 2000.
35.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие. М., 2000.
36.Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.
37.Спок Б. Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. М., 1991.
38.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. М., 2001.
39.Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учеб. пособие. М., 1999.
40.Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольника. М., 2001.
41.Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз. сб. науч. тр. Н.Новгород, 1998.
42.Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. М.; СПб., 2001.
43.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Проведите самозачет, используя известную вам методичес
кую процедуру (гл.1, план-задание, п.1), по овладению системой
следующих понятий.
Дошкольное детство, игра, комплекс оживления, кризис (возрастной), младенчество, наглядно-действенное мышление, новорожден-ность, норма (нравственная), образно-схематическое мышление, ориентировочный рефлекс, поведение, предметная деятельность, раннее детство, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка, символизм, школьная зрелость.
2. На основе работ [5, с. 93-162 и 17, с. 210—229] подготовьте
выступление перед родителями о содержании, формах и развитии
общения в период дошкольного детства.
План-задание для самостоятельной работы
3. Используя монографию Д.Б. Эльконина «Психология игры»,
а также другие работы [14, 20, 28, 43], составьте развернутую
блок-схему, в которой была бы отражена психологическая сущ
ность игры, ее роль в психологическом развитии и формировании
личности ребенка.
4. Подготовьте лекцию для учащихся педколледжей по про
блемам формирования самосознания, самооценки, нравственных
представлений в период дошкольного детства. В качестве исходно
го материала может быть использована монография В.В. Зеньков-
ского «Психология детства». В основу лекции положите результаты
вашего собственного экспериментального исследования самосоз
нания ребенка по методике Н.И. Непомнящей [24, с. 149-152].
ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель:исследование самосознания дошкольников.
Ход работы.Эксперимент проводится в форме свободной, непринужденной беседы взрослого с ребенком, которая способствует возникновению у детей достаточно доверительного отношения к экспериментатору. Перед началом беседы создается доброжелательная атмосфера, взрослый демонстрирует положительное отношение к любым ответам ребенка, побуждая его этим к искренности. Всякий ответ экспериментатор просит ребенка обосновать, разъяснить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения. Тем самым выясняются причины предпочтений, оценок, трудностей детей, характер их отношений с другими. Особенности самосознания в основных сферах жизнедеятельности ребенка выявляются через сопоставление с соответствующими особенностями поведения детей в реальных ситуациях. Вопросы группируются по основным сферам жизнедеятельности ребенка. Первую группу (А и Б) составляют вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) - из сферы деятельности, третью (Г) - из сферы межличностных отношений.
А. Осознание своих предпочтений при ответах на общие вопросы:
• Что ты больше всего любишь?
• Что для тебя самое главное?
• Что ты больше всего любишь делать?
• Как считаешь, ты хороший мальчик (девочка)? Почему?
• А как считает воспитательница?