Глава III. Психология раннего и дошкольного детства. 27.Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попече­ния/ И.В


27.Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попече­ния/ И.В. Дубровина, Э.А. Минков, М.К. Бардышевская; Под ред. М.Н. Лазутовой. М., 1995.

28.Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз­раста: Концептуальный аспект. Волгоград, 1994.

29.Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. М.; Минск, 2001.

30.Психология дошкольника: Учеб. пособие / Сост. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина, М.Ю. Двоеглазова. М.; Воронеж, 2000.

31.Психология дошкольника: Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева. М., 1998.

32.Пухова Т.И. Шесть кукол. Психологический анализ режиссерской игры в «семью» у дошкольников. М.; Обнинск, 2000.

33.РеанА.А., Костромина С.Н. Как подготовить ребенка к школе. СПб., 1998.

34.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. посо­бие. М., 2000.

35.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. по­собие. М., 2000.

36.Смирнова Е.О. Психология ребенка. М., 1997.

37.Спок Б. Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. М., 1991.

38.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие. М., 2001.

39.Филиппова Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учеб. пособие. М., 1999.

40.Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольника. М., 2001.

41.Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз. сб. науч. тр. Н.Новгород, 1998.

42.Шпиц Р.А. Психоанализ раннего детского возраста. М.; СПб., 2001.

43.Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.

ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проведите самозачет, используя известную вам методичес­
кую процедуру (гл.1, план-задание, п.1), по овладению системой
следующих понятий.

Дошкольное детство, игра, комплекс оживления, кризис (возра­стной), младенчество, наглядно-действенное мышление, новорожден-ность, норма (нравственная), образно-схематическое мышление, ори­ентировочный рефлекс, поведение, предметная деятельность, раннее детство, ролевая игра, самоконтроль, самосознание, самооценка, символизм, школьная зрелость.

2. На основе работ [5, с. 93-162 и 17, с. 210—229] подготовьте
выступление перед родителями о содержании, формах и развитии
общения в период дошкольного детства.

План-задание для самостоятельной работы



3. Используя монографию Д.Б. Эльконина «Психология игры»,
а также другие работы [14, 20, 28, 43], составьте развернутую
блок-схему, в которой была бы отражена психологическая сущ­
ность игры, ее роль в психологическом развитии и формировании
личности ребенка.

4. Подготовьте лекцию для учащихся педколледжей по про­
блемам формирования самосознания, самооценки, нравственных
представлений в период дошкольного детства. В качестве исходно­
го материала может быть использована монография В.В. Зеньков-
ского «Психология детства». В основу лекции положите результаты
вашего собственного экспериментального исследования самосоз­
нания ребенка по методике Н.И. Непомнящей [24, с. 149-152].

ЭКСПЕРИМЕНТ

Цель:исследование самосознания дошкольников.

Ход работы.Эксперимент проводится в форме свободной, не­принужденной беседы взрослого с ребенком, которая способствует возникновению у детей достаточно доверительного отношения к экспериментатору. Перед началом беседы создается доброжелатель­ная атмосфера, взрослый демонстрирует положительное отноше­ние к любым ответам ребенка, побуждая его этим к искренности. Всякий ответ экспериментатор просит ребенка обосновать, разъяс­нить, что тот понимает, употребляя те или иные обозначения. Тем самым выясняются причины предпочтений, оценок, трудностей детей, характер их отношений с другими. Особенности самосозна­ния в основных сферах жизнедеятельности ребенка выявляются через сопоставление с соответствующими особенностями поведе­ния детей в реальных ситуациях. Вопросы группируются по основ­ным сферам жизнедеятельности ребенка. Первую группу (А и Б) составляют вопросы, относящиеся к ценностной сфере, вторую (В) - из сферы деятельности, третью (Г) - из сферы межличнос­тных отношений.

А. Осознание своих предпочтений при ответах на общие вопросы:

• Что ты больше всего любишь?

• Что для тебя самое главное?

• Что ты больше всего любишь делать?

• Как считаешь, ты хороший мальчик (девочка)? Почему?

• А как считает воспитательница?



Наши рекомендации