Повторное рассказывание сказки логопедом. 8 страница
Дети. Это мимоза.
Логопед. Послушайте, как я расскажу его, а потом расскажем его все вместе.
Март. Еще стоят морозы,
Но весна не за горами.
Я пушистую мимозу
Подарил сегодня маме.
В. Нищев
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, потом можно предложить рассказать его всем по одному.
4. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики, диалогической речи.]
Логопед предлагает детям сесть и раздает им открытые на с. 14 тетради. Ставит на стол контейнер с карандашами.
Логопед. Что за первоцвет изобразил художник в вашей тетради?
Дети. Это подснежник.
459
Логопед. Я поставлю подснежники перед вами, чтобы вы смогли раскрасить свой цветок правильно. (Ставит на стол вазу с цветком.) Какими будут стебель и листики?
Дети. Зелеными.
Логопед. Каким карандашом вы раскрасите проталинку?
Дети. Черным или коричневым.
Логопед. Верно. Выполняйте задание, а дома, если захотите, вы можете нарисовать еще одну проталинку и подснежник на ней. Видите, художник оставил для этого место.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если она необходима.
5. Подвижное упражнение «На лужайке».[Развитие общей моторики, координации речи с движением. Совершенствование навыков бега по кругу, прыжков на носках обеих ног.]
Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, приглашает детей на ковер.
Логопед. Давайте сделаем упражнение «На лужайке».
На лужайке поутру Мы затеяли игру. Я — подснежник, ты — вьюнок. Становитесь в наш венок. | Встают в круг, берутся за руки. |
Раз, два, три, четыре, Раздвигайте круг пошире. | Делают 4 шага назад, расширяя круг. |
А теперь мы ручейки, Побежим вперегонки. Прямо к озеру спешим, Станет озеро большим. | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
Становитесь в круг опять, | Смыкают круг. |
Будем в солнышко играть. | Опять бегут по кругу. |
Мы — веселые лучи, | Останавливаются, тянутся на носочках. |
Мы резвы и горячи. | Прыгают на носочках, руки на поясе. |
6. Игра «Что лишнее?»[Развитие зрительного внимания и восприятия, мышления, диалогической речи.]
Логопед приглашает детей к наборному полотну.
460
Логопед. А теперь знакомая вам игра «Что лишнее?» Посмотрите на картинки. Назовите их.
Дети. Подснежник, кактус, крокус, мать-и-мачеха.
Логопед. Что лишнее? Как вы думаете?
Дети. Лишний кактус.
Логопед. Почему?
Д е т и. Он растет дома.
Логопед. Верно, это комнатное растение. А как мы называем остальные растения?
Дети. Это первые весенние цветы.
Логопед. Правильно. Молодцы.
7. Игра «Живые звуки».[Развитие навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед убирает картинки с наборного полотна.
Логопед. А теперь поиграем в «живые звуки». Девочки, возьмите красные кружки. Вы будете гласными звуками. Настя будет звуком [а], Даша будет звуком [о], Ариша будет звуком [у]. А Ваня будет согласным звуком [т]. Какой кружок нужен тебе, Ванюша?
1-й ребенок. Синий.
Логопед. Верно. Теперь слушайте, какие «звуки» должны встать и построиться перед наборным полотном. Ат.
Двое детей выходят к наборному полотну с кружками в руках.
Логопед. Ариша, ты у нас какой звук?
2-й ребенок. [А]. Логопед. А ты, Ванюша?
3-й ребенок. [Т].
Логопед. Правильно ли ребята встали, изобразив слог [ат]?
Дети. Правильно.
Логопед. Молодцы.
Аналогично проводится работа по анализу и синтезу слогов [ут], [та], [то].
8. Игра «Веселый поезд».[Совершенствование навыка чтения.]
Логопед помещает на магнитную доску паровозик и два вагончика. На вагончиках закреплены магнитные буквы (рис. 29).
Логопед. К нам приехал веселый поезд. На его вагончиках закреплены буквы. Прочитайте, что привез наш поезд.
461
Рис. 29
Дети. Ат.
Логопед. Правильно. А теперь я поменяю вагончики местами. Что получилось?
Дети. Та.
Логопед. Хорошо. А теперь я уберу вагончик с буквой а и возьму вагончик с буквой у, поставлю сначала новый вагончик, а потом вагончик с буквой т. Что получилось?
Дети. Ут.
Аналогично составляются и читаются еще 2—3 слога. Можно привлечь детей и к составлению слогов.
9. Упражнение «Повтори за мной».[Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом достает карточки с индивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания вслед за собой. Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами и оценить работу друг друга.
462
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что нового узнали, что им понравилось делать. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы». Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов), навыков чтения и печатания.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные цели.Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии. Создавать эмоциональный положительный фон. Учить видеть красоту природы, относиться к природе бережно.
Оборудование.Контейнер, предметные картинки и пазлы по теме «Первые весенние цветы», горшок с цветущей мать-и-мачехой, пластиковые фигурки насекомых, тетрадь №3, контейнер с простыми карандашами, флажки по количеству детей.
Предварительная работа.Заучивание стихотворения «Крокус».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Дети выбирают по одной предметной картинке из контейнера и проходят за стол.
Логопед. Назовите цветы, изображенные у вас на картинках.
1-й ребенок. Подснежник.
2-й ребенок. Крокус.
3-й ребенок. Мать-и-мачеха.
4-й ребенок. Ветреница.
Логопед. Правильно. Это первые весенние цветы, первоцветы. Мы сегодня продолжим разговор о них.
463
2. Работа с разрезными картинками.[Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.]
Логопед помещает картинки с изображениями цветов на наборное полотно, а детям раздает конверты с разрезными картинками, на которых изображены эти же первоцветы (рис. 30).
Рис. 30
Логопед. Достаньте разрезные картинки из конвертов. Составьте изображения первоцветов. Картинки на наборном полотне вам помогут.
Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь, если она необходима. Когда задание выполнено, логопед предлагает детям еще раз назвать растения, изображенные на картинках.
464
3. Рассказывание стихотворения.[Работа над ритмом и темпом речи.]
Логопед предлагает детям сложить пазлы в конверты и собирает их, на наборном полотне оставляет только одну картинку с изображением крокуса.
Логопед. Давайте вспомним и расскажем стихотворение о крокусе все вместе.
Дети. Полюбуйся! Что за фокус? Из-под снега вылез крокус. На ветру озяб слегка, Но прекрасней нет цветка.
Затем можно предложить рассказать стихотворение всем детям по одному.
4. Составление рассказа о подснежнике.[Развитие связной речи.]
Логопед убирает картинку с изображением крокуса и помещает на наборное полотно картинку с изображением подснежника.
Логопед. Вы очень хорошо рассказали стихотворение, а теперь попробуем составить рассказ вот об этом цветке. Вы посмотрите на картинку и скажете, как называется этот цветок. Потом расскажете, какой он. Затем опишите, какие у него цветки, стебли, листики. А в конце рассказа можете напомнить, когда он цветет.
1-й ребенок. Это подснежник. Он красивый. У него белые цветки, тонкие стебельки и длинные листики. Он цветет весной.
Далее дети повторяют рассказ по очереди. Логопед предлагает им сравнить рассказы и выбрать самый лучший из них, а потом напоминает, что многие первоцветы занесены в Красную книгу и поэтому их нельзя собирать.
5. Игра «Веселые насекомые».[Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).]
Логопед ставит на стол горшок с цветущей мать-и-мачехой, достает пластиковые фигурки насекомых.
Логопед. А теперь давайте поиграем с веселыми насекомыми. Они будут совершать действия, а вы будете рассказывать об этом. (Сажает божью коровку на цветок.) Где сидит божья коровка?
Дети. Она сидит на цветке.
Логопед прячет кузнечика под цветок.
465
Логопед. Где прячется кузнечик?
Дети. Он прячется под цветком.
Логопед держит бабочку над цветком.
Логопед. Где летает бабочка?
Дети. Бабочка летает над цветами.
Логопед. Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание. Похлопайте себе.
6. Подвижное упражнение «На лужайке».(Повторение, см. с. 459.) [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Совершенствование навыков бега по кругу, прыжков на носках обеих ног.]
7. Упражнение «Подними флажок».[Развитие фонематического восприятия.]
Логопед убирает картинку и раздает детям флажки.
Логопед. Сейчас я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить слова, а вы будете поднимать флажки тогда, когда услышите в конце слова звук [т]. Кот, рот, мак, суп, аист, дом, самолет, сон, пилот, бегемот.
Дети поднимают флажки. Если кто-то допускает ошибку, логопед предлагает ему подумать и определить, какой звук слышится в конце данного слова.
8. Работа в тетради№3. [Развитие тонкой моторики, навыков чтения и печатания.]
Логопед раздает детям открытые на с. 11 тетради и простые карандаши.
Логопед. Давайте прочитаем слоги, которые написаны у вас в тетради.
Дети. Ат, ут, от, ит.
Логопед. А теперь мы напишем по одному слогу на каждой строке, а остальное допишем на индивидуальных занятиях. Посмотрите, как я напишу слог атна доске.
Логопед пишет каждый слог на доске и оказывает необходимую помощь каждому ребенку.
9. Упражнение «Повтори за мной».[Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков,
466
а потом достает карточки с индивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания вслед за собой. Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами и оценить работу друг друга.
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, что им понравилось на занятии. Оценивается деятельность каждого ребенка.
Занятие 3
Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа имен существительных), навыков чтения и печатания, звукобуквенного анализа.
Коррекционно-развивающие цели.Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения, интонационной выразительности.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.
Оборудование.Контейнер с деталями плоскостного изображения подснежника, мяч, горшок с цветущей мать-и-мачехой, карточки с буквами А, У, О, И, Т.
Предварительная работа.Заучивание стихотворения «Подснежник».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.]
Логопед встречает детей в дверях кабинета с контейнером в руках. Дети выбирают по одной детали подснежника из контейнера и проходят к ксерографу.
Логопед. Назовите части цветка, которые вы взяли.
1-й ребенок. Стебель.
2-й ребенок. Цветок.
467
3-й ребенок. Листик.
4-й ребенок. Бутон.
Логопед. Составьте изображение подснежника.
Дети выполняют задание.
2. Рассказывание стихотворения «Подснежник».[Работа над темпом и ритмом, интонационной выразительностью речи. Закрепление экологических представлений.]
Логопед предлагает детям полюбоваться тем, какой красивый подснежник у них получился, и всем вместе рассказать стихотворение о нем.
Дети.
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется подснежник.
(Затем можно предложить детям по очереди рассказать стихотворение.)
Логопед. А вы помните, что подснежники в лесу собирать нельзя? Почему? Что произойдет, если люди будут собирать редкие цветы?
Дети. Они могут исчезнуть.
Логопед. Верно. Мы не будем собирать редкие цветы в лесу. Можно попробовать вырастить их у себя в саду. А можно сфотографировать или нарисовать их.
3. Игра «Один — много» (с мячом).[Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление имен существительных в форме множественного числа.)]
Логопед приглашает детей на ковер и берет мяч.
Логопед. А теперь игра с мячом «Один — много». Я буду называть часть цветка или цветок и бросать мяч одному из вас. Тот, кто поймает мяч, должен назвать несколько таких частей цветка или цветков. (Бросает мяч.) Стебель.
1-й ребенок. Стебли.
Логопед. Листик.
2-й ребенок. Листики.
Логопед. Бутон.
3-й ребенок. Бутоны.
468
Логопед. Цветок.
4-й ребенок. Цветки.
Логопед. Лепесток.
1-й ребенок. Лепестки.
Логопед. Подснежник.
2-й ребенок. Подснежники.
Логопед. Крокус.
3-й ребенок. Крокусы.
Логопед. Первоцвет.
4-й ребенок. Первоцветы.
Логопед. Молодцы! Похлопайте себе.
4. Игра «Что лишнее?»[Развитие речевого слуха.]
Логопед приглашает детей за стол.
Логопед. А теперь игра «Что лишнее?» Я буду называть растения или то, что нужно делать с ними, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему. Крокус, капуста, подснежник, ветреница — что лишнее?
Дети. Капуста.
Логопед. Почему?
Дети. Это овощ.
Логопед. А все остальное?
Дети. Это весенние цветы.
Логопед. Правильно. Кактус, мать-и-мачеха, подснежник, крокус — что лишнее?
Дети. Кактус.
Логопед. Почему?
Д е т и. Он растет дома в горшке.
Логопед. А остальные растения?
Дети. В лесу.
Логопед. Верно. Рисовать, фотографировать, собирать, любоваться — какое слово лишнее?
Дети. Собирать.
Логопед. Почему?
Дети. Весенние цветы собирать нельзя.
Логопед. Верно. Молодцы.
5. Дыхательная гимнастика. Упражнение7. [Развитие речевого дыхания.]
469
Логопед берет горшок с цветущей мать-и-мачехой и предлагает детям вновь выйти на ковер.
Логопед. А сейчас упражнение для дыхания. Вы должны понюхать цветы, медленно втянуть воздух через нос. Потом нужно задержать дыхание, а затем на выдохе сказать: «Как вкусно пахнут цветы!» Посмотрите, как это сделаю я.
Далее упражнение под контролем логопеда выполняет каждый из детей.
6. Упражнение «Повтори за мной».[Развитие артикуляционной моторики, автоматизация произношения свистящих звуков.]
Логопед приглашает детей к зеркалу и предлагает сделать 1—2 упражнения из артикуляционной гимнастики для свистящих звуков, а потом достает карточки с индивидуальными заданиями и просит каждого ребенка повторить текст задания. Детям можно поручить следить за правильностью выполнения задания товарищами и оценить работу друг друга.
7. Игра «Живые звуки».[Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.]
Логопед раздает детям карточки с буквами.
Логопед. А сейчас игра «Живые буквы». Я раздала вам карточки с буквами. Назовите их.
1-й ребенок. А.
2-й ребенок. У.
3-й ребенок. О.
4-й ребенок. Т.
Логопед. Правильно. А теперь я буду называть слоги. К доске должны выйти те буквы, которые составляют эти слоги. Ат, от, ут, та, то, ту.
Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью его выполнения. Если допускаются ошибки, логопед предлагает детям исправить их самостоятельно. Детям можно предложить самим решить, какие слоги следует составить.
8. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]
Логопед собирает карточки с буквами, предлагает детям сесть па стульчики и рассказать о том, что они делали на занятии, какие игры им особенно понравились. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.
470
Занятие 4
Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Первые весенние цветы». Обучение составлению рассказа по картине. Обеспечение целостного восприятия картины. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).
Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания, памяти, творческого воображения, тонкой моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедливыми. Воспитание любви к природе.
Оборудование.Картина «Ранняя весна»[67], карточки с опорными картинками, массажные мячики, горшок с мать-и-мачехой.
Предварительная работа.Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки, рассматривание мать-и-мачехи на участке и в группе, разучивание стихотворения об этом растении и подвижной игры «Зима прошла».
Ход занятия
1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.] Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает пройти к стульчикам, стоящим полукругом перед мольбертом, на котором стоит уже знакомая картина «Ранняя весна».
Логопед. Прошло уже три недели с тех пор, как наступила весна. Мы наблюдаем, что происходит в природе с приходом весны, какие растения появились на проталинках. Мы выкопали и принесли в группу мать-и-мачеху. А сегодня мы рассмотрим картину «Ранняя весна» и составим рассказ по ней.
2. Предварительная беседа.[Развитие диалогической речи.] Логопед ставит на столик перед детьми горшок с мать-и-мачехой.
Логопед. Как называется это растение?
Дети. Это мать-и-мачеха.
471
Логопед. Вы помните, какими были цветы мать-и-мачехи?
Дети. Они были желтыми.
Логопед. Что произошло с ними?
Дети. Теперь они белые.
Логопед. Верно. Цветы отцвели, и на их месте появились белые пушистые шарики. Скоро появятся и листья. Мы же говорили с вами о том, что листья появляются у мать-и-мачехи тогда, когда отцветут цветы. С одной стороны они мягкие и теплые, как руки мамы. А с другой стороны они гладкие и холодные, как руки мачехи. Давайте вспомним стихотворение об этом растении.
Дети.
Золотые лепестки, хрупкий стебелек
Распустился у реки солнечный цветок.
Только тучка набежала — сжались лепесточки.
На зеленых лепестках круглые комочки.
Логопед. Как вы думаете, почему мать-и-мачеху называют солнечным цветком?
Дети. Она желтая, похожа на солнышко.
3. Рассматривание картины «Ранняя весна» и беседа по ней.[Развитие диалогической речи. Уточнение представлений о существенных признаках весны.]
Логопед убирает столик с цветком и помещает на мольберт картину.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Мы видим детей.
Логопед. Что они делают?
Дети. Они гуляют около детского сада.
Логопед. Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке?
Дети. У нее мать-и-мачеха.
Логопед. Девочка сорвала цветочек, хочет отнести его в детский сад и поставить в вазу. А где девочка сорвала цветок? Посмотрите на картину внимательно.
Дети. Она сорвала цветок на полянке.
Логопед. Верно. Мать-и-мачеха расцвела на полянке там, где снег растаял. А почему снег растаял?
Дети. Солнышко стало пригревать.
472
Логопед. Правильно. Солнышко ярко светит и пригревает, поэтому снег тает, появились проталинки, побежали ручейки. А кого вы видите на березе?
Дети. На березе грачи.
Логопед. Что они делают?
Дети. Они строят гнезда.
Логопед. Правильно. Они вьют гнезда и скоро будут выводить птенцов. А теперь посмотрите на мальчика в полосатой шапочке. Что он делает?
Дети. Он пускает кораблик в ручейке.
Логопед. А что делает мальчик, который стоит рядом?
Дети. Он смотрит на кораблик и улыбается.
Логопед. Теперь посмотрите на девочку, которая сидит на скамеечке. Расскажите, что она делает.
Дети. Девочка держит Петрушку.
Логопед. Наверное, она рассказывает ему о весне. Что вы видите рядом с девочкой?
Дети. Рядом с ней мы видим ведерко, совочек и формочки. Девочка будет делать куличики из снега.
Логопед. Верно, пока еще снег не растаял. Но скоро его не будет. Обратите внимание на то, как одеты дети. У них теплая или легкая одежда?
Дети. У них теплая одежда.
Логопед. А почему дети тепло одеты?
Дети. На улице еще холодно.
Логопед. Конечно же, ранней весной воздух еще холодный, ночью бывают морозы. И все-таки детям нравится гулять. Посмотрите, какие у них веселые лица. А теперь давайте представим, что мы тоже гуляли вместе с детьми и замерзли на прогулке. Нам нужно погреться.
4. Подвижная игра «Зима прошла».[Координация речи с движением. Развитие чувства ритма, творческого воображения, закрепление умения прыгать по кругу на двух ногах в общем для всех темпе.]
Логопед предлагает детям образовать круг.
Воробей с березы На дорогу — прыг! | Дети прыгают по кругу, ритмично хлопая себя по бокам опущенными руками. |
473
Больше нет мороза, Чик-чирик! | |
Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
И не зябнут лапки — Скок, скок, скок! Высохнут овражки — Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки — Чик-чирик! | Вновь выполняют прыжки по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против. |
М. Клокова
5. Сообщение логопедом плана рассказа с использованием опорных картинок.[Развитие речевого слуха, зрительного внимания, памяти.]
Логопед вновь приглашает детей на стульчики и помещает перед ними небольшой коврограф.
Логопед. А теперь послушайте, как вы будете составлять рассказ по картине. Сначала вы скажете, какое время года наступило. Вот этот вопросительный знак напомнит вам об этом. (Помещает на коврограф карточку с вопросительным знаком — рис. 31.)
Рис. 31
474
Потом вы расскажете о том, каким стало солнышко весной, что оно делает. (На коврограф помещается карточка с изображением солнышка — рис.32.)
Рис. 32
Потом обязательно напомните, что происходит со снегом, почему побеждали ручейки. (Закрепляет на коврографе карточку с изображениями тающего сугроба и ручейка — рис.33.)
Рис. 33
475
Затем не забудьте сказать про грачей, которые уже прилетели и вьют гнезда. (На коврографе закрепляется карточка с изображением грача в гнезде — рис.34.)
Рис. 34
Дальше вы расскажете о цветах, которые появились на проталинках. (На коврографе закрепляется карточка с изображением мать-и-мачехи на проталинке — рис.35.)
Рис. 35
476
И наконец, вы расскажете о детях, которые вышли на прогулку, напомните, что делает каждый из них, скажете, почему они тепло одеты (рис. 36).
Рис. 36
6. Пауза.[Подготовка детей к рассказыванию.] Логопед ставит коврограф так, чтобы дети хорошо видели и картину, и алгоритм рассказывания.
Логопед. А теперь посмотрите еще раз на картину, подумайте о том, как вы будете рассказывать.
7. Рассказ по картине несколькими детьми.[Развитие связной речи, памяти, мышления.]
Логопед предлагает принять участие в рассказывании всем детям подгруппы и, если есть необходимость, напоминает каждому из них план его части рассказа.
Логопед. Ариша начнет рассказ и скажет, какое время года наступило, что делает солнышко, почему тает снег и побежали ручейки, обратит наше внимание на птиц, которые строят гнезда. Настя расскажет о том, что на проталинках появилась мать-и-мачеха, начнет рассказывать о детях, которые вышли на прогулку, о
477
девочке с цветком. Ваня расскажет о девочке с Петрушкой. А Вадик расскажет о мальчиках и закончит рассказ. Ты помнишь, Вадик, что надо объяснить, почему дети еще тепло одеты?
1-й ребенок. Наступила весна. Солнышко ярко светит и греет. Снег начал таять. Побежали ручейки. Прилетели грачи и стали вить гнезда.
2-й ребенок. На проталинках появилась мать-и-мачеха. Дети вышли погулять около детского сада. И одна девочка сорвала цветок.
3-й ребенок. Другая девочка сидит на скамеечке с Петрушкой в руках. Рядом с ней стоит ведерко с совочком и лежат формочки. Девочка сейчас сделает куличики для Петрушки.
4-й ребенок. Один мальчик пускает кораблик в ручейке. Другой мальчик смотрит на кораблик и улыбается. Дети еще тепло одеты. Весной на улице холодно. Но детям нравится гулять весной!
Логопед. Молодцы! У вас получился очень интересный рассказ.
8. Упражнения с массажными мячиками.[Развитие тактильных ощущений, пальцевой моторики, творческого воображения.]
Логопед раздает детям массажные мячики.
Логопед. Давайте представим, что мы тоже делали куличики из снега и у нас замерзли руки. Мячики помогут нам согреть их. Зажмите мячики в ладонях, сожмите их как можно крепче, разожмите (упражнение повторяется 3—5раз). Теперь положите один мячик, а второй покрутите между ладонями. (Упражнение повторяется 3—5раз.) И наконец, покрутите мячик пальцами вперед. Вот мы и согрели руки.
Логопед убирает мячики.
9. Повторение рассказа одним ребенком или логопедом.[Развитие связной речи, речевого слуха, памяти.]
Если в подгруппе нет ребенка, способного повторить рассказ целиком, это делает сам логопед, предложив детям рассказывать вместе с ним.
10. Окончание занятия.[Оценка работы детей.] Логопед убирает пособия.
Логопед. А теперь давайте вспомним о том, чем мы занимались сегодня.
478
Дети. Мы рассматривали картину и составляли рассказ. Мы играли с мячиками и делали упражнение. А еще мы рассматривали мать-и-мачеху.