Тезаурус
6. Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства илипризнака предмета от других его признаков, свойств, связей.
7. Авторская школа— учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.
8. Адаптация— процесс ирезультат становления индивида социальным существом.
9. Адаптация (школьная)— процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.
10.Анализ— мысленное разложение исследуемого целого насоставляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
11.Анкетирование— метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
12.Аннотирование— краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла.
13.Безнадзорность детей— общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.
14.Беседа— диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
15.Беспризорность— общественное явление, заключающееся в недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершеннолетних.
16.Валидность— соответствие теста целям диагностики.
17.Вид обучения— обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.
18.Воспитание (узкое педагогическое значение)— специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
19.Воспитывающие ситуации— обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.
20.Гипотеза исследования— научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.
21.Гуманизм— направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при безусловном уважении свободы каждой личности.
22.Движущие силы— противоречия между новыми познавательными задачами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим учеником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и навыков.
23.Девиантное (отклоняющееся поведение)— система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.
24.Детская общественная организация— самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
25.Диагностика педагогическая— изучение состояния педагогического процесса.
26.Дидактика— наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.
27.Дидактическая игра— коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
28.Домашняя самостоятельная работа— составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности.
29.Закон— объективная, устойчивая, существенная связь между явлениями, сторонами процесса.
30.Закон педагогический— категория, обозначающая объективные, существенные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функционирования.
31. Закономерности воспитания (обучения)— устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).
32.Запущенность педагогическая— отклонение от нормы в поведении ребенка, обусловленное недостатками воспитания.
33.Интериоризация— перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образование новых по мере развития психологических структур личности.
34.Категория— научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
35.Классный руководитель— непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.
36.Классный час— собрание учеников класса для обсуждения классных дел.
37.Контроль— наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков.
38.Конференция (учебная)— организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.
39.Концепция воспитания (обучения)— цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, средствах, формах.
40.Коррекция— система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
41.Личность— человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.
42.Менеджер— профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функционально подчиненных ему.
43.Методика воспитательной работы— прикладная отрасль теории воспитания, которая изучает направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы.
Методология— 1) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности; 2) учение о науч ном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.
Методология педагогической науки— учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.
Методы воспитания— совокупность способов и приемов воспитательной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.
Методы контроля— способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
Методы обучения— способы совместной деятельности педагога и учащихся, направленные на достижение ими образовательных целей.
Методыпедагогического исследования— способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы управления— способы достижения поставленных целей управления.
Мировоззрение— система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.
Молодежнаясубкультура — система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.
Мораль— совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.
Наблюдение— целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наказание— выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.
Неформальные объединения молодежи— одно из проявлений субкультуры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.
Образование (как процесс) — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образования.
Образование(как результат)— характеристика достигнутого уровня образованности.
Образованность личности— характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Обучение— активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формируется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способности и потребности, а также нравственные качества личности.
Общение— одна из универсальных форм активности личности.(наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Отметка— условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Оценка— определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Парадигма— теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач, т. е. научный подход.
Педагогика— наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.
Педагогическая деятельность— разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.
Педагогическая профессия— род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является направленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития педагогическими средствами.
Педагогическаятехнология — научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Педагогический процесс— последовательная смена состояний педагогической системы.
Педагогический менеджмент— а) комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.
Педагогическое взаимодействие— преднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое мастерство— совершенное владение педагогической технологией.
Повышение квалификации— вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций.
1 Поощрение— выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения школьника или группы.
Правила обучения— конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.
Прием воспитания (обучения)— составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод».
Принципы воспитания (обучения)— основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономерностями.
Принципы управления— основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.
Проверка— система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.
Прогнозирование— научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.
Профессиональная ориентация— процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Профессиональное самоопределение— состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии.
Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.
Рефлексия— внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.
Содержание воспитания— совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Содержание образования— педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.
Социализация— процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ролей, норм поведения в обществе.
Социальная педагогика— отрасль педагогики, исследующая социальное воспитание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Социум— окружение, в котором формируется человек.
Способности— индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.
Средства воспитания— различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.
Средства обучения (дидактические средства)— источники получения знаний, формирования умений.
Стандарт образования— система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Структура урока— соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.
Субкультура— комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре деленного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Тест— стандартизированная процедура измерения.
Тестирование— целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Технология— проект, разработка, описание процесса воспитания (обучения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.
Управление— целенаправленное и планомерное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение запланированного результата (цели).
Урок— форма организации учебного процесса, при которой педагог втечение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.
Учебная программа— нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельно взятому учебному предмету.
Учебник— книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебный план— нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.
Учебный план базисный— основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Государственной Думой, а для полной средней школы — Министерством образования РФ.
Учение— целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении
полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.
Фактор— движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.
Форма воспитательной работы— организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.
Форма обучения (как дидактическая категория)— внешняя сторона организации учебного процесса.
Форма организации обучения— конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).
Функции управления— виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.
Ценности (духовные)— абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.
Человек— живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, представляющее собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и приобретенного.
Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.
Эксперимент— научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно учитываемых условиях.
Экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в деятельность среди людей.
Эмпатия— способность понимать, чувствовать состояние другого, выражать это понимание.
Содержание