Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-.

Методические указания.Первое ласковое имя произносит взрослый. К следующим именам уменьшительную форму подбирает сам ребенок, ориентируясь на данный ему образец.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Ваня — ... (Ванечка)

Таня — ... (Танечка)


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Ира — ... (Ирочка)

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Вова — ... (Вовочка)

Катя — ... (Катенъка)

Саша — ... (Сашенька)



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Маша— ... (Машенька)

Миша — ... (Мишенька)



Внимание! Зоя — Зоенька, Марфа — Марфенька



КАК ЗОВУТ ТЕБЯ, МАЛЫШ?

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель: образование существительных — названий детёнышей животных с помощью суффиксов -ёиолг-, -онок-.

Методические указания. Играя с ребёнком первый раз, взрослый сам произносит названия детёнышей: котёнок, зайчонок, лисёнок, волчонок, медвежонок. Играя в следующий раз, взрослый даёт ребёнку возмож­ность самому назвать всех детёнышей.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Лиса и ... (лисёнок)

Волк и ... (волчонок)


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Медведь и ... (медвежонок)



Заяц и ... (зайчонок)


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Гусь и ... (гусёнок)

Ворон и ... (воронёнок)

Помоги животным позвать своих малышей. Как мама зовет своего малыша? «Зайчонок, иди обедать».


Кошка зовёт: Лиса зовёт: .. Слон зовёт: . Утка зовёт: .. Белка зовёт: Заяц зовёт: .. Волк зовёт: .

... (котёнок!) (лисёнок!) (слонёнок!) (утёнок!) . (бельчонок!) (зайчонок!)

(волчонок!), Медведь зовёт: ... (медвежонок!) Гусь зовёт: ... (гусёнок!) Ворон зовёт: ... (воронёнок!)



КТОЧЕМЗАНЯТ



Цель:употребление глагола в настоящем времени.

Методические указания.Внимательно рассмотрите с ребёнком кар­тинку. Расскажите, кто чем занят: «Мама готовит обед». «Папа вешает картину».

«Мальчик помогает папе. Он держит молоток». «Девочка играет. Она кормит куклу». «Бабушка вяжет шарф». «Дедушка читает газету». «Кошка спит».


Потом попросите ребёнка ответить на ваши вопросы: «Что делает мальчик? Что делает папа? Что делает мама? Что делает девочка? Что делает бабушка? Что делает дедушка? Что делает кош­ка?»

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

КТО ЧТО ДЕЛАЛ ВЧЕРА


Цель:употребление глагола в прошедшем времени. Образец:
Неопред, форма что делать? Прошедшее время что делал(а)?
стирать стирал(а)
смотреть смотрел(а)

Методические указания.Сначала взрослый должен проверить, хоро­шо ли ребёнок понимает, что значит «вчера». Он напоминает малышу о том, что тот делал вчера: гулял, куда-то ходил, играл и т. п. Затем переходит к картинкам.

Посмотри на картинки и скажи, что вчера делали мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, кошка, собака.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Вчера мама стирала.

Вчера бабушка мыла посуду.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Вчера кошка ловила мышку.

Вчера дедушка смотрел телевизор.

ВМЕСТЕ ДЕЛАТЬ ВЕСЕЛЕЙ

Цель:согласование в числе глагола настоящего времени с существи­тельным.

часть речи существ ител ьное глагол
ед. число мальчик девочка пишет пишет
мн. число мальчики девочки пишут пишут

Образец:

Методические указания.Игру начинает взрослый. Он показывает на

картинку и говорит; «Посмотри на картинку. Видишь, кукла сидит.

А что делают куклы? И куклы сидят. А на этой картинке? Собака ест и

собаки ...» Заканчивает фразу ребёнок.

Аналогично взрослый обыгрывает каждую картинку. Окончания глаголов

взрослый произносит чётко и громко.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Кукла стоит.

Куклы стоят.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Собака ест.

Собаки едят.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Кошки спят.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru Девочка ест яблоко.

Девочки едят яблоки.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru
Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Девочка спит.

Девочки спят.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Мальчик рисует.

Мальчики рисуют.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Мальчик бежит.

Мальчики бегут.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Девочка читает.

Девочки читают.



ПРОВЕРЬ МЕНЯ

Цель:употребление приставочных глаголов, имеющих противоположное значение.

Методические указания.Взрослый показывает картинки и называет дей­ствия, совершаемые на них. Например: «Мальчик приехал, мальчик уехал», «Вошел, вышел». Затем называет действия, а ребенок показывает соответ­ствующую картинку. Далее взрослый говорит: «Ну а сейчас ты проверь меня. Говори, что мальчик делает, а я буду показывать нужную картинку». На следующем этапе игры малыш называет действие, а взрослый по­казывает картинку. Иногда взрослый умышленно ошибается.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru
     









Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Девочка воду налила.

Девочка воду вылила.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Птичка в клетку влетела.

Птичка из клетки вылетела.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Девочка книгу открыла.

Девочка книгу закрыла.



Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Кот на дерево залез.

Кот с дерева слез.



ПОСМОТРИ И НАЗОВИ

Цель:составление предложений с однородными подлежащими, введе­ние в речь обобщающих понятий.

Методические указания.Взрослый произносит начало фразы и за­молкает, а ребёнок перечисляет предметы, изображенные на картинке. Взрослый, произнося обобщающее слово, например, «мебель», одним широким жестом обводит сразу все предметы мебели на картинке. Ребёнок, отвечая на вопросы, тоже каждый раз должен не только показывать конкретные предметы (шкаф, стол, стул и т. д.), но и, делая обобщение, повторить широкий жест, соответствующий слову «мебель».

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

На вешалке висят {куртка, шарф, комбинезон). Это одежда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это одежда).

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

На столе стоят (чайник, чашка, блюдце, ложка). Это посуда. Каким словом можно назвать эти вещи? (Это посуда).


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru


В комнате стоят {шкаф, стол, стул, диван). Это мебель. Каким словом можно назвать эти вещи? {Это мебель.)

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

По улице едут {машина, автобус, троллейбус). Это транспорт. Каким словом можно назвать машину, автобус, троллейбус? {Транспорт)

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

На полке стоят {мячик, пирамида, машинка, кубики). Это игрушки. Каким словом можно назвать мячик, пирамиду, машинку, кубики? {Игрушки).

ЗАГАДАЙЗАГАДКУ

Цель:составление предложений с однородными определениями. Методические указания.Взрослый зачитывает ребёнку загадки и, если малыш затрудняется ответить, помогает найти отгадки. Придумайте вместе с малышом подобные загадки о предметах, окру­жающих вас в жизни.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Карлсон.

Он толстый, маленький, смешной, с пропеллером.

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

г> Буратино.

Он деревянный, смешной, с длинным носом.

Баба-Яга.

Она злая, страшная, с метлой.

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Платье.

Оно летнее, красивое, в горошек.




Шарф.

Он теплый, длинный, с бахромой.

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ

Цель:составление предложений с однородными сказуемыми. Методические указания.Как и во всех играх, сначала взрослый показывает картинки и объясняет ребёнку, что на них нарисовано, а затем предлагает сделать то же самое малышу.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru


Утки ныряют, плавают.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru


Котёнок играет, ест, спит.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru


Мальчик рисует, вырезает, читает.


Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru

Цель:образование существительных с помощью уменьшительно-лас­кательных суффиксов -еч#г-, -очк-, -еньк-. - student2.ru



Девочка рисует, читает, бегает, качается.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для пре­одоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Дет­ство-Пресс, 2001.

Бородин А. М. Методика развития речи детей. М: Просвещение, 1981.

Жукова И. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М: Просвещение, 1990.

Панаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Союз, 1999.

Федоренко Л. П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика развития речи у детей дошкольного возраста. М: Просвещение, 1984.

Филичева Т. В., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с ил­люстрациями. Екатеринбург: Арго, 1996.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .......................................................................................................................... 3

Выставка игрушек ............................................................................................................. 7

Дай задание игрушкам ..................................................................................................... 8

Кто что нарисовал ............................................................................................. ,........... 12

Доктор Айболит................................................................................................................ 14

Телефон ............................................................................................................................ 15

Кто что ест ..................................................................................................................... 16

Кто чем действует .............................................................................................................. 18

Чего не стало .................................................................................................................... 20

Чего не хватает ................................................................................................................... 21

Что куда ............................................................................................................................ 22

Поручения............................................................................................................................. 24

Где положишь — там возьмёшь ......................................................................................... 26

Поручения............................................................................................................................. 28

Кто куда ......................................................................................................................... 30

Поручения............................................................................................................................. 32

О чём расскажешь? ............................................................................................................ 33

По какой дорожке ............................................................................................................. 34

У кого что.......................................................................................................................... 36

Один и много ..................................................................................................................... 38

Это чьё? ......................................................................................................................... 41

Какие это вещи ............................................................................................................... 44

Две матрёшки........................................................................................................................ 46

Назови ласково .................................................................................................................. 49

Как зовут тебя, малыш? ..................................................................................................... 50

Кто чем занят .................................................................................................................... 52

Кто что делал вчера............................................................................................................. 53

Кто как голос подаёт ......................................................................................................... 55

Вместе делать веселей ..................................................................................................... 56

Проверь меня........................................................................................................................ 58

Посмотри и назови ......................................................................................................... 60

Загадай загадку .................................................................................................................. 62

Кто что делает...................................................................................................................... 63

Список использованной литературы ................................................................................. 64

Наши рекомендации