Тема 30. Внешняя политика России при Иване Грозном
Основные задачи внешней политики того времени.
Борьба с татарскими ханствами. Взятие Казани. Ликвидация Астраханского ханства.
Ливонская война: ее причины. Ход и итоги.
Начало освоения Сибири. Поход Ермака.
Тема 31. Опричное лихолетье
Крах «Избранной рады». Введение опричнины. Опричный террор. Разорение Новгорода.
Отмена опричнины, ее результаты для русской истории.
Внутренняя политика последних лет правления Ивана Грозного. Семейная жизнь царя. Правление Федора Иоанновича.
Пчелов Е.В. Программа курсов «История России с древнейших времен
до конца ХУШ века». Для 6-7 классов основной школы.
Вопросы для сравнения и вывода:
1). В какой степени авторам вариативных программ удается охватить все содержание ФК ГОС по данной теме?
2). Какие сюжеты, заявленные в ФК ГОС, отсутствуют в той или иной программе?
3). Какие исторические факты и теоретические положения раскрываются авторами программ шире и глубже, чем это предусмотрено в ФК ГОС? Как вы думаете, с какой целью это сделано?
4). Какие исторические факты и теоретические положения включены авторами в свои программы дополнительно, сверх предусмотренного ФК ГОС минимума содержания? Насколько уместным вам представляется расширение учебного материала в младших классах?
5). Какой из вариантов историко-методической интерпретации учебной темы вас заинтересовал? Почему?
6) Сформулируйте критерии, отличающие вариативные образовательные программы по истории.
4.Проанализируйте вариативные образовательные программы по истории, придерживаясь рекомендованного плана.
План комплексного анализа образовательной программы по истории
1). Название программы, ее авторы, выходные данные программы.
2). Ступень образования, на которой реализуется данная программа (начальная \ основная \ старшая школа).
3). Структура школьного исторического образования, для которой подготовлена данная программа (линейная \ концентрическая).
4). Виды занятий, на которых реализуется программа (обязательные \ обязательные по выбору учащихся \ факультативные).
5). Уровень усвоения программы школьниками (базовый \ профильный).
6). Вид общеобразовательного учреждения, для которого разработана данная программа (общеобразовательное, с углубленным изучением, гимназия, лицей, учреждение компенсирующего обучения).
7). Учебно-методический комплекс, подготовленный для данной программы.
8). Основные компоненты программы, их функции.
9). Цели и задачи обучения истории, сформулированные в Пояснительной записке и или вытекающие из анализа ее текста. Их соответствие целевым установкам ФК ГОС.
10). Особенности содержания программы:
· соотношение фактического и теоретического материала программы с Обязательным минимумом ФК ГОС;
· соотношение фактов и теории в основной части, адекватность возрастным познавательным возможностям учащихся;
· особенности выбора, формулирования и расположения предметных тем;
· уровень и характер познавательной деятельности учащихся, на которые ориентирована программа с помощью формулировок предметных тем и дополнительных структурных компонентов (каких?).
11) Другие особенности и достоинства (недостатки) данной программы, отличающие ее от аналогичных документов.
12) Обобщающий вывод о качестве образовательной программы по истории.
5.Выберите предметную тему в Обязательном минимуме содержания ФК ГОС по истории для основной школы и разработайте свою программу элективного курса для предпрофильной подготовки учащихся (8 – 15 часов). В своем проекте используйте оптимальное количество структурных компонентов программы и разнообразные варианты формулирования предметных тем.
6.Проведите экспертизу авторских программ по элективным курсам истории, используя План комплексного анализа (задание 4).
[1] Баранов П.А. К вопросу о стандартах школьного исторического образования // Современные подходы в преподавании истории. Материалы международного семинара. — С-Пб. — 1996. — С. 68.