Цели образования и воспитания
В России главной целью образования и воспитания традиционно являлась подготовка высококвалифицированных кадров. В настоящее время педагогика сталкивается с множеством сложных проблем: необходимостью обучать не только знаниям, но и гуманистическим ценностям, ядром которых является признание человека центральной фигурой; проблемой адаптации студенческой молодежи к реальной действительности; культивированием нравственно-этических ценностей как основы всей продуктивной деятельности, интеллектуального и эстетического развития, пробуждения активности и инициативы.
Идейной основой всей системы воспитания, педагогическим идеалом должны стать выработанные многовековой практикой человечества принципы гуманизма. Гуманизм прежде всего означает человечность человека: любовь к людям, высокий уровень терпимости, уважение к достоинству личности. Гуманистическая концепция считает человека высшей ценностью, ставя его в центр своих мировоззренческих ориентации.
Принципы гуманизма в воспитательном процессе реализуются в общечеловеческих ценностях. Эти ценности отражены во всех этических кодексах поведения людей и ведут свой отсчет от религиозно-нравственных заповедей: "не убий", "не укради", "не прелюбодействуй" и др.
В соответствии с гуманистическими идеалами главной целью учебно-воспитательного процесса должно стать создание предпосылок для самореализации личности.
Исторические условия и принципы реальной жизни определяют специфические как общие, так и личностные индивидуальные особенности современной молодежи. Сегодня нас тревожат отставание ее культуры от образованности, эмоциональная бедность, неадекватная оценка критериев своего и чужого поведения. Воспитание культуры должно присутствовать в качестве внутренней составляющей любой профессиональной деятельности. Цели воспитания определяются идейными и ценностными установками, которые провозглашает то или иное сообщество. Для того чтобы достичь их, необходимо преобразовать на всех уровнях образования процесс обучения.
Реализация целей воспитания и образования называется педагогическим процессом. При этом акцент делается не на содержании обучения, а на разработке целостной содержательной концепции новой педагогической системы, формировании межличностных отношений, которые обеспечивают комфортные условия развития и эмоционально-нравственное воспитание. Вот почему проблема формирования личности и воспитательных воздействий на нее становится злободневной.
Каковы пути формирования личности специалиста в процессе получения образования в техническом вузе? Значение начального формирования личности специалиста заключается в том, что потребности студента в приобретении профессии и получении диплома о высшем техническом образовании должны совпадать с его психофизическими возможностями в получении знаний и способностями использовать их в будущей деятельности. Именно совокупность этих факторов может гарантировать эффективность в подготовке специалиста. Следовательно, задача состоит в более углубленном анализе и выявлении тех специфических особенностей, которыми должен обладать, инженер в отличие от других специалистов, занятых в иных сферах деятельности, — будь то прирожденные способности или же какие-то качества мышления, которые можно вырабатывать и совершенствовать. Инженер должен обладать умением сомневаться, логически мыслить, иметь развитое абстрактное и образное мышление, а вся система высшего образования — способствовать выработке качеств, открывающих возможности желающим стать инженером.
Рыночные условия предъявляют новые требования к качеству подготовки специалистов. Одной из важнейших задач воспитания в высшей школе является возрождение традиций нравственной, интеллектуальной, гражданской подготовки студенческой молодежи, от профессиональной деятельности которой зависит духовная атмосфера общества. Для того чтобы воспитать такого специалиста, необходимы новые идеи о роли преподавателя в учебном процессе, который мог бы обогатить его культурную и эмоциональную составляющие,
Анализ культурного уровня студентов показывает, что возникает необходимость перевода всего учебно-воспитательного процесса на качественно новые позиции. Это означает не просто усиление гуманитаризации и профессионализации, а изменение парадигмы всей образовательной системы, в которой прежде всего учитываются не потребности общества в целом, а потребности личности в развитии своих теоретических и профессиональных способностей.