Музыкальное образование и педагогика в xviii в. 1 страница
ОСОБЕННОСТИ ИСКУССТВА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ИДЕИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
"Век разума", "век философов", "эпоха света" - так оценивали свое время деятели культуры XVIII в. в странах Центральной и Юго-Восточной Европы. В этот период интенсивно развиваются наука, литература, искусство; формируется новый тип творческой личности - ученый - мыслитель, выступающий активным участником общественной жизни, борцом против предрассудков, церковных догм
Просветили провозгласили культ первичной нетронутой природы и разума ее оберегающего.
Эстетические воззрения просветителей складывались в единую систему, пронизанную духом борьбы за раскрепощение личности.
В искусстве происходит возрождение ренессансного восприятия мира чувственного и рационального. Одновременно сделан новый важный шаг в сторону сближения искусства с действительностью. Творцы эпохи Просвещения, как правило, не заимствовали в отличие от классицистов и художников Возрождения персонажи и сюжеты своих произведений из предшествовавшей культуры. В этом отношении просветители были прямыми наследниками эмпирического реализма XVIII в. Для просветителей "верность деталей", конкретно-историческая детализация художественных образов стала одним из важнейших принципов творчества, который они сознательно отстаивали и противопоставляли универсалистскому использованию готовых форм. В собственно творческой деятельности мастеров XVIII столетия их концептуальные взгляды играли значительную роль. Трансформируясь в специфике художественного творчества, теоретическая мысль образно преломлялась, обогащая интеллектуальный мир своих героев.
В искусстве Просвещения различаются и два направления - интеллектуальное (Дж. Свифт, Г. Филдинг, Д. Дидро, Г. Лессинг, У. Хогарт, М. Латур, Ж. Гудон) и сентиментальное (О. Голдсмит, Л. Стерн, Ж. Ж. Руссо, ранние произведения И.В. Гете, И. Гайдна, В. Моцарта). Представители интеллектуального направления считали разум, интеллект безошибочным критерием истины человеческого бытия и основным средством избавления от всех пороков общественной и частной жизни людей. Для сентиментализма то же значение имело чувство - непосредственный источник подлинного смысла жизни и самое надежное средство утверждения гармонических отношений между людьми.
Эстетики просветительского классицизма ставили проблему конфликта между идеалом человека и его реальным образом: "добрая природа" человека противопоставлялась человеку "социальному", "продукту среды", нарушающему нравы.
Для мастеров эпохи Просвещения характерно стремление приблизить искусство к жизни, превратить его в действенный фактор, преобразующий общественные нравы.
Героями художественных произведений живописи, графики, литературы, театра 18 в. стали, одной стороны, "малые люди", не избалованные достатком и
привилегиями, подверженные естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художники восхищаются искренностью, наивной непосредственностью души, близкой природе. С другой стороны, в центре внимания - идеал эмансипированного цивилизованного, интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии,разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками.
Афоризм Руссо "Человек велик только своими чувствами" выражал одну из примечательных сторон общественной жизни XVIII в., породившей утонченность психологического анализа в реалистическом жанре. В XVIII в. изменилась роль театра,оказавшего большое воздействие на музыкальную культуру. Именно на театральных подмостках родилась и была утверждена гениальная оперная реформа Глюка. Он провозгласил простоту, правду и естественность. Музыка становитсявеликим искусством, самым совершенным средоточием человеческих
Роль разума была основной и ведущей в эпоху Просвещения; бесконечная вера в его могущество влияла на оценки явлений природы, событий истории, достоинств и пороков человека.
Реализм, явившийся выражением глубочайшего интереса к миру человека, тек же как и в XVII в. остался главной движущей силой искусства. Эпоха XVIII в. представляетсобой один из самых ярких периодов истории человечества, наподобие раннего Возрождения.
Особое место в эпоху Просвещения занимают проблемы музыкальной науки. Именно в это время возникают и оформляются как самостоятельные области Языкознания история музыки, художественная критика, социология музыки. Появляются первые музыкальные словари и теоретические издания. Впервые возникает научная музыкальная эстетика, основанная на изучении и развитии передовыхидей философии, истории, музыкальной теории. Становление музыкальной эстетики в XVIII в. связано с борьбой просветителей за демократичное, национальное искусство. В оперной реформе Глюка отразились те идеалы и требования, с которыми выступала передовая эстетическая мысль во Франции и прежде всего просветители. Глюк "вырвал" оперу из-под власти придворной эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и Сипу страстей, достойных шекспировской драмы, осветил ее эстетической идеей Корнеля и Расина, привнес в нее искренность и простоту комедии. И музыкальная драма "поднялась до уровня искусства, способного осветить просветительские идеи".
Не случайно реформе театра уделялось такое огромное внимание. Театр, наиболее доступная форма приобщения к искусству широких слоев общества, стад центром эстетического воспитания. Идеи Руссо, Дидро, Д' Аламбера о демократизации искусства должны были воплотиться в идее создания нового театра - музыкального как образца высокогражданственной оперы, музыкальной драмы, выражающей идеалы гражданской добродетели и долга. В центре философских и эстетических учений была проблема формирования независимой, духовно свободной личности (Гельвеции "Искусство как способ совершенствования человека"). Очень важно учитывать то, что теоретики Просвещения понимали под воспитанием и обстоятельствами и как они представляли себе их воздействие на человека.
Что означала локковская tabula rasa в учении французских материалистов? Прежде всего то, что человеческое сознание есть результат воздействия внешнего мира на органы чувств человека, что при этом чувства никогда не ошибаются и ум, являющийся результатом комбинирования первичных ощущений, также ошибаться не может. Конечно, таким образцовым сознанием считалось сознание самих просветлей, их идеи о естественном происхождении человека, о его естественных правах. Они призывали отказаться от "ложного" воспитания и заменить его истинным, для чего необходимо сменить (!) обстоятельства - вместо ненормальной, противоестественной феодальной системы установить такую, какую предписывает разум просветителей и которая должна возвратить человечество к его естественному состоянию, к его общественной сущности, раз и навсегда заданной природой. "Под воспитанием, - пишут историки философии, - понималась вся совокупность воздействий социальной среды на личность. В системе воспитания чувств главное место отводится всем видам искусства".
ИДЕИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ ВО ФРАНЦИИ
В XVIII в. экономическое, политическое, религиозное, социальное и нравственное просвещение совершается в масштабах, несравнимых с предшествующими эпохами. Ускоряется прогресс научного знания. В 1766 г. философ Гельвеции совместно с астрономом Ж.де Лаландом основывает в Париже Ложу Наук. По замыслу создателей, Ложа должна была обьединить эрудитов, самые выдающиеся умы своего времени. Ее цель - совершенствование разума. Членами этом научно-философского общества стали ученые с мировым именем - Б. Франклин, Н. Шамфор, Ж.А. де Кондорсе, правоведы М. Дюпати и П. Пасторе, живописец Ж. Грез, скульптор Ж. Гудон и другие представители науки и культуры.
Характеризуя образование того времени во Франции, Жан Антуан де Кондорсе, философ, геометр и астроном, занимавший в течение ряда лет пост секретаря Академии наук, предсказывал чрезвычайно быстрый прогресс образования, принимая во внимание объем и природу предметов обучения, содержавших элементы почти всех наук. XVIII в. дал миру много выдающихся философов. Среди них видное место заняли французские мыслители-энциклопедисты: Ш.Л. Монтескье, К.- А- Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро.
Значительное влияние на развитие педагогики во Франции оказал Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Основополагающие его труды "Рассуждения о жанрах и искусствах" (1750), "Рассуждения о происхождении и основании равенства среди людей» (1755).
В 1762 г. была опубликована работа "Эмиль, или О воспитании", где философ подверг критике существующую практику и изложил в духе своей теории "естественного права" план формирования личности нового человека. Воспитание должно быть естественным, соответствующим возрасту ребенка, и осуществляться на лоне природы. В романе сделана попытка периодизации развития человека и намечены воспитательные задачи каждого этапа. "Детей нельзя ограничивать правилами и запрещениями", - считал он. Важную роль Руссо отводил личности наставника, который тактично, незаметно для ребенка, направляет всю его деятельность, формирует интересы и взгляды.
В работах другого энциклопедиста Дени Дидро (1717-1784) раскрывается учение о музыкальном подражании природе. Во многих произведениях, посвящённых вопросам теории искусства, Дидро попытался раскрыть природу искусства, ее сущностных категорий.
Основными сочинениями, в которых автор обращается к вопросам музыки, являются "Третья беседа о Побочном сыне" (1757) и "Племянник Рамо" (1770). Философ выступает с требованиями реформы музыкально-драматического искусства, образцом которой он считал классическую трагедию. Дидро выдвигает также идею создания синтетического искусства музыкальной драмы, в которой объединились бы пафос и содержание поэзии с выразительностью пения. Большое значение Дидро придает интонации, выражающей аффект в музыке. В связи с этим Дидро считал, что композитор должен изучать все оттенки человеческой речи, которая является главным образцом для создания мелодии (определение пения как двух взаимно пересекающихся линий - мелодии и декламации).
Для Дидро гений — "некий пророческий тип мышления". Гете, приводя в качестве примера Шекспира, полагал, что природа пророчествует через гения и его свободный дух, негодовал, видя, как треплется это понятие и вершится обман от имени гения в эпоху его "культа".
Подготовка всесторонне развитого музыканта-импровизатора-педагога - характерная особенность эпохи Просвещения.
Различные клавирные школы, методические пособия, адресованные педагогам ориентировали на воспитание творческой индивидуальности ученика в русле философско-эстетических воззрений своего времени. Фундаментально разрешалась задача обучению импровизации в различных стилевых направлениях.
Клавиристу полагалось не только обладать способностью extempore, гармонизировать и вносить изменения в фактуру, но и владеть искусством орнаментирования, генерал-баса, свободной импровизацией, а также транспонированием По справедливому заключению Г. Кречмара, клавирные школы были направлены не на формирование "техника", а на воспитание "хорошего музыканта".
Плеяда французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII столетия блистала такими именами, как Ф. Куперен, Ж.-Ф. Рамо, Л. Дакен, Ф. Дандрие. В их творчестве ярко проявились важнейшие особенности стиля рококо. Вместе с тем эти музыканты преодолевали господствовавшие эстетические требования и выходили за рамки чисто развлекательного и условного светского искусства. Расцвет французского клавесинизма проявился не только в сфере сочинения музыки, но и в исполнительстве и педагогике. Важнейшими источниками для изучения этих областей музыкального искусства, помимо творчества композиторов, являются клавирные руководства. Наиболее значительное из них - трактат Ф. Куперена "Искусство игры на клавесине" (1716), в котором систематизированы исполнительские принципы французких клавесинистов и дано немало интересных педагогических советов, не утративших своего значения до настоящем времени. Характерно прежде всего то внимание, которое уделялось внешнему виду исполнителя за инструментом. Слушателям не должно было казаться, что игра на клавесине - серьезное занятие, так как труд, по понятиям светского человека, - удел слуги, "простого народа". "За клавесином, - учит в своем руководстве Куперен, - надо сидеть непринужденно; взгляд не должен быть ни пристально сосредоточенным на каком-либо предмете, ни рассеянным; словом, надо смотреть на общество так, как будто ничем не занят". Куперен предостерегает от подчеркивания такта при помощи пластических движений (головы, корпуса). По его мнению, это ненужная привычка, мешающая слушателю и исполнителю. Чтобы "избавиться от гримас" во время игры он рекомендует в процессе упражнения посматривать на себя в зеркало, которое предлагает ставить на пюпитр клавесина.
"Галантность" поведения исполнителя, напоминающая и традиционную улыбку балерин в классическом балете, - весьма характерная черта исполнительского искусства эпохи рококо.
Одной из важнейших задач клавесиниста было умение тонко, со вкусом исполнять в мелодии орнаментику. В XVIII в. исполнителем в значительной мере осуществлялось разукрашивание мелодии. "В выборе украшений, писал в своем руководстве Сен-Ламбер, - представляется полная свобода. В разучиваемых пьесах можно играть украшения даже в тех местах, где они не показаны. Можно выкинуть имеющиеся в пьесах украшения, если их найдут малоподходящими, и заменить другими по своему выбору". С течением времени отношение к импровизационным изменениям мелизмов стало иным. Развитие тонкого изощренного мастерства, при котором мельчайшие орнаментальные детали приобретали большое значение и служили показателем "истинного вкуса" музыканта, сковывало импровизационное начало в исполнительском искусстве. Судя по некоторым высказываниям Куперена, уже в его время во французской клавесинной школе импровизация начала постепенно вырождаться. Ей стали противопоставлять исполнительское искусство, основанное на тщательном разучивании заранее написанных и во всех деталях обдуманных сочинений. Особенно непримиримо выступает Куперен против импровизационных изменений, украшений в своих проведениях. В предисловий к третьей тетради клавесинных пьес он настаивает на необходимости буквального выполнения всех деталей текста, так как иначе его пьесы не произведут должного впечатления на людей, обладающих настоящим вкусом.
Эти слова одного из крупнейших клавиристов своего времени не утратили значения и актуальности. О них следует помнить каждому пианисту, играющему пьесы старинных мастеров.
По сравнению с музыкантами других национальных школ, французкие клавесинисты дают более точные правила расшифровки орнамента. В этом нельзя не усмотреть влияния рационализма, свойственного французской культуре, для которой характерно стремление к ясности и подчинению художественного творчества строго установленным логическим закономерностям.
Методические принципы французких клавесинистов, лежавшие в основе воспитания двигательных навыков, отчетливее всего сформулированы Рамо в его педагогическом труде "Метод пальцевой техники" (1760). В целом эта система взглядов для того времени считалась прогрессивной. Среди наиболее передовых установок Рамо необходимо отметить отстаивание им тезиса об огромных природных резервах человека, которые можно использовать.
Одним из плодотворнейших принципов клавесинной методики в двигательной области была неустанная борьба с вредными мышечными напряжениями. Необходимость свободы двигательного аппарата при игре неоднократно подчеркивалась Купереном. Много об этом пишет и Рамо. Большую ценность представляют его замечания о необходимости сохранения гибкости запястья при игре. "Эта гибкость,- замечает он,- распространяется тогда и на пальцы, делая их совершенно свободными и придавая им нужную легкость".
Важно также использование Рамо новых аппликатурных приемов, в частности, подкладывания первого пальца, что связано, несомненно, с новаторскими способами использования инструмента.
Наряду с этими принципами, не утратившими своего прогрессивного значения для всей последующей истории пианистической культуры, у Рамо есть высказывания исторически преходящие, но весьма типичные для того времени. Он считал, например, что процесс упражнения можно свести "к простой механике". В этом сказалась известная ортодоксальность и противоречивость музыкально-педагогического мышления XVIII b., присущая даже наиболее выдающимся мыслителям того времени.
ИДЕИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ В ГЕРМАНИИ
Эпоху Просвещения по праву характеризуют как особое проявление духовного движения, связанного с освобождением третьего сословия. Главным представителем пиетистской педагогики - направления в немецкой протестантской педагогической теории конца XVII- начала XVIIl в.- был Август Герман Франке (1663-1727), создатель системы учебно-воспитательных учреждений для всех слоев общества, новаторски расширивший содержание образования за счет введения естественнонаучных предметов и обучения ремеслам. Однако в теории воспитания пиетистская педагогика в целом и Франке в частности переоценивали необходимость свободы выбора занятий детьми. Идеологиеским содержанием пиетистской педагогики было стремление к пробуждению и обновлению религиозного чувства. Отдельные стороны пиетисткой идеологии и педагогической теории оказали влияние на И.Г. Гердера, И. Канта, И.-В. Гете, Ф. Шлейермахера.
Весьма ценным вкладом а теоретические достижения Просвещения стало учение X. Вольфа (1679-1754), последователя философии Г.В. Лейбница. Много работавший в области гносеологии и классификации наук, Вольф серьезно продвинулся и в проблематике теоретической психологии, В ходе вызванной трудами Вольфа творческой полемики установилось важное для последующего развития психологии и педагогики деление психических способностей на мышление, волю и чувство. Вольф требовал всеобшего обязательного образования.
Философские воззрения Вольфа и его сподвижников легли в основу практических воспитательных принципов филантропинистов, представителей "нового воспитания", занимавшихся также и теоретико-педагогическими разработками.
Педагогика филантропинистов получила свое название от одной из первых в мире школ "свободного воспитания" Дессауского Филантропина (1776-1793), положившего начало влиятельному педагогическому движению - филантропинизму - в Германии, Швейцарии и других странах. Вместе с песталоццианством филантропинизм послужил теоретической и опытной основой школьных реформ в переходный период. Во главе этого течения стоял И.Б. Базедов (1724-1790), который видел конечную цель воспитания в том, чтобы подготовить детей к общеполезной гражданско-патриотической, счастливой жизни. Достижение этой цели требовало единства физического, нравственного и научного образования, чтобы в духе Руссо сформировать естественную и целостную личность. Но если в "Эмиле" Руссо требовал не приспосабливать человека к существующим условиям гражданской жизни, то филантропинисты пытались прийти к реалистическому компромиссу между "общечеловеческим" воспитанием и подготовкой новых поколений к Практическому участию в жизни общества. "И человек и общество несут обязанности друг перед другом, - писал П. Вилляуме (1746-1825). Первая-долг лояльности, вторая - обеспечение духовного совершенствования и облагораживания личности".
Особое значение в системе воспитательных мер филантропинисты придавали формированию высокой нравственности. Тем самым они стремились избежать упрека в чрезмерно "приземленной" целевой установке образования со столоны "благонравных сословий". Особой доминантой в процессе развития выступает, по мнению филантропиниста Х.Г. Зальцмана (1744-1811), формирование навыков нравственного поведения, обусловленного общезначимыми нормами. Если этого нет, то все остальное в воспитании не имеет ценности.
Работающим на поприще педагогики А.Г. Нимейер (1754-1828) рекомендовал изучать философию, прежде всего логику, этику, антропологию и эстетику. Особенно важным для теоретиков педагогики он считал знание эмпирической психологии, которое можно приобрести - теоретическое по книгам, а практическое - посредством наблюдений над собой и окружающими. Опираясь на научные достижения своих предшественников и современников (Локк, Руссо и Базедов) Нимейер наметил контуры научно-педагогической системы, В ее пяти разделах изложены данные о подготовке к педагогической деятельности, общие и частные принципы педагогики как науки, методы преподавания, а также советы относительно поведения воспитателя в различных педагогических ситуациях.
Нимейер создал, таким образом, учебник педагогики. Это руководство выдержало восемь изданий, было переведено на многие языки и получило широкую известность. Не без основания эта "энциклопедия педагогических наук" стала образцом и памятником педагогической мысли начала XIX в. Уже у Г.Э. Лессинга (1729-1781) мы обнаруживаем идею "воспитания человеческого рода" в его «Философии истории"; впоследствии И.Г. Гердер (1744-1803) многопланово расширил понятие "гуманизм" как сочетания в людях "благороднейшего разума и свободы; тонкости чувств и стремлений; поддержания здоровья с учетом особенностей слабого и сильного пола; воспитания для освоения всей Земли и овладения совершенным знанием"; при этом ход истории рассматривался им как стезя, ведущая человечество ко все более полному гуманизму.
Для Гердера история была "зеркалом людей и поколений, светом времен, факелом истины".
Нельзя, однако, достигнуть гуманизма как результата исторического развития без совершенствования людей благодаря воспитанию, которое и следует считать "вторым рождением" человека.
Процесс формирования личности, таким образом, представлялся Гердеру в виде диалектического единства усвоения духовного, культурного наследия и его приумножения; в ходе критической переработки этого наследия личность может состояться одновременно и для настоящего и для будущего. Аналогичные идеи развивал в художественной форме И.В. Гете (1749-1832). Его поэзия, драматургия и проза содержат взгляд на формирование личности как на процесс самосовершенствования, который должен подчиняться великому закону природы — закону саморазвития. Для становления педагогической теории большое значение имела разработанная Гете идея воспитывающей и обучающей среды - "провинции педагогической". Под нею понималась специальная организация жизни детей, активно взаимодействующих с окружающей средой. Гениальным предвидением возрастающей роли воспитательных и образовательно-профессиональных принципов в наступавшей эре индустриализации Гете обогатил педагогическую мысль своего и новейшего времени.
Дальнейшее развитие теории формирования личности осуществил Ф. Шиллер (1759-1805), разработавший, главным образом в "Письмах об эстетическом воспитании человека" (1795) категорию "побуждения к игре". В "игровом побуждении" разрешается противоречие между двумя противоположными побуждениями -"чувственным", физическим и "формальным", нравственным; они действуют оба при условии соединения чувства и разума. Побуждение к игре, если его окультурировать, делает личность многогранной и совершенной. Человек приобретает "живой образ", "образуется". Если предметом "чувственного влечения является жизнь в самом широком смысле, а предметом "формального" - образ, то предмет "побуждения к игре" есть "живой образ", красота. Игра-это свободное, самодеятельное раскрытие всех сил человека: "Человек играет только тогда, когда он является человеком в полном смысле этого слова, и только тогда является он человеком вполне, когда играет".
Понятие "человек", благодаря Шиллеру, было значительно дополнено и углублено.
Идее всестороннего и гармонического развития человека отвечает и "Теория образования" Вильгельма фон Гумбольдта (1767-1835). "Истинным состоянием человека является наивысшее и в наибольшей степени уравновешенное развитие его способностей", - гласит одно из главных его положений. Понятие "образование" постепенно становится все более емким; главной в нем отныне и на долгое время стала идея "внутренних сил, энергии", т.е. идея саморазвития индивида. Развитие их осуществляется только в ходе деятельности и применения на практике, которой они проверяются: "человеку необходим окружающий его мир, в котором он упражняет свои способности и в котором мысль его как чистая форма приобретает свой материал, свое содержание". Для формирующегося человека, согласно Гумбольдту, все области жизни - наука, культура, успеху которой служили естественнонаучные и исторические знания, - являются только материалом для "упражнения" и средством самосовершенствования. Он пытается понять многоликость мира, чтобы как можно ближе стоять к нему". Эта "связь "Я" с миром" реализуется в ходе педагогически организованного "присвоения" и "усвоения" культуры".
Так, становление личности сводилось в первую очередь к саморазвитию и самовоспитанию. Путь к нему лежит через интериоризацию культуры. Гумбольдта и гуманистов XVIII b. объединяла отнюдь не временная преемственность, а близость просветительских позиций; они развивали весьма важную и поныне мысль об активности учащихся в процессе обучения; для них образование и воспитание в конечном счете было делом самого воспитуемого.
Классики немецкой философии оказали значительное влияние на становление педагогической теории своими статьями и выступлениями по вопросам воспитания. В центре философии Иммануила Канта (1724-1804) - идея целесообразности гармонической связи частей целого. Произведения искусства, как и создания природы, имеют органическую структуру. Эстетическое рассматривается основных его категориях - прекрасного и возвышенного. Анализ прекрасного строится у Канта в соответствии с классификацией суждений по четырем признакам: качеству, количеству, отношению, модальности.
Учение об искусстве занимает сравнительно небольшое место в эстетике Канта. Искусству дается определение от противного: это не наука, не природа, не ремесло. Предлагаемая Кантом классификация видов искусства основана на различии способов выражения эстетических идей (т.е. красоты). При этом материалом дня художника служит либо форма, либо содержание. В результате Кант выделяет три основных вида изящных искусств - словесные, изобразительные и искусство "игры ощущений". Высшая форма искусства - поэзия, которая "может быть целесообразно применена рассудком для его дела".
Для восприятия искусства нужен вкус, для творения - гений. Последний не представляет, по Канту, чего-то сверхъестественного, но наделен тремя необходимыми признаками: он создает нечто, выходящее за пределы правил; произведение его служит образцом; его сфера - не наука, а искусство. Главное внимание он уделяет переживаниям человека ("Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного", 1764).
Требуя самоопределения личности и обосновывая это требование теоретически, Кант на первый план в педагогике выдвигает проблему совершенствования характера и особенно необходимость формирования совести. Немецкие просветители боролись за создание национального музыкального стиля, они заложили основы рационалистической эстетики, основанной на опыте и изучении музыкальной практики, положили начало музыкальной критике и публицистике. К этому направлению относятся известные писатели и композиторы: И.Г. Вальтер, И. Маттесон, Ф. Марпург, И.А. Шейбе, X. Шубарт. Один из первых – Иоганн Готтфрид Вальтер (1684-1748). В 1703 г. появляется теоретическое сочинение Вальтера "Наставления о сочинении музыки", содержащее подробную классификацию музыки. Автор исходит из традиционного делении музыки на теоретическую и практическую.
"Музыкальный словарь, или Музыкальная библиотека" (1732), написание которого заняло у Вальтера большую часть жизни, включает около трех тысяч старей (биографические справки о композиторах, теоретиках и расшифровка терминологии).
Композитор-теоретик музыки Иоганн Маттесон (1681-1764) уже в первой своей работе - "Вновь открытый оркестр" резко критикует современную ему жизнь в Германии, пишет об упадке музыки и пытается проанализировать его причины. Среди них он указывает на плохое воспитание и образование музыкантов.
В сочинениях "Совершенный капельмейстер" и "Музыкальный патриот" Маттесон выступал как смелый реформатор, борец за новую просветительскую эстетику. Основой его эстетики явилось учение о подражании, которое носило материалистический характер и было направлено против идеалистических концепций музыки.
Начиная с Маттесона, в педагогике Германии главное место занимает теория подражания. Ее пропагандистом выступил известный немецкий писатель и просветитель Иоганн Адольф Шейбе (1708-1766). Он считал, что подражание составляет внутреннюю сущность музыки. Этот принцип требовал от композитора, во-первых, разнообразия в выражении страстей. Кроме того, он должен быть не механическим, а "разумным", основанным на теоретическом знании, что требует осведомленности в различных научных дисциплинах.