Подготовка учащегося к публичному выступлению
В подготовке ученика к публичному выступлению необходимо учитывать индивидуальные психологические качества ученика. Немаловажную роль играет специфика данного возрастного периода. В подростковом возрасте ребенок начинает ощущать себя по-иному, изменяется его внешность, поведение, а, соответственно, и ожидаемая оценка со стороны окружающих. Поэтому, выходя на сцену, подросток, прежде всего, думает о том, как оценят его зрители. Отсюда – неоправданное волнение, манерность, либо, наоборот, чрезмерная стеснительность. Справиться с подобными проблемами и развить должный уровень артистизма у подростков помогут следующие общие рекомендации.
1. Как уже упоминалось, необходим индивидуальный подход к каждому ученику. Один ученик публичное выступление расценивает как лишний повод выделиться среди товарищей. У такого ребенка следует развивать самокритичность. Другому концерт представляется невыносимым процессом, в течение которого все будут оценивать, обсуждать его способности, внешний вид. Такому ученику следует повышать самооценку и уверенность в себе, внушая, что все, что он делает, правильно, а на сцене он выглядит и слушается еще лучше, чем в классе. В повседневной работе повышать самооценку ребенка можно с помощью выявления его достоинств и скрывания недостатков. Например, если ребенок очень тихий, застенчивый, закомплексованный, но послушный и последовательный в учебе, необходимо хвалить его за старательность, вдумчивость, обращать внимание на том, что его игра или пение очень одухотворенные и являются следствием тщательной и хорошей работы. Эффективнее же всего повышать самооценку личности с помощью психологического тренинга, который проводится чаще всего в группе. Когда подросток поймет, что он принят группой, его самооценка значительно повысится. Эти тренинги – сюда относятся ролевые игры, деловые игры, упражнения на принятие группой и на самопринятие – основаны на том, что сначала ребенок должен осознать наличие в себе негативных черт, затем принять их и, наконец, полюбить себя.
2. Некоторые ученики выражают склонность к преувеличению значения предстоящего концертного выступления. Задача педагога состоит в том, чтобы не нагнетать излишней тревоги за исход выступления. Иначе ученик не в состоянии будет вынести весь груз ответственности на своих плечах. Педагог не должен при подготовке к концерту акцентировать внимание ученика на том, что это будет очень ответственное выступление. Конечно, нельзя давать подростку расхолаживаться. Нужно просто внушать ребенку, что предстоящий концерт – это праздник, к которому нужно тщательно подготовиться для того, чтобы зрители получили удовольствие.
3. Говоря об индивидуальных особенностях ребенка, нельзя не упомянуть о свойственном каждому человеку типе темперамента. Это очень важно, так как темперамент – врожденная структура личности, включающая в себя такие физиологические процессы, как возбуждение, торможение, а также скорость их протекания.
Чаще всего нехватка артистизма ощущается у флегматиков, на них стоит обратить особое внимание при подготовке к публичному выступлению. Педагогу, работая с таким подростком, необходимо воспользоваться тем, что флегматик охотно опирается на ранее приобретенные навыки. Таким образом, ученику можно предложить вспомнить о прошлых своих выступлениях, когда он был на высоте и его еще не мучили проблемы подросткового возраста. Важным подспорьем подростка-флегматика является малая выраженность эстрадного волнения.
Холерики, в отличие от флегматиков, более подвержены манерности при выступлении на сцене. Им характерны трудности при ритмической организации музыкального материала. Это является очень важным моментом не только для исполнителей солистов, но и для учеников, участвующих в коллективах. Так, если холерик играет на фортепиано, необходимо сдерживать его гиперактивность и эмоциональность и развивать в нем рациональное, логическое мышление. Нужно предложить ученику сначала продумать все то, что предстоит ему сыграть. Педагог должен помочь проанализировать текст произведения. Конечно, делать это стоит ненавязчиво, рассуждая и давая ребенку самому высказаться.
Для подростков-сангвиников также характерно преобладание эмоционального над рациональным, поэтому рекомендации по устранению данной проблемы те же. Характерной же особенностью сангвиников является неравномерно затраченные силы при подготовке к выступлению. Такие подростки могут несколько месяцев учиться спустя рукава, а перед выступлением затрачивать слишком много усилий. Это может привести к срыву на сцене, поэтому за подростками-сангвиниками необходим особый контроль в процессе учебной деятельности. Прежде всего, педагог должен контролировать посещаемость занятий, работу на уроках, старательность учеников.
Ученики-меланхолики, как правило, очень тщательно готовятся к предстоящему выступлению и подвержены серьезным эмоциональным срывам. Но именно они, в силу своего возраста и типа темперамента, закомплексованы больше других подростков. Поэтому необходимо все время внушать им, что они делают все правильно и играют очень хорошо и даже в чем-то лучше других (конечно, здесь следует быть осторожным, так как можно повредить самооценке других детей).
4. Нужно отметить, что волнение на сцене, столь характерное для холериков, является особенностью подросткового возраста. Здесь необходимо выяснить, прежде всего, причину этого волнения (очень важно, чтобы сам ребенок понимал ее, иначе решить проблему будет невозможно)
Чаще других встречается боязнь забыть текст (или танцевальные фигуры). Существует масса способов борьбы с этой проблемой, они являются сугубо индивидуальными и, по большей части, являются элементом самовнушения. Однако, проанализировав их, можно выделить наиболее часто встречающиеся. К ним можно отнести метод «мысленного проигрывания» произведения. Ученик закрывает глаза (хорошо проделывать это на ночь) и проигрывает мысленно произведение. Сначала можно проделать это в классе. Если ученик говорит педагогу, проделав один раз упражнение, что у него ничего не вышло (подросткам очень свойственно бросать начатое дело, если сразу оно не получилось), необходимо указать ему, что, выполняя упражнение каждый день, он непременно научится играть мысленно. Ну, а если получается в уме играть, то на сцене тем более все будет в порядке.
Боязнь большой и оценивающей аудитории – важнейшая проблема подростка, выступающего на сцене. Они панически боятся ошибиться. В данном случае педагогу необходимо объяснить, что одна удачно исполненная музыкальная фраза важнее десятка случайных ошибок. Можно случайно ошибиться, но нельзя случайно достичь высоких творческих результатов, и поэтому оценивать исполнителя следует не по его промахам, а по его достижениям. После концерта необходимо ребенка похвалить, и лишь потом разбирать подробности выступления.
Для того, чтобы ученик мог избавиться от навязчивой боязни большой аудитории, можно использовать следующий прием психологической подготовки. Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения представить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить себе состояние творческой взволнованности, праздника и в этом состоянии исполнить всю программу. Для учеников, выступающих в коллективах, это упражнение можно проводить на занятиях. Все внимание должно быть сосредоточено на художественной интерпретации сочинения, а ни в коем случае не на своих переживаниях.
Наконец, для развития артистизма ученика необходимо повышать их интеллектуальные способности, поднимать интерес к тому, что они делают, с помощью оригинальной подачи материала, учитывая индивидуальные психологические особенности и интересы ученика.
Развивать интерес к музыке необходимо еще с доподросткового возраста. Если ребенок приходит в музыкальную школу с большим интересом, задачей педагога будет не нарушить зарождающуюся любовь к музыке.
Артистизм у детей может развиваться только в комфортной обстановке на уроках. Поэтому важно, чтобы с самого начала своего обучения, дети умели сопереживать, помогать другу. Другими словами, нужно развивать в учениках чувство эмпатии, то есть умение сопереживать. Например, педагог должен постараться не допускать, чтобы дети смеялись над товарищем на занятиях, если у того что-то не получилось. Смех их беззлобен, но бездумен и потому вреден. Пусть лучше они подосадуют на неудачи и попытаются помочь, хоть их никто и не просит. Другое дело, если смешно всем – и тому, кто ошибся, и руководителю. Тогда и смеяться должны все. Но если товарищу грустно, неудобно, стыдно за свою невольную ошибку, то в хоре должны проявить заботу и такт, чему надо учить ребят с самого первого дня их обучения. Кроме того, очень хорошо организовывать поездки, культпоходы. Это сплочает группу и руководителя, ребят между собой, а также всесторонне развивает детей.
Для комфортной и продуктивной работы необходим правильный контакт между учащимся и педагогом. Известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми. В школе же доминирует общение со сверстниками. Затруднения в общении со взрослым, с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, которые продолжают обращаться к нему как к ребенку (поэтому обращение педагога «Дети» или «Мальчики и девочки» может вызвать негативную реакцию). Затруднение общения может возникнуть, когда педагог в силу занятости или других интересов не знает мира молодежной субкультуры. Преодоление трудностей общения, связанных с возрастными особенностями педагога, заключается в его постоянном личностном и профессиональном саморазвитии, его включении в жизнь общества, интересе к миру молодежи. «Кто сам не горит, а тлеет, зажечь не может» - гласит древняя мудрость. В соответствии с этим нужно учитывать интересы подростка при подборе репертуара. Делать так, чтобы помимо необходимых программных произведений ребенок сам выбирал то, что он хочет исполнять.
Неумелая работа педагога может повлиять на выбор ученика и навсегда устранить его любовь к музыке. Поэтому необходимо терпимо относиться к ученикам-подросткам и вместе с ними преодолевать все возникающие трудности.