Профессиональная деятельность социального работника представляет собой систему последовательных этапов — определенный процесс
Здесь необходимо рассмотреть следующие проблемы:
1) понятие, сущность и содержание социально-педагогического
процесса;
2) общая характеристика основных компонентов социально-педа
гогического процесса.
§ 1. Понятие, сущность и содержание социально-педагогического процесса
Понятие «процесс» происходит от лат. ргосеззиз — прохождение, продвижение. В научной литературе под ним понимается последовательная смена состояний, тесная связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение.
В современной педагогической литературе имеет место понятие «педагогический процесс». Однако единого подхода к пониманию его сущности нет. Наиболее типичными являются:
а) специально организованное, целенаправленное взаимодействие
педагогов и воспитанников, для решения развивающих и образова
тельных задач (В.А. Сластенин);
б) совокупность последовательных действий учителя и ученика
(воспитателя и воспитанника) с целью образования, развития и фор
мирования личности последнего (Т.А. Стефановская).
Выражение «педагогический процесс» введено П.Ф. Каптеревым (1849—1922). Им же раскрыты его сущность и содержание в труде «Педагогический процесс» (1904).
Под педагогическим процессом он понимал «всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу» и выделял внутренний и внешний социально-педагогический процесс.
1 Внутренний педагогический процесс, по мнению Каптерева, представляет собой «процесс саморазвития человека, определяемый свойствами организма и среды. Процесс будет совершаться с необходимостью: организм по присущим ему законам будет оживлять и перерабатывать впечатления, под их влиянием — действовать. Весь процесс будет носить самобытный творческий характер, совершаться по органической необходимости, а не по указаниям со стороны». Внутренний педагогический процесс может отражать:
а) общую картину развития человека. В этом случае он (процесс)
служит как бы образцом того, как должно происходить социально-пе-
Дагогическое развитие человека;
б) своеобразие развития человека, относящегося к типичной груп
пе, например, становление и воспитание человека с проблемами слуха,
Зрения, отклонениями в психическом развитии и пр.;
в) развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его
I свойств, качеств с учетом его индивидуальности.
Внешний педагогический (образовательный) процесс, по мнению Л Каптерева, представляет собой передачу «старшим поколением млад-г гшему того, чем владеет старшее поколение, что оно приобрело само, К дереиспытало, пережило и что получили готовым от своих предков, от |;более ранних поколений. А тай как все наиболее ценные приобрете-I ния человечества, прежде жившего и ныне живущего, объединены в К одном слове «культура», то образовательный процесс с внешней сто-I; роны может быть понят как передатчик культуры от старшего поколения к младшему, от прежде жившего человечества к ныне живуще-Мму». Такой подход к пониманию внешнего педагогического процесса Цв широком плане отражает общую тенденцию развития любого обще-Ества.
По отношению к человеку внешний педагогический процесс Щможет рассматриваться как:
а) процесс воспитания (коррекции воспитания, перевоспитания,
^Исправления) человека вообще; решение частной педагогической за-
Едачи. В этом заключается технологическая сторона воспитательной
(^деятельности;
б) процесс решения частной воспитательной задачи в работе с оп
ределенной категорией людей, например с детьми, имеющими откло-
Р:нения в психическом развитии, воспитании и пр. В этом случае он
Ёотражает специальный технологический процесс воспитательной дея-
1К;тельности;
: в) процесс воспитания конкретного человека, решение определенной воспитательной задачи — реализация частной технологии воспи-Штательной работы.
Между внутренним и внешним педагогическими процессами, касающимися конкретного человека, существует тесная связь и взаимообусловленность, представляющие целостный характер педагогического процесса.
Социально-педагогический процесс — это взаимодействие социального работника и клиента, направленное на решение социальной проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды. Его целью, по отношению к отдельному человеку, является направленное воздействие, поддержка, побуждение, помощь, позволяющие ему (этому человеку) решить свою социальную проблему. В нем также проявляются внутренняя и внешняя составляющие в их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Изложенное позволяет определить социально-педагогический процесс как последовательное закономерное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления (социализации человека, социальных качеств личности и пр.) (внутренний процесс) и обусловленную им целесообразную последовательность действий (социально-педагогическую деятельность) социального работника, взаимодействие его с клиентом, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели (внешний процесс).
Таким образом, он также представляет собой единство и взаимообусловленность внутреннего и внешнего процессов. При этом внешний строго согласуется с внутренним (его потребностями, возможностями, динамикой изменения) и обеспечивает его наиболее целесообразное развитие. Он выполняет важнейшую роль — наиболее оптимальную и наиболее полную реализацию потенциала внутреннего педагогического процесса.
Системообразующим фактором социально-педагогического процесса выступает его цель (социальный идеал) и обусловленная ею соответствующая социально-педагогическая -деятельность. Основная единица его — это социально-педагогическая задача и способы ее решения.