II. Актуализация опорных знаний. Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего
● Игра «Угадайте слово».
Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (Язык).
– Произнесите первый слог слова. Сколько звуков обозначает буква Я. (2 – [й’а]).
● Игра «Найдите свой домик».
На доске – синий домик – для твердых согласных и зеленый – для мягких.
(Ученики получают карточки с буквами: я, е, о, у, а, и, ы, обозначающими мягкость и твердость предшествующей согласной).
Учитель медленно проговаривает текст:
Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. (Дети с карточками выходят из-за парт и гуляют по классу). Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих. (Синий – а, о, у, ы, а зеленый – е, и, я). Дети с карточками самостоятельно выбирают нужный им домик.
(Растерялся ученик с карточкой буквы я. Почему? Потому что дети еще не знают: буква я обозначает мягкость или твердость предшествующего согласного?)
Дети проходят к своим местам.
1. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся узнают новое о букве Я.
Вопрос:
– Из чего вырастает подсолнух? (Семя.)
Учитель предлагает детям рассмотреть и проанализировать слово семя.
На доске печатается слово и чертится к нему схема.
– Произнесите второй слог-слияние мя так, чтобы отчетливо слышался гласный звук. Дети устанавливают, что слышится гласный звук [a]. Вторично произносится слог мя и проводится наблюдение над тем, как произносится согласный звук в слиянии – твердо или мягко: [м’a] – согласный звук мягкий.
Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [a], то надо писать букву я. Буква я после согласных обозначает звук [a] и мягкость предшествующего согласного звука.
● Еще раз проводится игра «Найдите свой домик». Ученик с карточкой буквы я становится к зеленому домику. (Игра помогает детям ориентироваться в звуковой структуре слова и хорошо усвоить правила написания гласных после твердых и мягких согласных).
Физкультминутка
▲ Чтение слогов-слияний, с. 116.
Определение твердости – мягкости согласных.
2. Произношение скороговорок (можно в виде конкурса).
▲ Чтение текста «Земля», с. 116.
– Подчеркните слова, в которых встретилась буква я.
– Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему они так написаны?
▲ Чтение слов в столбиках, с. 117.
Сначала читаются слова с буквой я в начале, затем в середине и в конце слова.
Проводится наблюдение, что в словах маяк, высокая, морская, маяки буква я находится после гласных, значит обозначает два звука [й’а].
▲ Чтение рассказа «Маяк», с. 117.
Вопросы:
– Почему на море стало темно?
– Куда торопятся суда?
– Что им встречается на пути?
– Что помогает судам смело идти в порт?
Физкультминутка
▲ Выразительное чтение стихотворения, с. 120.
Хором дети повторяют текст за учителем. Заучивание наизусть.
3. Соотношение картинок и слов, с. 121.
Ученики стрелками соединяют названия птиц с соответствующими картинками.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли интересно?
– Какие были затруднения в выполнении заданий?
Урок 57. чтение слов с буквой Я
(закрепление)
Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление.
Оборудование: учебник, магнитная доска, буквы и слоги.
Ход урока