Основные функции образования в обществе
соответствует соответствует
|
|
реализуется реализуется
|
|
|
Сравнительный анализ моделей обучения (по В.Я. Ляудису)
Таблица 2
№ п/п | Параметры обучающей модели | Традиционная модель обучения | Универсальная модель обучения |
1. | Единица управления | Учебно-воспитательный процесс рассматривается как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика; ученики выступают как объекты управления, как исполнители планов учителя. | Единицей управления является целостная учебно-воспитательная ситуация; участники имеют высокий уровень активности; ученики выступают как субъекты учения, общения, совместной деятельности, сотрудничающие с учителем. |
2. | Цели | Усвоение предметно-дисциплинарных знаний | Развитие личности |
3. | Ролевые позиции учителя и стиль руководства | Предметно-ориентированная позиция, стиль авторитарно-директивный, инициатива учащихся подавляется. | Личностно-ориентированная позиция, организационная и стимулирующая функция, стиль демократический, инициатива учащихся поддерживается. |
4. | Мотивационно-смысловые установки учителя | Анонимность, закрытость личности учителя, всеобщая индивидуальная подотчетность, непререкаемость требований, игнорирование личного опыта обучаемых. | Открытость личности учителя, установка на солидарность, совместную деятельность, индивидуальную помощь, участие каждого обучаемого в постановке целей и задач, принятии решений, рефлексии. |
5. | Характер организации учебно-познавательной деятельности | Преобладают репродуктивные задачи. Овладение исполнительной оперативно-технической стороной деятельности опережает смысло- и целеполагание. | На первый план выдвигаются творческие продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы выбора обучаемыми продуктивных задач. |
6. | Формы учебных взаимодействий и отношений | Ведущая и единственная форма учебно-познавательного взаимодействия – подражание, имитация, следование образцам. Позиция ведомого закреплена за обучаемым на всем протяжении обучения. Соперничество преобладает над сотрудничеством. | Цели и задачи разрабатываются совместно учителями и обучаемыми. Процесс их достижения организуется как совместная деятельность. Многообразие и динамика развития внутри- и межгрупповых, межличностных отношений, снижение конфликтности по мере роста взаимодействий, усиление эмпатии в отношении друг к другу и к учителю. Сотрудничество вытесняет соперничество, антагонизм изживается солидарностью. |
7. | Контроль и оценка | Преобладает внешний пооперационный контроль в рамках жестко заданных правил. Преобладает оценка результата со стороны учителя. | Преобладает взаимо- и самоконтроль в рамках общих, разделяемых группой ценностей и смыслов. Внутренний контроль быстро формируется в отношении всего поведения. Преобладает взаимо- и самоконтроль в группах обучаемых. |
8. | Мотивационно-смысловые позиции обучаемых | Отчуждение от учебных ценностей и задач, сужение спектра познавательных мотивов, обособление жизненно значимых ценностей и смыслов от учебных. Внутренний психологический отход от учебной деятельности. | Усиление смыслов учения посредством сотворчества. Обогащение мотивов учения и познания, расширение мотивационной сферы личности, появление мотивов творческой деятельности, самоактуализации, утверждение достоинства личности. |
Сравнительная характеристика деятельности учителя в традиционной и современной (личностно-ориентированной) моделях обучения*
Таблица 3
№ п/п | Параметры педагогической деятельности | Характеристика педагогической деятельности | |
Традиционная (знаниевая, теоретическая) модель обучения | Современная (универсальная, способностная) личностно-ориентированная модель обучения | ||
1. | Ценности педагогической деятельности | Достижение проектных целей | Реализация ценностей постепенного и целенаправленного перехода от обучения и воспитания к формированию способностей к самообучению и самовоспитанию |
2. | Цели педагогической деятельности | Достижение проектных целей | Совмещение целей социального заказа и личностных целей обучаемых |
3. | Характер педагогического воздействия | Проектное содержание транслируется педагогом независимо от индивидуальных особенностей ученика. Проектно-технологическое управление учебной деятельностью | Воздействие на ученика строится на основе его самоопределения на самоизменение и саморазвитие, диагностики учебной деятельности и личностных качеств. Ситуационное управление учебной деятельностью |
4. | Учет индивидуальных особенностей | Не учитываются, проектной цели должен достичь каждый ученик | Постоянный учет индивидуальных особенностей на основе диагностики |
5. | Учет ситуации | Практически не учитывается, если учитывается, то стихийно | Постоянная рефлексия ситуации |
6. | Учет позиции ребенка в учебном процессе | Ученик – объект педагогического воздействия | Ученик – субъект кооперативной деятельности |
7. | Позиция учителя в учебном процессе | Учитель – субъект педагогического процесса, транслирующий научные знания, организующий проектно-технологическое управление | Учитель – диагностик самоизменения учащегося, управляющий ситуацией развития способностей ученика |
8. | Характеристика результата педагогического процесса | Определенный уровень ЗУНов, заданные качества личности. (Определенный уровень освоения знаний как элемента культуры, видов деятельности, запечатленных в культуре.) | Изменение способностей ученика. (Подготовка к еще не существующим видам деятельности) |
9. | Соотношение рефлексивного компонента и научного знания в содержании образования | Рефлексивная компонента присутствует лишь в самом научном знании, не выступает как самостоятельная | Рефлексивная деятельность выступает как самостоятельный объект усвоения и является основой прогностического мышления. Организованно соотносятся научное знание и культура мышления в ходе организации знаний |
Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения:
1. Каковы основные функции образования в обществе?
2. Охарактеризуйте образовательные модели, соответствующие каждой из основных функций образования? Раскройте их сущность, поясните их названия.
3. Какие личностные способности относятся к универсальным?
4. Проанализируйте таблицы 2,3. Каких изменений в педагогической деятельности учителя (преподавателя) требует переход от традиционной к личностно-ориентированной модели образования?
5. Как Вы считаете, какая модель образования реализуется в школе которую Вы закончили, вузе?