Влияние искусства Японии на современный дизайн
Китаева Т.В.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г.Комсомольск-на-Амуре, Россия
The elements of Japanese culture that are used in everyday life in European countries.
Первое, что вызывает ассоциации при упоминании о Японии, так это кимоно, сакура, татами, хокку и анимэ. Кимоно видоизменяется и входит в коллекции знаменитых модельеров. Изначальный материал в них мало угадывается, но пользуется большой популярностью у современных людей.
Татами украшают дизайн современных интерьеров. Так же моден совершенный японский минимализм. Минимум вещей и мебели, максимум открытого свободного пространства.
Многие европейские подражатели японской культуре ввели в свою жизнь чайные церемонии и любования сакурой. Увидев единожды, уже не могут отказаться от этой чисто японской традиции наслаждаться совершенством и спокойствием.
Чайная церемония восходит к обычаю, берущему свое начало в 7 веке, употреблять чай во время медитации в дзэн-буддийских храмах в Китае. Этот обычай получил широкое распространение в Японии с 729 года и сохраняется почти неизменным по сей день. Бытовая процедура питья чая превратилась в особый культ, в котором соединились элементы архитектуры, живописи, садово-паркового искусства.
Мода на анимэ и мангу пришла к нам из Японии и пустила мощные корни в жизнь некоторой продвинутой молодежи. Сейчас популярно не только смотреть японские мультики, но и рисовать свои черно-белые истории, писать фанфики (свои рассказы об уже существующих героях анимэ, фильмов или музыкантах) или самим переодеваться в любимых героев (косплей). Сегодня в стране немного специализированных магазинов для анимэшников (русский косплей чаще шьётся своими руками, и качество его далеко от японского) уверены, в будущем их будет намного больше.
Мода на тату тоже пришла из Азии. Не из Японии, но и там она играла не последнюю роль. Сюжеты нательных рисунков значительно отличались от европейских. Сейчас зачастую можно встреть на молодых людях тату в виде иероглифов (что в Японии изначально не было принято, красивая каллиграфия подобна искусству, но украшать таким способом тело стали совсем недавно).
Сегодня модно использовать в русской кухне экзотические японские блюда. Суши, соус Васаби, Мисо-суп - все это можно встретить не только в наших ресторанах, но и в повседневном домашнем рационе. Хотя, качество приготовления блюд еще далеко от японского, чем качество русского косплея.
Японские мечи часто используют в рекламе столовых ножей. «Сделано из такой же прочной стали». Обманывают, конечно. Потому как производство острейших и прочнейших самурайских мечей закончилось давно. А сравнивать прекрасное творение мастеров меча со столовым предметом не достойно похвалы.
Традиционный японский минимализм, а также национальную эстетику декорирования помещений, обустройства комнат, организации ландшафтного дизайна сегодня любят использовать модные декораторы. Например, черно-белые цвета или монохромный сливовый, фиолетовый цвет с ярким акцентом – розовый (сакура), желтый (пион) и т.д. сейчас используют при дизайне текстурных обоев. Низкие диваны, узкая софа, жаровня – камин в центре жилой зоны, ширмы из рисовой бумаги – все это на пике популярности. Если вам доведется побывать в Санкт-Петербурге, обратите внимание на то, что многие витрины в мебельных магазинах декорированы в японском стиле.
В моду вновь возвращается крой одежды в стиле «кимоно». Наиболее часто встречаемые приемы в коллекциях японских дизайнеров: симметрия, безразмерность, многофункциональность, многослойность, деконструктивизм. Вся цветовая гамма основывается на образцах природного происхождения, причем учитываются сезонные особенности цветения некоторых растений. Цвета сочетают особым образом, тем самым получая в результате неповторимую, характерную только для Японии цветовую палитру.
А японское кино – то, что с философией жизни и ярким концептуализмом никогда не выходило из моды. Как, впрочем, и проза Мураками, национальные танки и хокку.
Японский художник Ямамото Цутомо по профессии учитель математики. Возможно, еще и поэтому его работы технически соразмерны. В Комсомольск-на-Амуре господин Цутомо приезжает с завидным постоянством. В поселке Ягодное Комсомольского района он находился в 1945 году в плену. Сегодня в Японии он считается современным художником, использующим наравне с классической школой, элементы модернизма.
Таким образом, без влияния японской культуры на современное искусство мир был бы скучен. Не только самураи, гейши и анимэ, но и музыка, кинематограф и совершенно не стандартный японский юмор достойны внимательного и уважительного к ним отношения.
Приобретение навыков дизайнера через имидж-центр «Пигмалион»
Шаталина А.А., Бавыкина В.А.,
ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»,
г.Комсомольск-на-Амуре, Россия
The activities of the image-cents "Pygmalion" Amur Humanitarian Pedagogical University. The aims and objectives of the center. The role of image in one's life. The problem of education of aesthetic taste.
Молодежный имидж-центр «Пигмалион» - одно из структурных подразделений, относящееся к управлению внеучебной, воспитательной и социальной работы со студентами в Амурском гуманитарно-педагогическом государственном университете. Созданный в 2003 году имидж-центр успешно развивается и активно позиционирует себя на различных конкурсах и выставках. Уже в 2003 году на Дальневосточном конкурсе «Болдинская осень», которых проходил во Владивостоке, сценические костюмы для университетской вокальной группы «Лада» были признаны лучшими в номинации «Лучший сценический костюм». 2004 год принес имидж-центру очередную награду: коллектив имидж-центра стал финалистом Международного конкурса молодых дизайнеров одежды в Благовещенске. 2010 год - 1 место на региональном конкурсе дизайна костюмов «Территория творчества» в номинации «Светский раут» г. Хабаровск (цв. вкл. 17. рис. 17.3). В 2011 году член молодежной имидж–центра, студент 1 курса Филатов Илья, занял 3 место в конкурсе эскизов одежды «Fashion Sketch Competition» на 12 Международной Ассамблее моды и текстиля в Москве
Директор молодежного имидж-центра – В.А. Бавыкина, совместно со специалистом – М.В. Берестенниковой много делают, причем своими руками. Созданная совместно со студентами коллекция, которая носит название – «Цветочное БАЛовство», действительно уникальна: архитектоника силуэтов, гармония цветов, разнообразная фактура тканей, каскады воланов и акцент на объемных цветах, действительно, не могла остаться незамеченной.
Имидж-центр «Пигмалион» имеет поставленные перед собой задачи, исходя из которых строит работу. Реализуя далеко идущие цели, формирует образ современного учителя, конкурентоспособного на рынке образовательных услуг; создает условия для творческой самореализации, удовлетворения культурных, интеллектуальных и организационных потребностей молодежи; развивает у будущих учителей конструкторско-технологические (дизайнерские) навыки, творческую самостоятельность в процессе реального проектирования и конструирования изделий.
Миссией имидж-центра является: оказание образовательных услуг и проведение консультаций для членов МИЦ «Пигмалион» по вопросам формирования индивидуального имиджа будущего учителя; внедрение в учебную и внеучебную работу современных практико-ориентированных технологий в области моды, дизайна, искусства самопрезентации, направленных на повышение качества подготовки специалистов; теоретическую подготовку и практическую деятельность в области создания авторских моделей и коллекций одежды, совершенствования навыков речевого коммуникативного общения, изучения психологических механизмов успеха и искусства самопрезентации, формирования гармоничного образа современного учителя, популяризации знаний и практических умений в среде студенческой молодёжи по различным аспектам имиджелогии.
Другими направлениями деятельности имидж-центра являются производственная и внебюджетная. Гордостью стал проект дизайна интерьера зала Ученого совета университета. Не остаются без внимания и творческие коллективы вуза. Так, для фольклорной группы «Лада» были изготовлены три коллекции сценических костюмов. Дизайн и следование народным нанайским традициям в костюмах танцевальной группы были отмечены на городском и региональном уровнях. В связи с меняющейся экономической ситуацией, молодежный имидж-цент «Пигмалион» разработал прейскурант платных услуг и теперь как студенты, так и сотрудники университета могут получить любую информацию и помощь. Исходя из результатов исследований, которые свидетельствуют о том, что люди должны иметь современное представление о моде и, стараться ей следовать, целесообразно воспользоваться знаниями, получаемыми в молодежном имидж-центре «Пигмалион».
В наше время большинство людей в суете своих дней все менее задумываются о себе, пытаясь добиться чего-то большего в своем карьерном росте, а также, в социально-общественном положении. Возьмем, к примеру, процесс собеседования, когда человек приходит устраиваться на работу или заключить какой-либо контракт. Как гласит весьма актуальная в наше время пословица: «По одежке встречают…», - внешний вид человека, пришедшего на деловую встречу, способен решить или снять многие проблемы, некие свои опровержения. Ведь люди идут на встречу, будь то с заказчиком или же работодателем, с поставленной перед собою целью: добиться желаемого результата, и забывают, или даже, упускают тот нюанс, который заключается в его внешнем облике. Мы должны преподнести себя в лучшем виде, и, что не мало важно, со всех сторон. Конечно, мы должны идти к четко поставленной перед собою цели, но, именно идти, а не заполнить свою голову одним лишь «надо», забыв обо всем остальном. Это касается не только манеры нашего общения, но и нашего внешнего вида. Ставя перед собой цель «удачных переговоров», мы, как известно, должны и соответственно выглядеть. Именно этот фактор оказывает значимое влияние на результат тех или иных переговоров, а также и на нашего партнера или же работодателя. Это ведь тот самый этикет, которому должен следовать каждый человек, желающий добиться успеха в том или ином деле. Вы должны видеть четкую границу в выборе стиля между катанием на роликах и делового ужина, поэтому везде должна быть мера. Мы должны вовремя суметь сказать себе «стоп» и найти верное применение тому самому «маленькому черному платью». Не стоит, пусть даже в бешеном ритме вашей жизни, забывать о столь значимом для нас, о том, что мы называем – имиджем.
Все знают Коко Шанель, и наверняка, знают, что именно она ввела всеми полюбившееся маленькое черное платье. Эта вещь в вашем гардеробе выручит вас всегда, но опять же, многие не знают меру, и простого черного им становится мало, они начинают забрасывать его всевозможными аксессуарами и накидками, которые, в свою очередь, перечеркивают роль самого платья (наряженными как новогодняя елка, мы уже не пойдем на работу).
Заинтересовавшись, хочется заняться этим вплотную, и тогда стоит придти в имидж-центр «Пигмалион». Именно там можно получить для себя много знаний, умений и навыков и найти ответы на многие вопросы.
Молодежный имидж-центр «Пигмалион» периодически проводит дефиле коллекций с участием студентов университета. Эти дефиле помогают участникам самосовершенствоваться, органично чувствовать себя на публике, свободно и грациозно двигаться. В молодежном имидж-центре «Пигмалион» проводятся занятия, на которых детально изучаются вопросы дизайна, конструирования, технологии изготовления и декорирования одежды.
Ведь прежде, чем начать разрабатывать свою коллекцию, мы должны поставить перед собой следующие вопросы: к какому сезону хочу отнести свою коллекцию, для какой возрастной категории, на что необходимо обратить внимание, где поставить акценты и т. д. Таких вопросов, на самом деле, будет еще очень много, поэтому об этом нужно задумываться на каждом этапе. Для этого нужно развивать эстетический вкус и дизайнерские способности. Обучение в «Пигмалионе» обеспечивает знания о материале, его фактуре и качестве, объясняя при этом правильность выбора той или иной операции и отделке. Благодаря занятиям можно понять, что актуально на данный момент и какая модель подчеркнет наши достоинства и скроет недостатки.
Среди студентов был проведен опрос, действительно ли нужны такие занятия. Вопрос звучал так: «Как вы считаете, насколько важны знания, которые вы получаете в имидж-центре «Пигмалион»». Среди опрашиваемых принимали участие юноши и девушки. Всего 7% из 100% опрошенных, не считают должным уделять своему имиджу достаточную часть своего времени. А ведь, если грамотно все рассчитать, и знать элементарные правила, то этот вопрос не будет вас отягощать, это ведь просто войдет в привычку.
Исходя из результатов опроса, можно сделать вывод, что знания, приобретаемые во время занятий в молодежном имидж-центре «Пигмалион» занимают далеко не последнее место в жизни человека, которым, также как и другим дисциплинам, стоит уделять время. То есть, образование, эстетический вкус, уверенность в себе - залог успеха.
Занятия в молодежном имидж-центре помогают развивать эстетический вкус, а также, дополнительно познавать текстильные и технологические новинки, материалы и обеспечивают полную уверенность в себе. Знание и умение правильного выбора решений характерно для современной жизни и необходимо каждой женщине.
Проблема эстетического вкуса требует соответствующих адекватных мероприятий со стороны субъекта и объекта используемых материалов. Использование вспомогательных орудий труда для создания новых коллекций, также необходимо для разработки чего-то нового.
В современной школе значимость имиджа учителя не маловажна. Преподаватель должен соответствовать вышесказанным критериям. Он должен суметь донести до студентов все основные принципы этого направления. А самое главное – он должен стать примером для них.