Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией
Исторический аспект изучения дизартрии
• Первые научные описания – 1853 г. – нем. невролог Литтль
• Термин введен в 1879 г. Куссмаулем
• Классификации Фрешельса, Гутцмана, М.С. Маргулиса, Е.Н. Винарской, И.И. Панченко и др.
В одной из первых классификаций речевой патологии (Kussmaul, 1879) все расстройства артикуляции были выделены в отдельную группу и обозначены термином «дизартрия». Но уже в 1888 г. Gowers подразделил дизартрические расстройства речи на центральную (центральная – принадлежащая большому мозгу, лат cerebrum – головной мозг) и бульбарную (бульбарный– лат. bulbus – луковица, относящаяся к продолговатому мозгу) формы. В дальнейшем не раз делались попытки дать более подробные нейроанатомические классификации дизартрий. Фрешельс (1943) выделил 4 формы дизартрии: пирамидную, экстрапирамидную, лобно-понтинную и церебеллярную. В 1911 г. Гутцман определил дизартрию как нарушение артикуляции и выделил 2 ее формы – центральную и периферическую.
Большое внимание на современное понимание дизартрии оказали работы М.С. Маргулиса (1926). Он отграничил дизартрии от моторной афазии и разделил на бульбарную и церебральную формы (подобно Gowers, 1988). Маргулис предложил классификацию церебральных форм дизартрии на основе локализации очага поражения головного мозга, что нашло отражение в неврологической литературе, а затем в учебниках О.В.Правдиной (1969, 1973) – 4 формы: бульбарная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая); и др. учебниках (5 форм: 4 + мозжечковая).
Большой вклад в изучение дизартрий внесли работы Л.Б. Литвака (1959), Е.Н. Винарской (1965, 1973, 1989 и др.). Е.Н. Винарской впервые было проведено комплексное нейролингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых больных (1965). В 1989 г. в работе “Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга” Е.Н. Винарская, А.М. Пулатов дают семиотику[5] клинических форм дизартрии. Авторы выделяют следующие формы:
– бульбарную– псевдобульбарную– пседобульбарную дизартрию и анартрию у детей
– экстрапирамидную– мозжечковую– корковую– постцентральную апраксическую
– мезенцефальную – диэнцефальную
Материалы для работы по развитию паралигвистических функций.
Методика артикуляционной гимнастики по И.И.Панченко
Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать три стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно воспитать у ребенка потребность повторить упражнение, зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать, запоминать его.
Пассивные упражнения.
· вытягивание губ с фиксацией мышц (включение только круглой мышцы губ);
· улыбка, растягивание губ с фиксацией нижней челюсти;
· попеременное растягивание каждой стороны губ с фиксацией противоположной (включение соответствующих мышц, отводящих губы в стороны);
· спокойное смыкание губ при вынужденном раскрытии рта;
· опускание губ вниз поочередно нажатием на соответствующие мышцы;
· отведение нижней губы вниз — в стороны (гримаса «презрения») нажатием на треугольные мышцы;
· надавливание ладонями на щечные мышцы;
· выдвигание губ вперед, как при утрированном произнесении звука «щ»;
· быстрое смыкание и размыкание губ;
· круговые движения верхней и нижней губы;
· закрывание глаз, поднятие бровей, нахмуривание их.
Активные упражнения.
1. Упражнения для круговой мышцы губ:
• смыкание губ (обычное, плотное и очень плотное), челюсти сомкнуты и разомкнуты;
• прижимание губ к зубам и деснам верхней и нижней челюсти;
• размыкание губ при закрытом и открытом рте;
• размыкание только средней части губ при сомкнутых углах губ;
• движение то одного то другого угла губ без смещения их в сторону;
• медленное вытягивание губ и такое же медленное возвращение в состояние покоя;
• мгновенное смыкание губ с разрывом, типа «поцелуй».
2. Упражнения для включения круговой мышцы губ в движение:
• вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно);
• набирание воздуха поочередно то под одну губу, то под другую (одна губа фиксирующая, другая — надувающая);
• целевой губной выдох (дуть в определенном направлении, что заставляет придать губам положение симметричного напряжения с определенной конфигурацией их);
• выдувание воздуха поочередно каждым углом губ, с фиксацией другого (надувается щека расслабленного угла губ, противоположная щечная мышца сильно напрягается);
• выдувание воздуха с напряженными и расслабленными щеками.
3. Упражнения для верхней квадратной мышцы губы:
• поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица);
• опускание верхней губы вниз и за зубы.
4. Упражнения для нижней квадратной мышцы губы:
• опускание губы вниз — кнаружи;
• введение ее внутрь за зубы;
• выворачивание ее кнаружи.
5. Упражнение для собачьей мышцы: оттягивание углов рта кверху и кнаружи.
6. Упражнения для мышцы смеха: оттягивание углов рта поочередно кнаружи горизонтально; оттягивание углов рта совместно в стороны.
7. Упражнение для скуловой мышцы: оттягивание углов рта кверху (углубление носогубной складки, образование морщин на коже щек).
8. Упражнение для лобной мышцы: поднимание бровей, образование продольных морщин.
9. Упражнения для мышц глаза:
• мигание век;
• обычное и плотное закрывание глаз.
Для тренировки управления подвижностью язычной мускулатуры проводят следующие упражнения.
10. Упражнения для подбородочно-язычной мышцы:
• выдвигание языка вперед (задние пучки);
• втягивание языка назад, внутрь (передние пучки), следует обращать внимание на парную антагонистическую деятельность различных волокон этой мышцы при смене выдвигания и втягивания языка;
• сокращение всех мышц — придавливание языка ко дну ротовой полости с кончиком, отодвинутым от зубной дуги и изогнутым книзу; увеличение и уменьшение просвета между спинкой и нёбом.
11. Упражнения для подъязычной мышцы: оттягивание языка вниз — назад симметрично с обеих сторон и поочередно с каждой стороны.
12. Упражнения для шилоподъязычной мышцы:
• оттягивание языка вверх — в сторону — назад;
• приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти;
• оттягивание корня языка назад — вверх;
• растягивание и приподнимание кончика вверх.
Все эти мышцы не видны, и об их работе можно судить по выполнению перечисленных выше упражнений.
Билет 2
Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией
Дети с дизартрией по своей клинико-психологической характеристике представляют крайне неоднородную группу. При этом нет взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью психопатологических отклонений. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые ее формы, могут наблюдаться у детей с сохранным интеллектом, а легкие «стертые» проявления могут быть как у детей с сохранным интеллектом, так и у детей с олигофренией.
Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития:
• дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием;
• дизартрия у детей с церебральным параличом
• дизартрия у детей с олигофренией
• дизартрия у детей с гидроцефалией
• дизартрия у детей с задержкой психического
• дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Эта форма дизартрии встречается наиболее часто среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.
Двигательные нарушения обычно проявляются в более поздних сроках формирования двигательных функций, особенно таких, как развитие возможности самостоятельно садиться, ползать с попеременным одновременным выносом вперед руки и противоположной ноги и с легким поворотом головы и глаз в сторону вперед вынесенной руки, ходить, захватывать предметы кончиками пальцев и манипулировать с ними.Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы.. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам.
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.
Для многих детей характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.