Возможные рубрики для отрядного уголка
Календарь
План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня.... New Da, Сегоднячко).
Поздравляем (Гип-гип-ура!!!. Маэстро, музыка! Целуем в щечку.
Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
Режим дня
Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка;
Ба, знакомые все лица).
За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
Наша песня (А мы поем..., А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).
Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).
Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).
Добьемся.
Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно...).Очень Важная Информация {Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).
А вы слышали, что... (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что...) — Наше настроение. Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).
Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели...)Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять»).
Перед набором детей необходимо учесть:
- настрой на смену;
- свой внешний вид;
- выражение лица;
- запах;
- тембр голоса;
- жестикуляцию и т. д.;
Названия отрядов и девизы
Название отряда и девиза должны:
соответствовать возрасту детей;
быть содержательными;
быть удобно произносимыми;
не нарушать традиций лагеря, если они есть; отражать общие интересы детей отряда, их общую особенность или их стремления. Существует три периода смены:
- организационный;
- основной;
- заключительный.
Орг.период- первые 2-3 дня смены – самый основной.
В этот период дети знакомятся друг с другом, лагерем, привыкают к режиму и лагерным правилам.
Основными задачами вожатого в эти дни являются: становление дисциплины, сплочённости и душевности отряда. Т. е. из кучки детей необходимо сделать отряд. Для этого проводятся игры и мероприятия на знакомство, сплочение, выявление лидеров, способностей детей.
Игры на выявление лидеров:
- построиться по … (цвету глаз, росту, дате рождения, квадрату, в шеренгу по трое и т.д.);
- объединиться в группы по признакам ( у кого есть дома кошка, собака, птица, нет животных), ( кто родился весной, летом, осенью, зимой) и т.д.
Успех вожатого в умении стать своим для ребят. Это не строгий педагог, придирчиво следящий за каждым шагом, это тот взрослый, который понимает, доверяет, уважает, придумывает вечно что-то интересное и участвует во всем вместе с детьми и на равных с ними. Заслужить авторитет и любовь ребят непросто. И главное – это не самоцель. Это должно стать результатом той работы, организующей детей, воспитательной, которую они примут за дружбу и станут доверять вам. И это действительно будет дружба, потому что вы искренне хотите им добра, хотите сделать их счастливыми, а не подчинить, не демонстрировать свою власть, теша амбиции. Вожатый, будь человеком, чтобы бывший беспризорник, детдомовец, поднял голову, отвлекся от процесса выживания, чтобы от твоего света засиял мир твоих ребят, засиял добром, любовью, новыми знаниями, новыми впечатлениями.
Время каникул по эмоциональному воздействию на ребенка переоценить невозможно. Так используй это время, наполни его смыслом, динамикой, увлеченностью! Сделай так, чтобы и тебе и отряду было интересно!
Индивидуальный подход и внимание требуются каждому ребенку, но во сто крат они нужнее тем, кто не по своей воле остался без родителей. Ребята из детских домов и интернатов видят в тебе больше, чем просто вожатого. Но будь честен и крайне осторожен, ведь воспитание – дело ювелирное. От тебя ждут не скучных назиданий, с тобой хотят дружить, доверять тебе самое сокровенное, учиться у тебя тому, что в тебе нравится им. Сможешь ли оправдать ожидания десятков мальчишек и девчонок, не сломаешь ли, играючи, хрупкий цветок их надежды? Если в каждом ребенке ты сможешь увидеть личность, заслуживающую твоего внимания, уважения, нуждающуюся в тебе и не проигнорируешь это, авторитет тебе обеспечен.
«Не навреди!» Этот медицинский лозунг при общении с израненными детскими душами и должен соблюдаться в первую очередь.
Бывают минуты, «...дни, когда опустишь руки, и нет ни слов, ни …, ни сил…». Какие бы методики, средства и способы воздействия ты не применял, добиться 100% результата практически нереально. Не думай, что ты круче Макаренко, что тебе под силу сделать из них образцовых воспитанников. Достичь идеального состояния и дать однозначный ответ невозможно даже в физике и математике. Тем более это касается педагогики, особенно воспитания детей, которых бросили самые близкие им люди, от которых отвернулось общество. У тебя не так много времени, но ты можешь вложить в их души что-то важное. Например, возродить угасшую веру в людей, в дружбу, в то, что все можно преодолеть и добиться успеха, если хотеть этого, что нельзя опускать руки и плыть по течению, даже если все совсем плохо.
Повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия. Пользуйся этим как можно реже: перекричать 30 – 40 звонких детских голосов вряд ли удастся, а если получится, то не надолго. Гораздо более действенное средство привлечения внимания – заинтересовать. Например, во время всеобщего «базара» перед отбоем вожатый вдруг начинает рассказывать интригующую историю таинственным тихим голосом…
Дисциплина. Да, бывшие беспризорники – дети не «сахар». Но отжимания до изнеможения, сбор шишек в ночном лесу, пинки и подзатыльники… Чего стоит в таком случае вся «педагогика лета»? Насилие во благо? Не опрокинет ли оно единым махом с таким трудом завоеванное доверие в твоих отношениях с отрядом?
Наказывать всех за проступки одного? Видеть в каждом ребенке потенциального нарушителя и превращаться по любому поводу в цепного пса нецелесообразно и глупо. Лагерная смена превратится в сплошное наказание. Помни, подобное ты можешь совершить лишь раз, а лучше и вовсе не поддаваться сомнительному соблазну.
Помощь старших ребят? Очень часто она превращается в элементарную дедовщину. Хотя в детдоме нередко властвует авторитет силы, вожатый помни: лагерь не детдом, а ты не «дед», но друг ребят и друг старший!
Не заставить, а увлечь! В мире так много интересного, чего не знают детдомовские ребята, но, возможно, знаешь ты. Поделись с ними этими знаниями, найди то, что не только станет интересным для ребят, но, вероятно, пригодиться им в будущем. В походе научи их преодолевать препятствия, помогать товарищу, во время игры – верить в победу, добиваться ее честно, не опускать руки от неудачи. Лагерный режим не помешает вам, если ребята поймут, что каждый день, благодаря тебе, дарит им что-то интересное, а тихий час не мешает, а только подогревает нетерпение вновь встретиться с чем-то новым, увлечься до селе неведомым.
Ребенок не может жить без игры. Создай жизнь по ее законам и целый ворох конфликтов уйдет бесследно. Ведь тогда самому упрямому придется подчиняться не тебе лично, не режиму, а ее законам. Но не перестарайся и даже в самой игре соблюдай правило: «больше искренности и меньше пустой наигранности». Но прежде…
Начни с себя. Решил сломать существующий порядок? Что можешь предложить взамен? Подумай о последствиях и не для себя лично, а для тех, кто рядом с тобой и верит в тебя.
Ночные вожатские бдения увлекательны, однако не слишком увлекайся. Отряд ждет тебя утром энергичного и свежего, а если ты выжат и сух как урюк? В этом ли смысл твоей лагерной жизни? Помни, для большинства интернатских ребят «детская республика» – это дверь в иной мир – единственный выход за стены сиротского учреждения. Не отнимай у них эту возможность, помоги маленькой душе родиться вновь, подними над грязью и предательством прошлого.
Вредные привычки… Мы помним, что «дети – цветы жизни» и гораздо естественнее они выглядят, если цветут не в грязи и пороке. Так помоги им этого избежать, они достойны лучшего, чем проводить свое самое счастливое летнее время за курением, в пьянстве, в сквернословии, в перебранках и т.д. Хотя бы на время лагерной смены приложи все усилия, чтобы им этого не хотелось, чтобы это не было единственным ощущением свободы и удовольствия. И вновь начни с себя, не будь слабовольным, не иди на провокации. К тебе обращаются: «Дай закурить, а!?…» Поинтересуйся в ответ: «А стаканчик молочка, или кефирчика на ночь не хошь? Что слабо, а!?…»
ПОМНИ, авторитет, завоёванный на сигаретах – всего лишь авторитет курильщика, но не авторитетвожатого!
Опытные коллеги тебя напутствуют: «С первой встречи бери быка за рога; первый бой – он трудный самый;…», и вроде все верно, но присмотрись повнимательнее, что главное в подобных фразах, на что тебя невольно подталкивают? С первых мгновений встречи бодаться с отрядом, лоб в лоб, кто кого… Разве детский лагерь – поле битвы. Помнишь, кто-то сказал: «На войне не бывает победителей». Может, есть иной выход, может не стоит биться? Не противопоставить себя отряду, а перенаправить бессмысленную энергию самоутверждения в энергию созидания, которая не «бьет ключом» по голове других, а дает силы убедить, что власть над другими, если уж очень хочется ее, дает интеллект, а не упрямство барана.
Дети, мойте руки… Эффект от подобных лозунгов равен нулю. Скажите ребятам правду. Тем, кто помладше, что заведутся червяки и «будут вас изнутри поедать». Тем, кто постарше, что «посадите отряд на карантин, и не будет ни бассейна, ни дискотеки, ни…»
Побеги?… Убегай сам с детьми, уходи вместе с ними в походы! И потом, ребёнок бежит не потому, что у него мотор внутри. Что-то тяготит его? Кто-то обижает его? А, может быть, хочется романтики? Подари ее детям, чтобы было что вспоминать зимними вечерами, костер в ночи, откровенную беседу, когда ему открылось что-то очень важное.
Вожатый, в твоих силах изменить полярность «магнита» и увеличить силу его притяжения! Ты играешь в футбол, волейбол, плаваешь как дельфин, танцуешь брейк, играешь на гитаре…– это здорово! Но этого мало для работы с детьми, с детдомовцами. Ты не умеешь ничего этого делать, и не похож на Геракла, но ты искренен и справедлив, спокоен и светел, ты веришь в детство, в мальчишек и девчонок, и даешь им возможность поверить в себя… Тебе не в чем более сомневаться!…
Ты и есть тот единственный, незаменимый Вожатый, и отряд без тебя не может существовать. Десятки забытых и забитых судьбой детей ждут встречи с тобой. И ты в состоянии вернуть им детство, утерянное, казалось бы, навсегда. Но пришло лето, они встретились с тобой, и мир засиял светом добра и радости. Это не сложно – любить детей. Так откройся, взгляни в глаза тех, кто стоит перед тобой. Ты нашел то, что искал, и слова далее теряют смысл!…