Цели и задачи практики опоп
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
Утверждаю Проректор по учебной работе _____________________ З.В. Макаровская (подпись, расшифровка подписи) “____”______________2015 г | |
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
УЧЕБНАЯ
___________________________________________________________
подвид практики или её название
Направление подготовки
___________________44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»________________
код и наименование направления подготовки, специальности
магистерская программа
«Психология и педагогика развивающего образования младших школьников»
«Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников»
_________________________________________
наименование
Квалификация (степень) выпускника
магистр
Форма обучения
очная
Москва 2015
Рецензент
Енжевская Марина Владимировна, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ, кандидат педагогических наук
Рецензент
Жамбеева Зарема Залимхановна, психолог ГБОУ СОШ № 773, кандидат психологических наук
Программа практики «Учебная практика» /сост. С.П. Санина – Москва: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. - 44 с.
Программа предназначена для проведения Учебой практики студентам очной формы обучения по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», магистерская программа «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и программа «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» факультета Психология образования в 1 семестре.
Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02– Психолого-педагогическое образование.
Составитель ____________________С.П. Санина
Дата (подпись)
ã С.П. Санина, 2015 | |
ã ГБОУ ВПО МГППУ, 2015 |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Название практики: учебная
Направление подготовки: 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
Название магистерской программы: «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников», «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников»
Форма обучения: очная
Ответственный исполнитель, заведующий выпускающей кафедрой «Педагогическая психология», доктор психологических наук, профессор В.А. Гуружапов.
Исполнитель:Санина С.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология» ГБОУ ВПО МГППУ
СОГЛАСОВАНО:
Декан факультета «Психология образования» _______________/Егорова М.А./ ________
наименование факультета личная подписьрасшифровка подписи дата
Зав. кафедрой педагогической психологии_ ___________ /В.А.Гуружапов/ ________.____ г.
наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата
Председатель учебно-методической комиссии факультета психологии образования по направлению подготовки «44.04.02 Психолого-педагогическое образование»» (магистратура)
____________ /В.А.Гуружапов/ ________.___ г.
личная подпись расшифровка подписи дата
Директор Фундаментальной библиотеки МГППУ __________ /Л.Б. Кривицкая/ ________.___ г
личная подпись расшифровка подписи дата
Рабочая программа зарегистрирована в отделе лицензирования, аккредитации и аттестации МГППУ под учетным номером № _________________ на правах учебно-методического электронного издания _____________________/____________/
Подпись лица, зарегистрировавшего РП
Начальник отдела лицензирования, аккредитации и аттестации______ /Е.В. Шпакова/_____.__ г
личная подпись расшифровка подписи дата
ОГЛАВЛЕНИЕ
АННОТАЦИЯ.. 5
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ.. 9
2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СТРУКТУРЕ ОПОП.. 11
3. НАПРАВЛЕННОСТЬ, МЕСТО, СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 14
4. КОМПЕТЕНЦИИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ.. 16
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.. 17
5.1. Трудоёмкость учебной практики. 17
5.2. Содержание практики. 18
6. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ.. 23
7. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОТЧЁТНОСТЬ МАГИСТРАНТОВ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 23
8. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.. 25
9. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.. 27
9.1. Информационное обеспечение учебной практики. 27
9.2. Материально-техническое обеспечение учебной практики. 28
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МАГИСТРАНТАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОХОЖДЕНИЮ ПРАКТИКИ 28
11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ РУКОВОДИТЕЛЮ ПРАКТИКИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (БАЗЫ ПРАКТИКИ) 31
11.1. Организация и руководство практикой образовательной организацией (базой практики) 31
11.2. Обязанности руководителя практики по ОПОП от выпускающей кафедры.. 32
Приложение 1. Паспорт базы практики.. 35
Приложение 2 Форма индивидуального плана практики.. 35
Приложение 3 Форма дневника.. 35
Приложение 4 Форма отчета о практике (Титульный лист, структура отчёта, требования к оформлению) 35
АННОТАЦИЯ
Практика «Учебная практика» входит в состав Модуля «Практика» основной профессиональной образовательной программы высшего образования и учебного плана подготовки магистров по направлению 44.04.02 – «Психолого-педагогическое образование» магистерской программы «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников», программы «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» очной формы обучения.
Продолжительность и сроки проведения практики определены ОПОП магистерской программ «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников», учебным планом, порядок проведения– Положением об организации практики студентов МГППУ.
Учебная практика в ОПОП магистерской программы «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и программы «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников» реализуется как модульная (Модуль «Практика» ОПОП ППРОМШ, ОПОП ППИРОМШ) в 1 семестре обучения 2-мя отдельными разделами, входящих в состав 2-х интегративных модулей.
- Раздел ПУ.1. «Изучение образовательной среды», интегративный модуль 1, 1 семестр,
- Раздел ПУ.2. «Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников», интегративный модуль 1 семестр.
Учебная практиканаправлена на совершенствование и развитие профессиональной компетентности магистранта, расширение его профессиональных ролей, формирование его готовности к осуществлению научно-исследовательской и педагогической деятельности в реальных условиях при скоординированной деятельности МГППУ и образовательной организации-партнера (базы практики).
В ходе учебной практики происходит знакомство магистрантов с особенностями практической реализации деятельностного подхода в конкретной образовательной организации. На учебной практике во многом определяется область дальнейшей научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
В рамках учебной практики магистранты знакомятся с образцами формируемых профессиональных действий, выполняют самостоятельные профессиональные пробы и формулируют психолого-педагогические проблемы (задачи), отрабатывают отдельные элементы научно-исследовательской деятельности.
Учебная практика в:
· Разделе ПУ.1. «Изучение образовательной среды», интегративный модуль 1, 1 семестр, реализуется в течении 1-2 недели как учебно-ознакомительная и является рассредоточенной. В этот период учебно-ознакомительной практики, предполагается разработка и апробация магистрантом схемы изучения образовательной среды конкретного класса с целью установления ее соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании (с точки зрения учителя, администрации школы, психолога, магистранта). Магистрант знакомится с документами, регулирующими образовательную деятельность образовательной организации; встречается с администрацией, психологом, учителями; наблюдает уроки, внеурочные занятия и внеучебную деятельность взрослых и детей.
· Разделе ПУ.2. «Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников», интегративный модуль 2, 1 семестр, реализуется в течение 3-12-ой недели учебного года и является рассредоточенной. Это время отводится на ознакомление с профессиональными действиями специалистов образовательной организации в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов учащихся и осуществление профессиональных проб в этой области. Магистрант изучает соответствующие документы учителя, проводит индивидуальные и групповые диагностические обследования.
Каждый, из двух разделов учебной практики (Разделы ПУ.1. ПУ.2.), завершается рефлексивно-аналитическим этапом, который предполагает формирование списка учебно-профессиональных и психолого-педагогических проблем (задач), а также предварительный анализ эффективности и затруднений в выполнении профессиональных проб.
Каждый из разделов учебной практики связан содержательно и организационно с конкретным модулем теоретического обучения – учебным модулем (№1-2) в рамках интегративных модулей № 1-2 ОПОП магистерской программы «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и программы «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников», а именно:
· Раздел ПУ.1. «Изучение образовательной среды» связан с учебным модулем 1 – «Научные исследования психолого-педагогического направления»
· Раздел ПУ.2. «Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников» связан с учебным модулем 2 «Философия образования и науки»
Поиск решения выделенных по завершении каждого раздела учебной практики (ПУ.1., ПУ.2) конкретных психолого-педагогические проблем (задач) будет осуществляться в процессе теоретического обучения по соответствующим учебным модулям №1, 2 .
Учебная практика проводится в образовательных организациях сферы образования, имеющих достаточную базу для реализации закрепленных за практикой компетенций и реализующих деятельностную организацию образовательного процесса.
Общая трудоемкость практики – 3 зачетные единицы.
Форма контроля: зачет с оценкой, сдается на 17 учебной неделе 1-го учебного года (до начала зачетно-экзаменационной сессии). Учебная практика аттестуется в форме отчета (письменного) о её прохождении с предоставлением дневника практики и других документов, разрабатываемых магистрантом в процессе практики.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ОПОП
Цели и задачи учебной практики представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.
Таблица 1
Цель учебной практики | Знакомство с системой организации учебной деятельности младших школьников,становление профессиональной идентичности магистранта, получающего образование по направлению подготовки 44.04.02 (050400.68) «Психолого-педагогическое образование», рамках программы магистратуры «Психология и педагогика развивающего образования младших школьников» и программы «Психология и педагогика индивидуализации образования младших школьников», формирование у магистранта стиля профессионального мышления, базовых компетенций и практических навыков ведения самостоятельной научно- исследовательской работы, развития профессионального действия – исследовать учебную деятельность. | Раздел учебной практики | Цели по разделам |
Раздел ПУ.1. «Изучение образовательной среды» (ознакомительная) | Изучение образовательной среды ОО с целью установления соответствия требованиям деятельностного подхода в образовании (с точки зрения учителя, администрации школы, психолога, магистранта). | ||
Раздел ПУ.2. «Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников» | Ознакомление с образцами профессиональных действий педагога в области диагностики и оценки деятельностных образовательных результатов младших школьников. |
Таблица 2