Лекционный курс. Ступени уровни образования.
ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
за период с «___»__________20___г. по «___»__________20___г.
Место прохождения практики:НЧОУ ВО «НИЭУП», кафедра психологии и гуманитарных дисциплин
наименования образовательного учреждения, его структурного подразделения
Направление38.03.01 Экономика
Курс_ Группа_______________
Практикант _____________ ____________________________
подпись И.О. Фамилия
Руководитель практики от кафедры:
доцент каф.психологии
и гуманитарных дисциплин ____________ И.Н. Меньшикова
должность подпись И.О. Фамилия
Руководитель практики от факультета:
декан факультета
экономики и управления ____________ Н.В. Соловьева
должность подпись И.О. Фамилия
М п
Невинномысск, 2016
Невинномысский институт экономики, управления и права
Факультет экономики и управления
ДНЕВНИК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
за период с «___»__________20___г. по «___»__________20___г.
Место прохождения практики:НЧОУ ВО «НИЭУП», кафедра психологии и гуманитарных дисциплин
наименования образовательного учреждения, его структурного подразделения
Направление ____________________________
Курс __ Группа ____________
Практикант _____________ _________________
подпись И.О. Фамилия
Руководитель практики от кафедры: Руководитель практики от факультета:
________________ ____________ _________________ ________________ ____________ _______________ должность подпись И.О. Фамилия должность подпись И.О. Фамилия
Мп
Невинномысск, 20__
Дата | Планируемые мероприятия | Действия, которые должны быть осуществлены при выполнении мероприятия | Проблемы, возникшие при выполнении поставленных задач | Решение проблем | Отметка о выполнении | Подпись руко- водителя |
Установочная консультация по педагогической практике | Знакомство. Обсуждение организационных вопросов | |||||
Встреча с кафедральным руководителем | Определение целей и задач практики Получение необходимых рекомендаций по проводимым мероприятиям | |||||
Составление плана-графика работы | Согласование с кафедральным руководителем общего плана мероприятий (программы практики) | |||||
Участие в обзорных лекциях о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе, о приобретении опыта инновационной деятельности в сфере образования, создания творческой образовательной среды | Составление конспектов лекций Сбор необходимых документов в приложения практики | |||||
Получение индивидуального задания | Знакомство с учебно-методическими материалами преподавателей кафедры БУАиА по дисциплинам Анализ полученных материалов Разработка рекомендаций и предложений | |||||
Посещение лекционного и/или практического (семинарского) занятия При наличии необходимости | Педагогический анализ занятия Анализ используемых на лекции методических приемов | |||||
Проведение самоанализа практиканта | Самостоятельный подбор методик самоанализа Проведение методики и обработка полученных результатов | |||||
Оформление отчета | Сбор всей документации в отчет Оформление его согласно требованиям, отраженным в методических указаниях к практике | |||||
Итоговая консультация с кафедральным руководителем | Подготовка к защите Написание отзыва |
Содержание
Введение | |
1. Лекционный курс. Ступени уровни образования. | |
1.1 Понятие «образовательной системы» | |
1.2 Общая характеристика системы образования | |
1.3 Уровни образования в РФ | |
2. Характеристика образовательного учреждения (базы практики). Анализ нормативной документации вуза, касающейся организации образовательного процесса | |
2.1 Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты | |
2.2 Организационная характеристика НЧОУ ВО «НИЭУП» | |
2.3 Характеристика организации учебного процесса в НЧОУ ВО «НИЭУП» | |
2.4 Организация учебной работы в НЧОУ ВО «НИЭУП» | |
3. Индивидуальное задание. Тематика практических заданий по дисциплине «Статистика» | |
Список использованной литературы | |
Приложения | |
Введение
Целью педагогической практики является подготовка студента-бакалавра к ведению самостоятельной практической педагогической деятельности, закрепление уже приобретенных психолого-педагогических знаний и навыков, соединение их с широким спектром интеллектуальной активности ученого-преподавателя.
Основными задачами педагогической практики являются закрепление знаний, умений и навыков, полученных бакалавром в процессе изучения общепрофессиональных и психолого-педагогических дисциплин бакалаврской программы.
Также к задачам относятся развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении педагогической деятельности.
Задачами моей педагогической практики являются рассмотрение современной системы образования, общее понятие и ступени системы образования в Российской Федерации, которое состоит из нескольких этапов.
Место прохождения мною производственной практики - Некоммерческое частное образовательное учреждение высшего образования «Невинномысский институт экономики, управления и права», кафедра психологии и гуманитарных дисциплин.
Лекционный курс. Ступени уровни образования.
1.1 Понятие «образовательной системы»
Термин «образование» может рассматриваться в разных значениях. Образование является одной из важнейших сфер общественной жизни. Образование — это отрасль социальной сферы и отрасль экономики. Часто говорят об образовании как о квалификационном требовании при замещении тех или иных должностей, при заключении трудового договора.
Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образовательный уровень (образовательный ценз) — это минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом, и допустимая граница нижнего уровня освоения этого объема содержания. В Российской Федерации установлено шесть образовательных уровней (образовательных цензов):
1)основное общее образование;
2)среднее (полное) общее образование;
3)начальное профессиональное образование;
4)среднее профессиональное образование;
5)высшее профессиональное образование;
6)послевузовское профессиональное образование (п. 5. ст. 27 Закона РФ «Об образовании»).
Достижение того или иного образовательного ценза обязательно подтверждается соответствующими документами. Освоение определенного образовательного уровня является необходимым условием для продолжения обучения в государственном и муниципальном образовательном учреждении последующего образовательного уровня. Наличие профессиональных образовательных цензов является условием для допуска к определенным видам деятельности, к занятию определенных должностей.
Можно сделать вывод, что уровень образования определяется уровнем реализуемой образовательной программы. Общеобразовательные программы реализуются на таких уровнях образования, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее, а профессиональные образовательные программы — на уровнях начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Дополнительные образовательные программы (ст. 26 Закона РФ «Об образовании») осуществляются в пределах каждого уровня профессионального образования.
Образовательная система является совокупностью связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как внутри объекта, так и вне его), и деятельности по управлению этими процессами, направленными на удовлетворение учащихся.
Образовательная система характеризуется: - инновационной деятельностью – обновлением содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания), обновлением педагогических технологий, методов и форм работы; Процесс диверсификации в системе образования привел к организационному разнообразию образовательных учреждений. Их основным сущностным отличием является реализация различных образовательных программ, поскольку именно образовательной программой определяется уровень подготовки, способ формирования контингента, применяемые формы и методы, учебно-методический комплект и даже материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Таким образом, общее для образовательных учреждений - реализация образовательных программ на уровне, определяемом образовательными стандартами, а особенное — набор (композиция) конкретных образовательных программ. - организацией учебно-воспитательного и других процессов – самоуправлением, сотрудничеством учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; высоким уровнем мотивации участников педагогического процесса; правом выбора содержания, профиля, форм получения образования.; - эффективностью деятельности системы (сравнение конечных результатов запланированным.) Основой образовательной системы можно назвать: - учебные заведения, классы, группы различных профилей, направлений, специализаций. Они обеспечивают образовательные потребности и учитывают возможности всех детей на данной территории. - создаётся столько их, сколько действительно нужно. Создаются совместными усилиями образовательных учреждений. Органов управления образованием и на основе социального заказа, с учётом реальных потребностей, местных условий. - знать и понимать образовательную политику, участвовать в её формировании. Образовательная система создаётся на основе глубокой диагностики каждого ребёнка (участвуют педагоги, психологи, нейрофизиологи, медики, социальные работники, специалисты по диагностике одарённости) Каждая образовательная система характеризуется ориентацией на определённые социальные функции. Они могут различаться в зависимости от общественных условий, социокультурного окружения, типа и вида образовательного учреждения Наиболее общей образовательной системой может служить федеральная образовательная система. Однако ряд образовательных систем может обладать набором отличительных качеств, вне зависимости от наличия властной структуры. Они определяются географическими, демографическими, экономическими и др. особенностями региона Особенностью образовательных систем можно выделить социальную замкнутость образовательных систем, которая может быть обусловлена различными особенностями формирования как городских застроек, так и сети образовательных учреждений. Например, районы исторической застройки города (центр), где сконцентрировано максимальное количество высокостатусных образовательных учреждений с максимальной доступностью, районы застройки средней открытости и новостройки, а также «спальные» районы, расположенные на окраине города, с практически закрытыми образовательными системами. Открытыми можно считать те образовательные системы, в которых возможен свободный обмен кадрами и контингентом учащихся. Такое деление образовательных систем совпадает с делением на районы с различным социокультурным окружением образовательных учреждений. Открытые районные образовательные системы (районы центра) характеризуются высоким уровнем концентрации научных, культурных образовательных учреждений (в том числе и вузов), исторических памятников, архитектурных шедевров. Для нас представляется существенным тот факт, что в открытых системах образовательные учреждения значительно легче решают такие проблемы, как: — кадровая; — привлечение дополнительных материальных средств из бюджетных и внебюджетных источников; — уменьшение уровня конфликтности в школе как на уровне «школа—родитель», в силу социальной гомогенизации контингента родителей, так и на уровне «школа—система управления», «учитель—ученик»; — получение школой выхода на международные связи; — сохранение старого и привлечение нового контингента учащихся. Такое неоднородное положение в образовательных системах города требует учета и специфики интерпретации получаемых в результате исследования данных. Любая образовательная система характеризуется набором образовательных услуг, качеством реализации и их доступностью.
1.2 Общая характеристика системы образования
В России существует несколько типов образовательных учреждений: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего общего образования), профессиональные (начального, среднего и высшего), специальные – для детей с отклонениями в развитии, а также учреждения дополнительного образования, учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общеобразовательные учрежденияпредставлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями.
Начальная школапризвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умения и желания учиться. Здесь ученики приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культуры речи и поведения Учебные предметы на этой ступени обучения имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальные представления о природе, человек и обществе. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам.
Основная школа закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способностей к социальному самоопределению, к глубокому усвоению основ наук и к формированию научного мировоззрения
Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжить образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля, с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.
Средняя школа обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся. Поэтому учебный план этой ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Обязательная недельная нагрузка на этой ступени существенно снижается по сравнению с предыдущей.
Профессиональные образовательные учреждениясоздаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.
Начальное профессиональное образованиеимеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено в профессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях – техникумах, училищах. Колледжах) или на 1 ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Высшее профессиональное образованиеимеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Его можно получить образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях) – университетах, академиях, институтах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.
1.3 Уровни образования в РФ
1 сентября 2013 г. в России вступил в действие новый закон «Об образовании» (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.). Согласно данному закону в России устанавливаются новые уровни образования. Под уровнем образования понимается завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
2. Характеристика образовательного учреждения (базы практики). Анализ нормативной документации вуза, касающейся организации образовательного процесса
2.1 Федеральные государственные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты